Программа
курса внеурочной деятельности « Мукосолька»
(
лепка из соленого теста)
Пояснительная
записка
Программа курса
«Мукосолька»
создана на основе федерального компонента государственного стандарта
начального общего образования. В соответствии с
учебным планом
ГБОУ
СОШ №3
на проектную деятельность в 4 классе
отводится 1 вне
урочный
час в неделю. Соответственно программа рассчитана на
34
часа вне
урочной
занятости.
Данная программа построена
в соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта.
Данная
рабочая
программа адресована учащимся 4
класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2014-2015 учебный год.
Новые
жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в
жизнь, выдвигают свои требования:
·
быть мыслящими, инициативными,
самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
·
быть
ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований
предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя
актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества;
способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией
социализации личности ребенка в обществе.
Среди
многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид
деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё
отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы,
общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке
проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое
воображение и мышление.
Лепить можно из разных пластичных,
экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную
форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы
стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей
-
соленое тесто. Этому виду творчества придумали
современное название
-
"Тестопластика".
Техника лепки
проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тесто
-
материал очень эластичный, легко приобретает форму и
изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает
возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика- достаточно новый вид прикладного
искусства:
·
способствует
концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления.
чтобы получить желаемый результат;
·
стимулирует
развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить
последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
·
активизирует
мыслительные процессы. В процессе конструирования
у
ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных
символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и
перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение
работы);
·
совершенствует
трудовые умения, формирует культуру труда;
·
развивает у детей
способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется
мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Использование такого приема, как
презентация
работы, предварительное
устное планирование, пошаговая работа над проектом
способствует развитию речи ( презентация
проекта), навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять
работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально-
разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического
развития учащихся.
Кроме
того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей, что тоже важно.
Соленое тесто
обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой
использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не
пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины,
панно
-
все можно сделать из соленого теста. Нужны только
фантазия, художественный вкус да умелые руки. Дети способны не только вылепить
грибочек, ежика, овощи и фрукты, н6о и
составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав
эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста
вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком
случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.
Цели
данной программы:
·
формировать
художественно-творческие способности через обеспечение эмоционально
-
образного восприятия действительности, развитие эстетических
чувств и представлений, образного мышления и воображения.
·
-
привить первоначальные умения собирать информацию из разных
источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
·
-
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной
информации;
·
-
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении
общих задач.
Задачи:
развивающие
·
научить лепке из
солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но и
абстрактное и логическое мышление, воображение.
·
повышать
сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры,
цвета, веса, пластики, пропорций);
·
развивать общую
умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;
·
формировать умение планировать работу по реализации проекта, предвидеть
результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный
замысел.
·
расширять словарный
запас и кругозор
·
учить ставить
цель и задачи проекта,ориентироваться в проблемных ситуациях.
·
развивать
аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное
воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику,
образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
воспитательные
·
воспитывать
трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность,
критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
·
воспитывать
чувство взаимопомощи и коллективизма,
·
воспитывать умение
работать в группе и самостоятельно,
·
воспитывать
волевые качества.
Образовательный процесс включает в себя различные
методы обучения:
·
репродуктивный
(воспроизводящий);
·
объяснительно
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
·
метод проблемного
изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
·
частично-
поисковый.
В проведении занятий используются как индивидуальные,
так и групповые
и коллективные формы
работы.
Отчет о
проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе,
развить навыки самоконтроля.
Формы организации
учебного процесса:
п
рограмма предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей
в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Программа «Лепка из теста»
рассчитана на 2 года(3 -4 классы) ,занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы контроля:
защита выполненных проектов, конкурсы
выполненных работ.
Предполагаемые результаты.
Должны
знать:
·
Историю возникновения лепки из солёного теста;
·
Основные приемы работы с соленым тестом.
·
Название, назначение, правила пользования ручными
инструментами для обработки пластичных материалов.
·
Приемы лепки из солёного теста;
·
Правила техники безопасности;
Должны
уметь:
·
-
определять последовательность
действий при выполнении работы
·
-
о
бъединять
изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой
Технологии, методики:
-
уровневая
дифференциация;
-
проблемное
обучение;
-
моделирующая
деятельность;
-
поисковая
деятельность;
-
информационно-коммуникационные
технологии;
-
здоровьесберегающие
технологии;
Технологическое обеспечение программы
Программа предусматривает преподавание
материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к
определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям
определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие
воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников
значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются
игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный
запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по
содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы.
Программа ориентирует обучающихся на
творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе
способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения
коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных
навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия,
открытости
Содержание тем проектной деятельности
Календарно-т
ематическое
планирование на 2014-2015
учебный год.
Всего:
34
часа, 1 час в неделю
№ занятия
|
Тема
|
Кол-во час
|
Дата
проведения
|
Содержание
|
1
|
Интересные факты
возникновения лепки из солёного теста.
Предметы и композиции из соленого теста. Презентация
|
1
|
|
Познакомить с приёмами, которые используются в
процессе лепки Познакомить с основными инструментами.
Учить
пользоваться стекой, формочками, скалкой
|
2
|
Виды
работ с тестом:
Готовим
тесто.
Организация
рабочего места.
|
1
|
|
Познакомить
с базовой формой изготовления соленого теста для лепки, знать нюансы его
изготовления
|
3-4
|
Техника лепки.
Лепка
предметных
изделий.
Хранение
и восстановление изделий из теста.
|
2
|
|
Познакомиться
с техникой лепки, приемами , техникой сушки и дизайна изделия. Уметь
применить эти знания на практике
|
5-6
|
Цветы и листья
«Ромашки»,
«Розочка», «Простые цветочки»
|
2
|
|
Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя
формочки или стеки.
Учить
скреплять простые детали
|
7-8
|
Ягоды
фрукты и овощи «Малина», «Груши», «Огурчик», «Капуста»
«Фрукты
на тарелке» Групповая работа
|
2
|
|
Учить лепить овощи и фрукты
из раскатанных кусков теста, используя
формочки или ножичек.
Учить
скреплять простые детали
|
9-10
|
Грибы
«Боровик»,
«Лисички»,
Панно
«Грибное лукошко» групповая работа
|
2
|
|
Учить лепить разные грибы из раскатанных кусков
теста, используя формочки или ножичек.
Учить
скреплять простые детали
|
11
|
Выбор
модели лепки
«Персонаж
любимой сказки»
Природное
панно
Сюжет
Портрет.
|
1
|
|
Учить создавать полые формы
«оттягиванием» и «защипом» Учить украшать работу с помощью стеки и путём
«налепа» Закрепить умение лепить фигуру человека в движении.
Закрепить
умение располагать фигуру на подставке
|
12-17
|
Групповая
работа по замыслу.
|
6
|
|
Закреплять
полученные навыки лепки из солёного теста
Развивать
навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей
|
18
|
Проект.
Обоснование
возникшей проблемы и выбор темы группового и индивидуального проекта
|
1
|
|
Подвести
к пониманию того, что проект- это решение определенных жизненных проблем
|
19
|
Как
собирать материал? Твои помощники. Этап.
|
1
|
|
Запомнить
этапы выполнения проекта
Уметь
работать над проектом
в группе
|
20
|
Гипотеза.
Играем в предположения.
|
1
|
|
Подвести
к мысли, что своими руками можно сделать отличные подарки для друзей из
обычных материалов
|
21
|
Цель
проекта. Задачи проекта
Выбор нужной информации.
|
1
|
|
Различать
цель и задачи проекта. Уметь обозначить их в своей работе. Четко следовать
своей цели и задачам проекта
|
22
|
Интересные
люди- твои помощники .
Экономическое
обоснование
|
1
|
|
Понимать
сущность общения, помощи и взаимодействия между людьми, членами семьи.
|
23
|
Продукт
проекта. Виды продукта. Макет. Разработка дизайна
|
1
|
|
Вести
такие понятия, как конечный потребитель, функциональное назначение, моральные
ценности
|
24
|
Мини-сообщение.
Выступление перед знакомой аудиторией
|
1
|
|
Учить
грамотно и сжато излагать свои мысли перед аудиторией
|
25
|
Подготовка
ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта
|
1
|
|
Учить
ориентироваться в быстро изменяющейся внешней среде
|
26-31
|
Оформление
проектов.
Изготовление
работ в классе по выбору
|
6
|
|
Продолжать упражнять детей в раскатывании теста
скалкой, работая двумя руками одновременно.
Для
орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную
умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его. Сравнивать разные способы изображения,
использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки
|
32-34
|
Защита
групповых и индивидуальных проектов.
|
3
|
|
Уметь
представить продукт своего проекта, уметь обосновать выбор, соблюдать все
этапы создания проекта.
Развивать
навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей
|
Литература:
1.
И. Гусева СОЛЕНОЕ
ТЕСТО. Москва. Мой мир.
2006.
2.
ПОДЕЛКИ И
СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.ТКАНИ.БУМАГИ И ПРИРОДНЫX МАТЕРИАЛОВ.
3.
Москва. Мой мир.
2006.
4.
И.А. Лыкова ЛЕПИМ
С МАМОЙ.
5.
М.О. Синеглазова
УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП.
2006.
6.
И. Хананова
СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва.
2007.
7.
Г. Чаянова
СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
8.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К
Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
9.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших
школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
10.
Брдовская
З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных
классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших
школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006
Источники
информации
.
StranaMasterov
.
ru
remeslo
.
okis
.
ru
doshkolnik.info
trozo.ru
http://yourhandmade.taba.ru/blog/Sdelay_sam/Solenoe_testo/8215_Hranenie_solyonogo_testa.html
Тэги:
программа внеурочной деятельности `Мукосолька` лепка из