Внеклассное мероприятие «День Конституции»
Учитель.
Сегодняшнее наше занятие будет посвящено
Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и
маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был
порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Учитель.
Правильно.
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется,
а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ
Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права
и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически
сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая
суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической
основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из
ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями,
сознавая
себя частью мирового
сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
Много тысяч лет
назад появились на Земле люди, а с ними –
главные вопросы
:
–
Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они
обязаны делать и что не обязаны?
– На что
они имеют право и на что не имеют?
. Возьмём
литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец,
люди разрешили эти
главные
вопросы
. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в
точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и
неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие,
угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди
подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:
§
Храни порядок, и порядок сохранит
тебя.
В 1918 году в России появилась Конституция.
Конституция
(от лат. слова –
устройство)
– это основной закон государства, который определяет порядок.
Конституция страны является исходной точкой для принятия
Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас,
была принята в 1993 году.
-А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)
Учитель.
На первой
странице Конституции – гимн нашей страны.
Гимн
– это главная
песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
Государственный
гимн Российской Федерации
1. Россия –
священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава,
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей
до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3. Широкий простор
для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Учитель.
Ребята, как
вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
(Наверное, имеет.)
Учитель.
Да. Имеет.
Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это
значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу,
отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому
человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его
права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на
собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей.
Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к
мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный
опыт.
-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает,
какие еще у него появляются права? (Право учиться.)
Учитель.
Правильно.
Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту,
свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у
вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми
правами, прописанными в Конституции.
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет.
Есть и обязанности.)
Учитель.
Очень верно.
И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Учитель.
Правильно. Для
этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и
обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать
профессию.)
Учитель.
Но вступает и обязанность. Профессия должна быть
не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.
– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете
выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать
родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности,
прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Учитель.
Правильно.
Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и
обязанности по Конституции одинаковые.
(Просмотр
слайдов)
– Какое право
имеет человек как личность?
Ответ.
Каждый человек
имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
(ст. 20).
–
Частная собственность. Охраняется ли она законом?
Ответ.
Право частной
собственности охраняется законом.
Каждый вправе
иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им
(ст. 35).
–
Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?
Ответ.
Никто не должен
подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению
(ст. 21).
– Чем
должен быть защищён человек?
Ответ
. Каждый человек,
где бы он ни находился, должен быть защищён законом
(ст. 22).
– С
помощью чего может человек защитить свои права?
Ответ
. В случае
нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый
человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда
(ст. 46,
47).
–
Какие права имеет человек на своё жилище?
Ответ
. Каждый человек
имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и
семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию
(ст. 40).
–
Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место
жительства?
Ответ.
1. Каждый человек
в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.
2.
Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину
(ст. 27).
–
Какие есть права на владение имуществом?
Ответ.
1. Каждый человек
имеет право владеть имуществом.
2. Никого нельзя
произвольно лишить его имущества
(ст. 35).
–
Какие социальные права имеет человек?
Ответ.
Каждый человек
имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности
поддержку в экономической, социальной и культурной области
(ст. 39).
–
Какие права имеет человек на труд?
Ответ.
1. Каждый человек
имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и
защиту от безработицы.
2. Каждый человек
имеет право на равную оплату за равный труд
(ст. 37).
–
Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?
Ответ.
Граждане РФ имеют
право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и
через своих представителей.
Граждане РФ имеют
право избирать и быть избранными в органы государственной власти
(ст. 32).
–
Каким правом пользуются мать и ребёнок?
Ответ
. Материнство и
младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны
пользоваться одинаковой специальной защитой
(ст. 38 (2).
– Что
можно сказать об образовании человека?
Ответ
. Каждый человек
имеет право на образование.
Образование должно
содействовать полному развитию личности
(ст. 43).
– О
чём не должен забывать человек?
Ответ
. Каждый человек
имеет обязанности перед обществом
(ст. 57).
О них он не
должен забывать
(ст. 58, 59).
Викторина «Права».
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам
(Просмотр слайдов)
«Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
« Три поросенка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
«Красная Шапочка»
|
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность
жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну
корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на
неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право человека владеть
своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
6. В каком произведении нарушено право работающего на
справедливое вознаграждение?
|
Игра «Да!
Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю
статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит
закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Ученики
читают стихотворение
Вижу
чудное приволье,
Вижу нивы
и поля:
Это –
русское раздолье,
Это – русская
земля!
Вижу
горы-исполины,
Вижу реки
и моря:
Это –
русские картины,
Это –
родина моя!
Слышу
пенье жаворонка,
Слышу
трели соловья:
Это –
русская сторонка,
Это –
родина моя!
На протяжении всемирной истории все
государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми
разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн,
флаг.
– Какие символы России вы знаете?
Для любого современного государства
его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы –
общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного
государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.
(Просмотр слайдов)
– Что представляет собой
Государственный герб Российской Федерации?
Четырехугольный, с
закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический
щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан
двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными
лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в
красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это
один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
– Что олицетворяет восстановление
двуглавого орла как государственного герба России?
Неразрывность и преемственность
отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его
составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной
истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
– Опишите флаг РФ.
Государственный флаг России
представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными
полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя –
алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.
– Что, по вашему мнению, в наши дни
символизируют цвета флага?
В наше время цвета флага
истолковываются иначе, чем ранее:
белый
цвет выражает чистоту устремлений,
синий
– обозначает волю к миру,
красный
– это энергия,
сила, кровь, пролитая за Отечество.
Государственный гимн существует во
всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись:
«Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена
Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана
«Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят
федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на
слова С. В. Михалкова.
Государство, прославляемое в гимне,
обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ
должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение
ценности нашего государства.
– Внимательно изучите текст
российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем?
Учащиеся находят следующие
ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность,
свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за
свою страну, восхищение природой родного края.
– Почему государство должно иметь
государственные символы?
Для того чтобы граждане страны чтили память предков,
передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
Народам
России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и
независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят
все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и
всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто
отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность
традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы
в наше время.
Учитель
. Вот и
молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А
ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
Учитель.
А право?
(Бесплатно учиться.)
Выходят
учащиеся и читают стихотворение