Учителя стали массово покидать школы: «Клиент всегда прав»
Не скрою, своим названием
данные заметки обязаны знаменитому фильму Стенли Крамера «Благослови зверей и
детей» — экранизация романа Гландона Свортаута о романтическом восприятии мира
американскими детьми, что сталкиваются с жесткой реальностью, в которой они
существуют в летнем лагере.
Нет, упаси боже, я не уподобляю учителей зверям. Они, конечно, не
святые, но в массе своей вполне достойные самоотверженные люди, преданные детям
и своей профессии. Однако при определенных условиях они, что называется, могут
озвереть. Об этом и пойдет речь.
Случилась беда: девушка-подросток ушла из жизни. Оставляю в
стороне причины трагедии. Но в ходе расследования выяснилось, что на своей
странице в Facebooke она три года вела дневник, в котором явно просматривались
неуклонное нарастание депрессивного синдрома у подростка. На вопрос
проверяющего к классному руководителю: «Неужели вы все это время не замечали
подавленное состояние ребенка?» — она ответила: «У меня пятьдесят два часа
учебной нагрузки, работа в две смены, проверка сочинений и тестовых работ,
подготовка выпускников к ЕГЭ. Помимо прочего в нашем регионе работа классного
руководителя оценивается в тысячу рублей!»
Первое, что приходит в голову, — учительница нахватала часов из
жадности. А вот и нет. Педагог возрастной и честно признается, что вполне
довольствовался бы вдвое меньшей нагрузкой. Этот невероятный горб, напрочь
исключающий вдумчивую качественную работу с детьми — и в качестве предметника,
и в роли классного руководителя, — администрация школы взвалила на нее от
безысходности. Не секрет, что во многих регионах из-за нехватки педагогов школы
вынуждены переходить на работу в две смены. Иначе просто некому будет входить в
классы. К слову сказать, существует устойчивое заблуждение, что работа в две
смены — это исключительно результат нехватки учебных площадей, посадочных мест
и обветшавших школьных зданий. Отсюда важная задача строительства новых школ,
отвечающих современным требованиям, за решение которой регулярно отчитываются регионы.
Но это верно только отчасти. Другая причина — нарастающий дефицит
учительских кадров и неуклонное старение педагогического корпуса. Разумеется,
картина по стране пестрая. Я как директор московской школы практически не
сталкиваюсь с этой проблемой. Напротив, едва ли не ежедневно мне поступают
предложения от педагогов, желающих устроиться на работу. Я не располагаю
достоверной статистикой, но, судя по контактам с директорами школ, во многих
регионах положение с педагогическими кадрами близко к критическому.
Если мне не изменяет память, подобная ситуация пару десятков лет
назад была в США. Там одновременно ушли на пенсию около трехсот тысяч учителей.
Пришлось для работы в школах срочно рекрутировать молодежь, открывая
краткосрочные интенсивные курсы по обучению педагогов. Что, разумеется, не
способствовало повышению качества обучения.
В связи со складывающейся у нас кадровой ситуацией возникает
резонный вопрос: как вырастить, а главное — не отвратить от школы молодое
педагогическое племя, призванное придти на смену нашему поколению?
Спору нет, тысячу раз был прав А.П.Чехов, написавший в начале
двадцатого века, что нищий учитель — позор страны. И можно понять молоденькую
учительницу из Екатеринбурга Дарью Троцкую, уволившуюся из школы из-за
нищенской зарплаты, получившую в расчете за июнь одиннадцать тысяч рублей.
Из-за низкого дохода ей не одобрили ипотеку. Но я знаю регионы, где молодым
специалистам платят надбавки, предоставляют жилье, дают льготные кредиты. Но и
эти, казалось бы, очевидные меры стимулирования не сильно меняют ситуацию к
лучшему. Почему? Напомню сказанное от века: не хлебом единым жив человек.
Год назад в одном из педагогических университетов Центральной
России состоялся замечательный выпуск прекрасно подготовленных молодых
специалистов. Пришли они в вуз по призванию, окончив педагогические классы, с
высокими баллами ЕГЭ. Учились серьезно, напряженно, с азартом, хорошо
зарекомендовали себя на педагогической практике. Директора элитных школ
вступили за них в конкурентную борьбу стремясь заполучить к себе такие ценные
кадры. Спустя ровно год все до единого подали заявления об уходе. Благо это
были бы единицы молодых учителей, попавших после окончания вуза в
консервативные школы с затхлой атмосферой и тоталитарными методами управления
педагогическим коллективом. Так нет, и школы вроде бы неплохие, и надбавки к
зарплате приличные, а они уволились.
В самом общем виде причину их массового исхода из школы можно
сформулировать так: ущемление человеческого и профессионального достоинства.
Кем? Всем, кому не лень. В равной степени региональными структурами власти,
родителями учащихся и учениками…
Горящие желанием обучать и развивать своих воспитанников, молодые
учителя никак не могут взять в толк, как это можно, ломая образовательный
процесс, в разгар учебного дня снимать с уроков всех старшеклассников и сгонять
их на очередные губернаторские или мэрские показательные мероприятия,
воспитательная ценность которых ничтожна. И это при том, что школьные программы
сегодня невероятно напряженные, на счету буквально каждый урок. Директор в
такой бесконечно повторяющейся ситуации — заложник обстоятельств, действующий
по формуле В.С.Высоцкого: «Приказано метать — и я мечу». В случае неисполнения
руководящих указаний сметут его самого. Статья 278 Трудового кодекса дает право
учредителю уволить руководителя образовательной организации без объяснения
причин.
Свою лепту в ущемление достоинства педагогов вносят родители
учеников. Истекшие десятилетия не прошли даром. Сегодняшние родители новой
формации привычно рассматривают школу как сферу услуг. В их обыденном сознании
педагог своего рода официант, по отношению к которому клиент всегда прав.
Не имею намерения умалить достоинство тружеников ресторанного
бизнеса. Тем более что иные из них в прошлом наши коллеги. Получив педагогическую
специальность (например, учителя иностранного языка) и испытав в школе
культурный шок, они вступили на иную стезю. По нынешним временам во всех
отношениях более спокойную и обеспечивающую пристойное существование. Во всяком
случае, в отличие от екатеринбургской учительницы, в ипотеке им не отказывают.
Я далек от мысли, что учитель всегда прав. Среди них попадаются
всякие, в том числе грубые, агрессивные, наносящие вред психике ребенка. Как
раз за них у меня душа не болит. Эти поставят на место любого.
Мы хотим, чтобы им на смену пришли современные, образованные,
тонко чувствующие педагоги? Но именно такие не приживаются в школе, не
выдерживая агрессии родителей, густо замешанной на ханжестве и лицемерии. Из
головы не выходит недавняя история, когда молодую учительницу родительская
общественность затравила за то, что она позволила себе селфи в закрытом
купальнике на церемонии награждения победителей соревнований по зимнему
плаванию. Из проруби она вышла с триумфом, но тут же волны ханжества накрыли ее
с головой.
Потребительское и высокомерное отношение взрослых к педагогам
неизбежно передается ученикам, которые начинают рассматривать учителя
исключительно в качестве инструмента получения необходимого для поступления в
вуз документа. При таком отношении не только молодые, но и зрелые, достигшие
высот мастерства учителя, перестают видеть смысл своей педагогической
деятельности. Недавно педагог одного из престижных лицеев города N с горечью
поведал мне, что все меньше старшеклассников записываются к нему на
факультативные занятия и практикумы. Некоторые родители настраивают своих
обожаемых чад соответствующим образом: «Не парься, получи минимальные балы по
ЕГЭ, а мы обеспечим тебе обучение на платной основе».
Разумеется, никто не желает зла своему ребенку. И в преддверии
нового учебного года я хочу пожелать всем, кто имеет отношение к школе:
берегите детей и… учителей!
Евгений
Ямбург, заслуженный учитель РФ
Источник:
«Московский
комсомолец»
Темы:
образование,
учитель,
школа