Сайт-проект «Реформы Александра II» – электронный
учебник, победитель конкурса мультимедийных научно-исследовательских и
проектных работ «Грант Префекта Центрального административного округа
для школьников» 2009 года в номинации «Veritatis simplex oratio est
(Речь истины проста)». Разработан интернациональной группой учащихся
школы № 588 города Москвы.
Цели и задачи, актуальность школьного проекта
«Реформы Александра II (1861-1874 гг.)»
Актуальность темы и проекта
Видеоинструкция по использованию сайта. Видеофрагмент открытого урока 28 февраля 2009 года.
В современной России более 20 лет проходят реформы. В
этом смысле наша эпоха созвучна периоду правления Александра II,
который провел действительно великие реформы: освободил крестьян из
крепостной неволи, создал новую судебную систему, модернизировал армию,
дал импульс развитию образования. Диалог с прошлым позволит ученикам
школы лучше понять и современность.
В современной школе имеются наглядные пособия, фильмы о
реформах Александра II. Однако развитие информационных технологий
предоставляет возможность самим учащимся создать сайт, который можно
будет использовать для обучения последующих поколений школьников.
В данном сайте можно использовать элементы музейной
педагогики, которая развивается в стране и в школе, в частности,
материалы музейных занятий в Государственном историческом музее.
Работа над сайтом должна способствовать углублению
исторических знаний участников проекта и совершенствованию их навыков в
работе с компьютером, развитию интереса к изучению истории с помощью
музейной педагогики.
Предмет исследования
Предметом исследования являются Великие реформы, проведенные Александром II в период с 1861 по 1874 гг.
Метод исследования
В основе методологии исследования лежат принципы
системности и историзма. Необходимо показать реформы и личность
императора в историческом развитии, с присущими им противоречиями. Эти
моменты должны быть отражены в структуре и содержании сайта.
Цели и задачи
Главная цель создания сайта состоит в том, чтобы как
можно более полно и комплексно отразить реформы Александра II, сделав их
доступными восприятию учащихся 8,10 классов и удобными для проведения
урока учителем.
Для выполнения цели предстоит выполнить задачи:
1)Собрать материал по теме из разных источников:
академических изданий по истории; материалов по музейной
педагогике; с исторических сайтов в Интернете.
2)Материал должен включать подробности
политической деятельности императора, описание конкретных реформ,
деятельности сподвижников царя-«освободителя», документы, сведения
о реакции на реформы разных слоев населения, фото – и
видеоматериалы, карты.
3)Провести анализ собранного исторического материала.
4)В соответствии с материалом определить форму будущего сайта.
5)Создать сайт и провести его апробацию в одном из классов силами учеников-проектантов.
6)Овладеть новыми знаниями и умениями в области информационных технологий для реализации задач сайта.
7)Повысить интерес к изучению истории в школе.
Источники и литература
Список источников и литературы опубликован в конце сайта.
Здесь же отметим, что основой послужил материал, изложенный в
академическом издании «Всемирная история. Том VI» и в классической
работе П.А. 3айончковского «Отмена крепостного права в России». Большую
помощь оказали публикации на исторических сайтах, а также энциклопедии
и справочники, включая электронный вариант «Большой Советской
энциклопедии». Нами были использованы фотографии музейных экспонатов
Государственного исторического музея (ГИМ).
План изложения материала
1)Предпосылки и причины либеральных реформ в России во второй половине XIX века .
2)Личность императора Александра II.
3)Закон об отмене крепостного права в России.
4)Отмена крепостного права: ход реформы.
5)Следующие реформы: в области образования, судебная, земская, городская, военная.
6)Итоги и значение реформ Александра II.
7)Судьба императора-реформатора.
Все авторские права соблюдены.
|