Моя мама – участник войны – вспоминает такой эпизод из своей довоенной школы. У нее всегда были тройки по математике. И вот как-то она хорошо подготовила домашнее задание и подняла руку. Математик вызвал ее к доске, но сказал: «Я вижу, что вы выполнили домашнее задание, но сейчас вы решите другую задачу».
Другую задачу мама не решила, и учитель математики с большим удовольствием поставил ей в журнале жирную двойку.
Мама села за парту и зарыдала.
Это же надо было нанести такую травму ученице, что она до сих пор вспоминает детскую обиду – спустя более 70 лет!
«Как ты думаешь, Люда, он тогда был прав? - спрашивает он меня. – Ты сама бы так поступила, когда работала в школе?»
В связи с этим я вспоминаю слова, что учитель 20 лет проработавший в школе, каким бы добрым он не был, становится монстром. А один известный педагог в ответ, согласен ли он с этим утверждением, ответил: «Мало того, говорят, что в учителя идут люди со склонностью к садизму».
Я, конечно, далек от мысли, что все учителя у нас монстры и садисты, но, может, в этом что-то есть и учителю как никому другому надо обладать огромным запасом доброты и человечности.
Ну а что касается случая с мамой, думаю, их математику, конечно же, надо было тогда поддержать девочку, ведь достижения ученика надо сравнивать как известно, с его же вчерашними достижениями, а не с достижениями других детей.
Кстати, мама потом много лет преподавала в колледже, правда, не математику, а историю и обществоведение.