От текста - к творчествуПояснительнаязаписк - Ольга Изировна Молодёжникова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

https://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=proshkolu&utm_medium=baner&utm_campaign=du

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://roskonkursy.ru/?promo=proshkolu&utm_source=proshkolu&utm_medium=baner&utm_campaign=baner1

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Изировна Молодёжникова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Изировна Молодёжникова / Блог / От текста - к творчествуПояснительнаязаписк


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


21 января 2018, 05:08, автор - хозяйка блога
Ольга Изировна Молодёжникова

От текста - к творчествуПояснительнаязаписк

Пояснительная записка.

Элективный курс  адресован учащимся 10 и 11 классов.  Входит в образовательную область "Филология" и рассчитан на 68 часов.

 

Цель программы:

Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения школьников средствами элективного курса.

Формирование личности с устойчивым мировоззрением, дающим опору в современной кризисной реальности; способной принимать ответственность за себя, свою семью, Родину, мир; занимающейся развитием, самосовершенствованием на протяжении всей жизни.                                                          

Сформировать осмысленное принятие традиционных ценностных понятий, таких как духовность, нравственность, Родина, творчество .

Научить пониманию текста, культуре письменного и устного самовыражения (от грамотного письма и речи – до создания личной философии).

     Развить способности личностной аргументации в изложении собственного мнения.

Развить логическое мышление учащихся.

Научить точно и грамотно отражать свои мысли  в письменной речи.

 

Задачи программы:

Научить вдумчиво читать и понимать текст.

Развить навык анализа и комментария текста.

 От осмысления проблемы к личностному и оценочному её восприятию.

Развить навык грамотной письменной речи.

Добиться максимально точного изложения мысли в грамотной и выразительной форме.

Сформировать  навык логически последовательно выстраивать  текст своей работы.

Научить  четко формулировать  личное мнение и убедительно его  аргументировать.

На основе текстов нравственной проблематики сформировать у учащихся правильное представление о человеческих ценностях.

Духовное - нравственное и патриотическое воспитание личности как основа формирования мировоззренческой  позиции учащихся.

Развить  социальную и психологическую зрелость учащихся.

 

 

 

Обоснование программы:

      В связи со сложившейся  в последние годы практикой  Единого государственного экзамена как формы итоговой аттестации учащихся  возникает необходимость  качественной и эффективной подготовки учащихся к выполнению самой сложной  его части - блока С.  Это и определяет  направленность курса, его особенности.

      Полученные  знания и навыки обеспечат  высокий уровень культуры речи учащихся ,  заложат осмысленное понимание основных нравственных ценностей, будут способствовать гармоничному развитию личности, позитивному взгляду на жизнь, помогут в подготовке к ЕГЭ.           

       Программа реализует приоритетное направление духовно-нравственного развития и воспитания в системе национального образования (Дополнения в Закон об Образовании от 2007 г.)

 

 

Структура курса.

В курсе выделены 2 структурные части, каждая из которых соотнесена с 10 или 11 классом.

Первая часть (10 класс) представляет методику обучения сочинению (блок С), поэтапное знакомство с частями сочинения и отработку навыков написания. Таким образом, основополагающей первой  части является работа над формой. Все занятия носят практический характер и формируют навык композиционного построения сочинения, умения  точно и логически последовательно излагать свои мысли.

 

Основополагающей второй части (11 класс) является содержательная составляющая. Главное внимание уделено нравственной проблематике текстов выдающегося философа Ивана Александровича Ильина. Таким образом, центральное место занимает этико-нравственный понятийный ряд  достоинств и пороков личности человека, способствующий  внутреннему личному самоопределению и формированию правильного взгляда на жизнь. Занятия проходят в форме беседы с элементами полемики, практикумов написания творческих работ и сочинений - рассуждений с точки зрения личной жизненной позиции.

 

 

 

 

 

10 класс.

Всего - 34 часа.

Учебно - тематическое планирование

 

Тема занятия

Количество часов

Содержание и форма  занятия. Виды деятельности уч-ся.

1.

 Текст. Строение текста. Микротема. Абзац.  Стили речи. Типы речи. Тема. Идея (главная мысль).

2 часа

Беседа. Систематизация полученных знаний за курс  общего образования, расширение сведений, углубление материала.

2.

Проблема  текста и её формулировка. Определение нескольких проблем и выбор одной из них для выполнения работы.

2 часа

Практикум по формулировке проблемы публицистической  статьи (рассуждение с элементами повествования и описания).

Проверочная работа.

3.

Проблема  текста и её формулировка.

1 час

Практикум по формулировке проблемы отрывка из художественного текста (повествование, описание с элементом рассуждения). Проверочная работа.

4.

Проблема  текста и её формулировка.

2 час

Практикум по формулировке проблемы научной статьи (рассуждение). Проверочная работа.

5.

Комментарий текста

3 часа

Обучающая письменная работа по тексту публицистической статьи.

6.

Комментарий текста

3 часа

Обучающая письменная работа по художественному тексту.

7.

Комментарий текста

1 час

Обучающая письменная работа по научному тексту.

8.

Формулировка  позиции автора, его мнения.

2 часа

Беседа. Различные способы выражения авторской позиции. Обучающая письменная работа.

9.

Обобщающая работа по формулировке проблемы, её комментария и вывода автора текста.

2 часа

Контрольная работа. Сочинение.

10.

Формулировка собственного мнения.

1 часа

Беседа. Различные способы выражения собственной позиции. Согласие и несогласие с мнением автора. Частичное согласие.

11.

Обоснование личной позиции.

2 часа

Практические занятия. Приемы развернутого обоснования. Обучающая письменная работа.

12.

Аргументация личного мнения. Жизненный пример, ссылка на авторитетное лицо, высказывание, на общеизвестные, широко распространенные  факты,

2 часа

Практикум. Обучающая письменная работа.

13.

Аргументация личного мнения. Исторический пример как веский аргумент.

1 час

Практикум. Обучающая письменная работа. Поиск яркого примера из истории.

14.

Аргументация личного мнения. Литературный пример.

2 часа

Практические занятия. Поиск художественного произведения для аналитической аргументации . Обучающая письменная работа.  

15.

Завершающая часть сочинения.

1 час

Беседа. Варианты окончания работы.

16.

Блок С. Сочинение.

2 часа

Итоговая контрольная работа.

 

 

Содержание курса

1. Текст. Строение текста. Микротема. Абзац.  Стили речи. Типы речи. Тема. Идея (главная мысль).

2. Проблема  текста и её формулировка. Определение  ряда  проблем и выбор одной из них для выполнения работы. Умение выделять главную, основную проблему и второстепенную, производную.

3. Комментарий текстов различных стилей и различных типов речи. Речевые особенности при написании сочинений по текстам различных типов речи.

4. Формулировка  позиции автора, его мнения. Умение правильно определить и отразить позицию автора в текстах, где отсутствует прямой авторский  вывод.

5. Контрольная работа. Проверка навыков формулировки проблемы, её комментария и выражения авторской позиции.

6. Формулировка собственного мнения. Обоснование личной позиции. Умение пространно изложить свою позицию.

7. Аргументация личного мнения: жизненный, исторический и литературный примеры. Умение правильно подбирать аргументы.

8. Варианты окончаний работы. Способы логического завершения сочинения.

9. Итоговая контрольная робота.

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс.

Всего - 34 часа. 

Учебно - тематическое планирование

 

Тема занятия

Количество часов

Содержание и форма  занятия. Виды деятельности уч-ся.

1

Тяготы жизни. (Скука. Забота. Будни. Неудача. Плохое настроение. Болезнь. Бедность.)

4 час.

Беседа, анализ статей, творческая работа.

 2.

Жалобы. ( Обиженные. Одарённый. Неполноценный. Красивая женщина. Некрасивая женщина. Шум.)

4 час.

Беседа, анализ статей, обучающая письменная работа.

3.

Сведение некоторых счётов. (Любопытство. Ненависть. Продажность. Карьерист. )

3 час.

Беседа, анализ статей, сочинение.

4.

Опасности. (Зависть. Самомнение. Бесчестие. Несправедливость. Оторванность от корней.)-

4 час.

Беседа, анализ статей, обучающая письменная работа.

5.

Проблемы характера.( Улыбка.  Легкомыслие. Словоохотливый. Молчаливый. Хитрец. Умный. Одиночество.)

4 час.

Беседа, анализ статей, сочинение с отражением личного мнения.

6.

Об искусстве жизни. (Подарок. Опоздание. Право на глупость. Порицание. Искусство похвалы. Искусство спора. Такт. Юмор. Противник.)

4  час.

Беседа, анализ статей, творческая работа.

7.

Наставления.(Деловитость. Ответственность. Нет и Да. Верность. Месть. Прощение. Счастье.)

 

3 час.

Беседа, анализ статей, сочинение с отражением личного мнения.

8.

Первые лучи. (О справедливости. Моя вина. О дружбе.)

2 час.

Беседа, анализ статей, сочинение с отражением личного мнения.

9.

Школа жизни. (  О щедрости. Ранним утром.) 

2 час.

Беседа, анализ статей, творческая работа.

10.

Посещение. (Созерцающий поэт. О страдании. ); У врат. (О терпении. О совести. )

2 час.

Беседа, анализ статей, творческая работа.

11.

Итоговое занятие " Тезаурус  человеческих добродетелей"  или "Философия поющего сердца".

2 час.

Итоговая контрольная работа. Сочинение-рассуждение.

 

 

Содержание курса

 

Тезаурус  человеческих  ценностей ( по книгам И.А.Ильина  "Я вглядываюсь в жизнь. Книга  раздумий"  и "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний").

 

 

"Утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее
искусство на земле - искусство воспитания детей."

И.А. Ильи н

Занятия проводятся в форме лингвистического анализа текста, беседы с элементами полемики и практических письменных работ (сочинения различных жанров на представленную в тексте нравственную проблему), направленных  на формирование основных нравственных понятий и жизненных ценностей.

1. Тяготы жизни. (Скука. Забота. Будни. Неудача. Плохое настроение. Болезнь. Бедность.) Жизненные испытания как необходимый жизненный и  духовный опыт.

2.Жалобы. ( Обиженные. Одарённый. Неполноценный. Красивая женщина. Некрасивая женщина. Шум.) Формирование понятий: дар, обида, красота.

3. Сведение некоторых счётов. ( Любопытство. Ненависть. Продажность. Карьерист. ) Негативные черты личности, пороки,  требующие искоренения.

4. Опасности. (Зависть. Самомнение. Бесчестие. Несправедливость. Оторванность от корней.) Негативные черты личности, пороки,  требующие искоренения.

5. Проблемы характера. (Улыбка. Легкомыслие. Словоохотливый. Молчаливый. Хитрец. Умный. Одиночество.) Формирование понятия  дара  слова и умения распоряжаться  им. Различие между хитростью и мудростью.

6.Об искусстве жизни. (Подарок. Опоздание. Право на глупость. Порицание. Искусство похвалы. Искусство спора. Такт. Юмор. Противник.) Формирование понятия диалогового общения в социуме.

7. Наставления. (Деловитость. Ответственность. Нет и Да. Верность. Месть. Прощение. Счастье.) Формирование понятия  положительных качеств  личности,  необходимости развития их в себе.

8. Первые лучи. (О справедливости. Моя вина. О дружбе.) Формирование понятия  положительных качеств  личности,  необходимости развития их в себе.

9. Школа жизни. (  О щедрости. Ранним утром.) Формирование понятия  положительных качеств  личности,  необходимости развития их в себе. Формирование положительной установки в отношении к миру и окружающим.

10. Посещение. (Созерцающий поэт. О страдании. ); У врат. (О терпении. О совести. ) Формирование понятия  правильной мировоззренческой позиции человека и путях  обретения истины.

11. Итоговое занятие " Тезаурус человеческих ценностей" или "Философия поющего сердца".  Итоговая контрольная работа. Сочинение-рассуждение с обоснованием личностной мировоззренческой позиции.  

 

 

 

Литература для учащихся:

1. . Г.Егораева, Русский язык: задания части 3 (С), универсальные материалы с методическими рекомендациями, Экзамен, 2012

2.О.Загоревская, О.Григоренко, Русский язык, Готовимся к ЕГЭ, Часть С, М. «Просвещение», 2009

3. Г.Егораева, Русский язык, ЕГЭ 2012, практикум 3 (С), М., «Экзамен», 2012

4. . Новейший философский словарь, Кондрашов В.А., Копорулина В.Н.и др., Феникс, 2008

5.Философский словарь, И.Фролов, Государственное издательство политической литературы, 1987

 

Литература для учителя:

1. И.А.Ильин, Собрание сочинений, т.3, Москва, "Русская книга", 1994

2. И.А.Ильин, Я вглядываюсь в жизнь, Москва, Лепта, 2003

3.Ильинские чтения (сборник материалов), Санкт-Петербург, ИВТОБ СПбГПУ,  2004

4.Ильинские чтения 2008-2011, Сборник материалов конференций, Сан кт-Петербург, "Духовное наследие", 2011

 

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Анна Болеславовна Колесник2018-01-21 09:59:44 - Анна Болеславовна Колесник
Ольга Изировна! Спасибо! Очень интересный и нужный курс.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться











  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2018. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Крадётся чёрной кошкой ночь, Глаза ночные фонари... Она затмить собой не прочь Наш старый город, до зари... Зависла тенью над землей Скрывая в сумраке порок... С подругой - золотой луной Пройдёт по краешку дорог... Заглянет в каждое окно, Следы оставит на стекле... Богами млечными дано Нести забвенье по земле... Мурлычет каждому своё, Спасая нас от суеты... Вонзит сомненья остриё, Одарит крыльями мечты... Крадётся чёрной кошкой ночь, Пленяя город тишиной... Она пытается помочь, Даруя временный покой... Ступая мягко по дворам, Ласкаясь об углы домов... Разносит тайны по сердцам, Далеких призрачных миров... 05.01.2014. Елена Есаулова
Звук мурррчащего Кота - самый мой любимы звук. Это вам не тра-та-та, это вам не стук-тук-тук. Я печалюсь от бум-бум, часто хмурюсь от бам-бам, создающих жуткий шум, создающих страшный гам! Если вдруг заметит Кот, что печален я и хмур, тотчас песню запоёт под названием МУР-МУР. Так уютно мне, когда в тишине услышу вдруг звук мурррчащего Кота - самый мой любимый звук. Тим Собакин 6428753-a151550 Сидит на окошке Притихшая кошка И что-то чуть слышно Урчит и урчит, И смотрит на то, Как пустая дорожка, Внизу под окошком, Всё утро грустит. И ёжится зябко, И ждёт не дождётся, Когда ж надоедливый Дождик пройдёт, И выбежит кто-нибудь к ней, И пройдётся С ней вместе по саду До самых ворот! Автор: И.Мазнин Такая классная тема! Спасибо, Ангелиночка!
Лариса Николаевна, всегда рада помочь коллегам.
Лариса Николаевна, Валентина Михайловна, пожалуйста.
Наталья Терентьевна, спасибо за всю папку материалов!
Наталья Терентьевна, спасибо за всю папку!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/