Вот как описан подвиг этого безвестного героя в Повести временных лет под 992 годом. Узнав о приходе печенегов, князь Владимир выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему:
`Выпусти ты своего мужа, а я своего пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года`.
И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами:
`Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?` И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: `Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками`. Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: `Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?` И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: `Можешь с ним бороться`.
На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: `Есть ли муж? Вот наш готов!` Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже...
В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян Усмошвец (то есть сапожник, шорник шьющий кожу, от слова усмие кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции: в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России с именем Никиты Кожемяки.
Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего -- чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря человека нормальных размеров он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его. В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.
Мультфильм из серии `Гора самоцветов` по мотивам русской народной сказки Никита Кожемяка.
Змей - Горыныч мифологическое чудовище побеждён не сказочным воином-богатырём, а простым человеком ремесленником. Однако Никита не смог победить Змея силой. После трёх дней и трёх ночей непрерывной битвы он понимает, что Змей - Горыныч очень сильный и злой, но при этом глупый и жадный. Это помогло Никите заманить его в море, в котором Змей - Горыныч тонет и превращается в черепаху. Победив Змея, Никита возвращается к любимой работе. Не получает выгоды для себя, а освобождает народ от побора и возвращает молодую жену Князю. А ещё вызволяет старуху Бабу-Ягу.
Автор: Студия Пилот, 2008 год.
|