Google открыл 17 музеев мира для виртуального посещения
Google
Art Project - это семнадцать музеев из девяти стран, 385 выставочных
залов, 400 художников и 1060 картин в высоком разрешении. Любой человек,
у которого есть выход в интернет, теперь может посетить музей
Метрополитен, Третьяковскую галерею, Тейт и Эрмитаж и рассмотреть их
экспонаты в таких подробностях, которые не доступны даже в реальности.
Google сделал бесценный подарок всем любителям искусства.
До тех пор
пока специалисты Google не сфотографировали в высоком разрешении
знаменитую картину "Жатва (Август)" Питера Брейгеля-старшего, директор
лондонской галереи Тейт не знал, что на ней изображена традиционная для
Жирного вторника игра, во время которой крестьяне швыряют палки в
привязанного к шесту гуся. Реальные размеры фигурок этих людей на заднем
плане не превышают нескольких миллиметров, поэтому рассмотреть их на
картине, хранящейся в музее Метрополитен, практически невозможно.
Вернее, было невозможно до недавнего времени.
Google Art Project
стартовал полтора года назад в привычном для компании формате: большую
часть дня сотрудники выполняют свои обязанности, но пятую часть рабочего
времени им разрешается тратить на сторонние проекты, которые их
интересуют. Так в какой-то момент все любители живописи в Google
объединились и решили использовать имеющиеся в их распоряжении
технологии для того, чтобы сделать искусство доступнее.
Многие музеи
и галереи и раньше выкладывали свои оцифрованные коллекции в интернет,
причем в гораздо большем объеме. (Наиболее показателен с этой точки
зрения Нью-Йоркский музей современного искусства, который опубликовал на
своем сайте абсолютно все, что у него есть - 34 тысячи работ, многие из
которых в самом музее увидеть невозможно.) Однако благодаря таким
технологиям, как Picasa, App Engine и Street View, энтузиастам из Google
удалось создать нечто новое.
Во-первых, еще никто не собирал в
единую базу и не систематизировал работы из разных музеев мира, создавая
нечто большее, чем просто набор репродукций. Во-вторых, проект Google
интерактивен: можно составить свой список шедевров и поделиться им с
друзьями. В-третьих, Street View позволяет буквально "пройтись" по залам
знаменитых музеев. Рассмотреть картины в таком режиме не получится, но
зато никаких японских туристов и музейных смотрителей.
Отдельного
упоминания достойны картины, сфотографированные в сверхвысоком
разрешении. Изображение каждой из них состоит из приблизительно семи
миллиардов пикселей, то есть их разрешение в тысячу раз выше, чем у
простой цифровой фотографии. Благодаря такому увеличению можно
рассмотреть не только крестьян Брейгеля, но и самые тонкие мазки,
мельчайшие детали и трещины в краске. Есть и другие особенности - к
примеру, картину "Не надо, женщина, не плачь" из галереи Тейт можно
посмотреть в особом "ночном" режиме, чтобы увидеть спрятанную ее автором
Крисом Офили надпись, которая видна только в полной темноте.
Для российских музеев такая съемка стала подарком. Директор ГТГ
Ирина Лебедева рассказала,
что их "флагманскую" картину - "Явление Христа народу" Александра
Иванова - специалисты Google снимали целый день. "Для того чтобы самим
так сделать, у нас нет технологий, нет таких возможностей", - добавила
она. "Уровень съемки такой, что даже специалистам интересно,
исследователям и реставраторам", - присоединилась к ней
представительница дирекции Эрмитажа.
Само собой, у нового проекта
уже появились и критики. Так, журналист The Daily Telegraph обвинил
Google Art Project в отсутствии всеохватности. К примеру, в проекте
(пока) не участвуют такие крупные музеи, как Прадо и Лувр, а коллекции
представленных музеев отражены слишком избирательно. При этом критика
больше всего смущает, что кто-то решает за вас, какие картины вам нужно
увидеть, а какие нет.
Другая, более распространенная претензия
состоит в том, что просмотр шедевров живописи в интернете автоматически
упрощает их, лишая контекста, и существует опасность, что в будущем
нужда посещать музеи вообще отпадет. Кроме того, Google способен
показать вам картину в таких подробностях, какие невозможно различить,
глядя на нее в музее. Если симулякр получается настолько качественным,
зачем вообще принимать реальность в расчет? И эта проблема, будучи по
сути своей философской, на самом деле довольно интересна.
Недавно
швейцарский интеллектуал и писатель Ален де Боттон, известный своим
стремлением нести в массы философию, искусство, литературу и вообще все
области, традиционно считающиеся уделом высоколобых знатоков, заявил,
что музеи вообще должны избегать своей "музейности". Де Боттон
настаивает, что, располагая большим количеством очень важного с духовной
точки зрения материала, музеи совершенно не пытаются донести до публики
смысл тех или иных произведений, в то время как делать это необходимо.
По
мнению писателя, музеям нужно прилагать больше усилий к тому, чтобы их
посетители поняли, о чем, собственно, картина, соединять размытость
ценностей искусства с определенностью ценностей христианской культуры.
Писать, к примеру, вместо сухой исторической справки на информационной
табличке: "Посмотрите на это полотно и вспомните о том, как важно быть
терпеливым" или "Эта скульптура должна вдохновить вас на мысли о том,
как сделать мир справедливее".
При номинальном отсутствии связи
между идеями де Боттона и Google Art Project они на самом деле движутся
примерно в одном направлении. Дело в том, что, если музеи и вправду
переместятся в интернет, исчезнет тот самый контекст, который обычного
человека все чаще только запутывает. Уйдет и некое подразумеваемое по
умолчанию обязательство понимать:когда картину можно просто пролистать
нажатием одной кнопки, ответственность испаряется сама собой.
Дополнив
эти онлайновые репродукции мотивационными подписями в духе де Боттона,
мы получим совершенно новый тип музеев. Их посетители перестанут
чувствовать неловкость и, обращаясь к пояснительным ремаркам, никогда не
будут сомневаться, что значит и к чему в их душе апеллирует "Рождение
Венеры" Боттичелли или "Спальня художника в Арле" Ван Гога. И не то
чтобы эту простоту нельзя было ввести в музеях в их нынешнем виде (хотя
это невероятная перспектива), просто виртуальным выставкам она
соответствует куда лучше.
Воздерживаясь от далеко идущих выводов,
создатели Google Art Project просто заявили, что очень рады реализации
своего проекта и надеются в будущем расширить его, сделав демократичным
если не само искусство, то хотя бы доступ к нему. Ничего не остается,
как поблагодарить их за это. Как ни крути, то, что они сделали,
совершенно поразительно.
http://www.googleartproject.com/museums/altesnational