О внутренней мотивации, или почему нельзя учиться «из-под палки»
Внутренняя мотивация — такая вещь, которую кнутом и пряником
не вырастишь. Как же завести этот «внутренний движок», который
вдохновляет нас на подвиги?
Мы вместе с вами обсудим, насколько пластично наше мышление,
как создать полезные привычки, какие существуют заблуждения об обучении,
а также поговорим о том, как приобрести нужные навыки быстро и надолго.
Американский писатель Джек Керуак в своём романе «В дороге», который является одним из величайших литературных произведений XX века, написал:
Мне интересны только те безумцы, которые бешено хотят жить, говорить,
спастись, которые хотят иметь всё и сразу, никогда не зевают и не
говорят банальностей, а только горят-горят-горят, распускаясь, как
фейерверки в небе.
Что это за люди? Кто эти сумасшедшие, живущие невероятной, неповседневной жизнью?
Внутри каждого из нас живёт такой безумец. Всё, что ему нужно, чтобы
бесконечно светиться, — это внутренняя мотивация и самостоятельно
выстроенные привычки.
Нейропластичность
Наш мозг обладает свойством нейропластичности, что означает его
способность к перепрограммированию. Этот факт подтверждается
десятилетиями исследований, анализирующих различные виды повреждений
мозга. Одна из самых впечатляющих историй последних лет — операция на
мозге пациентки Грейс Вёльберг, страдающей тяжёлой формой эпилепсии.
Доктор удалил левое полушарие мозга, и вскоре после операции правое
полушарие начало восстанавливать функции, утерянные было вместе с левым.
Восстановление прошло настолько успешно, что вскоре Грейс вышла из
парализованного состояния. Вот снимок её мозга после операции.
Это потрясающе — биологическое аппаратное обеспечение того
устройства, которое находится на наших плечах, имеет на борту около 100
миллиардов нейронов (учитывая нейроглиальные и сателлитные клетки).
Только представьте, какое количество категорий и иерархических структур
способна обработать такая сложная система. Детский мозг способен
образовывать до 700 новых связей в мозге и синапсов в секунду, в то
время как к каждому нейрону подсоединяются десятки тысяч синапсов.
Исходя из наших знаний, мозг человека — самое сложное творение в
известной нам вселенной. И познавать его нам приходится, используя его
же.
О привычках
Мы — это наши многократные действия. Совершенство в таком случае — не единичный акт, а привычка.
Аристотель
Есть такая городская легенда о Пабло Пикассо. Приходит одна дама к
великому художнику и просит нарисовать её портрет. Он быстро набросал
кое-что на холсте и показал ей. Дама выразила полный восторг и
потянулась к картине, чтобы забрать её. Однако Пикассо остановил её,
сказав, что его произведение стоит 100 тысяч долларов. «Как же может
двухминутная работа стоить так много?», — спросила леди. «Чтобы сейчас
нарисовать вас за две минуты, я работал всю жизнь», — ответил художник.
В своей книге «Сила привычки»
Чарлз Дахигг строит целую концепцию вокруг привычек. Когда мы
сталкиваемся с незнакомой ситуацией, наш мозг входит в высокочастотный
режим. Как только мозг определяет, что с ситуацией он сталкивается не
впервые, он начинает строить привычку. Ему это необходимо по двум
причинам: ускорить выполнение действий, автоматизируя их; и экономить
энергию.
На формирование привычки уходит от 21 до 254 дней (от 3 недель до 9
месяцев) в зависимости от особенностей характера человека и стараний,
которые он к этому прилагает. Зато если уж вы приобрели привычку, она
остаётся с вами навсегда. Привычки — хоть полезные, хоть вредные, —
просты в содержании, но нелегки в приобретении.
Привычка — это инвестиция в будущую эффективность, причём с
возможностью реинвестирования в любое время. Давайте приведём пример.
Если я буду вставать в 6 утра, у меня будет дополнительных 2 часа
работы в сутки. Эти два ежедневных часа дают 18 дополнительных рабочих
недель в год. Именно это время и становится реинвестируемым; его можно
потратить на упражнения, медитацию, занятия спортом, прогулки и
наблюдения. Это — часть повседневной рутины, формирующей привычку.
Скотт Адамс, карикатурист и создатель известной серии комиксов про
корпоративные приключения Дилберта, говорит о своём подходе к работе:
Всю свою жизнь я искал людей, которые стремятся не к целям, а к
системе. В большинстве случаев, по моему опыту, те, кто строит себе
систему, успешнее. «Системные» люди нашли способ смотреть на привычные
вещи новым и более эффективным взглядом.
Заучкам живётся очень плохо
Учение сродни удовольствию от музыки. Подумайте: когда вы слушаете
музыку, вы вряд ли думаете: «Ну вот, я слушаю музыку, какой я молодец».
Нет, вы просто погружаетесь в атмосферу, мелодию, ритм, вокал, ищете
подходящие композиции. С обучением то же самое. Если вы будете думать:
«Итак, приступим к изучению чего-то нового», — вы застрянете в стадии
прокрастинации. Вы неизбежно начнёте искать триггер, который позволит
вам отвлечься.
Перед тем как продолжить цепочку размышлений, упомянем три популярных заблуждения об обучении:
- Нет, вы используете не 10% своего мозга.
- Нет, мозг не делится на творческое правое полушарие и логическое левое полушарие.
- Нет, не бывает разных стилей обучения.
Грустно, что система образования до сих пор полна догм и почти не
предлагает практики. Ученики не должны опускать глаза долу, не должны
бояться сделать что-то неправильно, не должны чувствовать себя
беспомощными.
Образование — это не наполнение сосуда, это зажигание огня.
Уильям Батлер Йейтс, ирландский поэт и лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 г.
Неприязнь к учёбе возникает тогда, когда нам приходится учиться.
Учителя, родители, HR-менеджер заставляют нас учиться. У тех, кто нас
учит, есть одна проблема: у них больше опыта, но этот опыт не даёт им
увидеть целостную картину за деталями и нюансами. Так пропадает
естественный интерес к предмету. Так возникают учебные материалы, не
вовлекающие и не увлекающие. Так нами движет внешняя мотивация, которая
вредна по нескольким причинам.
Внешней мотивации всегда сопутствует прокрастинация. По данным не очень свежего, но достойного американского исследования,
более 70% американских студентов во время изучения материала
отвлекаются всеми доступными способами: начинают убираться в комнате,
читать статьи, общаться в социальных сетях, — тратят своё ценное время
вместо того, чтобы заниматься тем, что им действительно интересно.
У внешней мотивации есть и более серьёзные долгосрочные отрицательные
последствия. Чувство неудовлетворённости от обучения превращает процесс
учёбы в болезненный. Кстати, именно поэтому мы начинаем верить в
оправдания вроде существования мифических «левополушарных» и
«правополушарных» способностей. Нам хочется прикрыть отсутствие
мотивации врождённой неспособностью. Так мы избегаем нелюбимой учёбы и…
снижаем наши шансы на культивирование богатого и широкого мышления.
Однако самые тяжёлые последствия такого подхода настигают тех, кто
упорно заставляет себя учиться. Профессор Йельского университета Уильям Дерешевич говорит об этом:
Загляните за кулисы блестящей успеваемости, и обнаружите там
критический уровень страха, тревоги, депрессии, опустошённости,
бесцельности и одиночества. Недавние результаты масштабного исследования
первокурсников показало, что оценка собственного самочувствия
студентами упала до самого низкого уровня за все 25 лет проведения этого
исследования.
Принудительная учёба приводит к психологическому стрессу. Она
приводит к недовольству и глушит внутренний двигатель человека,
заставляя бездумно и безрадостно взбираться по лишённой смысла
социальной лестнице. Уильям Дерешевич продолжает мысль:
Представление о том, что необходимо сделать X, Y и Z, а иначе жизнь
потрачена зря, превращает человека в высокоорганизованную овечку. Вы
достигаете вершин, или крутитесь около этих вожделенных высот, но при
этом не занимаетесь ничем интересным — вы просто выполняете свою функцию
в этой системе. Вы ничего не создаёте и не начинаете ничего нового.
Что любопытно в нашем понимании успеха — всем нам кажется, что мы
знаем, что это такое. Но большинство наших мыслей об успехе не являются
нашими. Мы черпаем понимание успеха у других людей. Мы черпаем это
понимание отовсюду — из телевидения, рекламы, маркетинга и т.д. Это
серьёзные орудия заблуждения, которые решают за нас, что мы хотим и
какими мы себя видим. Я не хочу сказать, что мы должны прекратить
стремиться к успеху; я хочу сказать, что нам стоит убедиться в том, что
это действительно наш успех. Нам нужно концентрироваться на своих идеях,
быть уверенными в том, что мы действительно являемся хозяевами
собственных амбиций. Обидно не получить того, чего хочешь, но ещё
обиднее, добившись цели, осознать, что цель-то, в общем-то была совсем
не твоя.
Наша проблема в том, что мы забываем следовать своей интуиции,
поддаваясь на внешнюю мотивацию и стараясь оправдывать чужие ожидания.
При внешней мотивации есть два способа её повысить: увеличение
психологического давления (читай — ожиданий) или наращивание
собственного статуса посредством вещей и объектов.
При внутренней мотивации единственный способ её поднять — продолжать
заниматься тем, что нравится. Быть увлечённым, автономным и оказывать
влияние на других. Самое сложное здесь дойти до такого состояния;
взрастить спокойное отношение к самому себе (так же, как с работой мозга
— новые идеи появляются во время отдыха). Этого можно достичь
медитацией и изучением восточной философии.
В качестве заключения
Принудительная учёба — это порочная практика, которая может дать
кратковременные блестящие результаты, но в долгосрочной перспективе
оборачивается неудовлетворённостью, неврозами и падением продуктивности.
Для успешного обучения необходимо знать хотя бы азы функционирования
нашего мышления, выстраивать правильные привычки усвоения информации и
развивать в себе того внутреннего «Я», которому не нужны внешние пинки и
морковки перед носом.
newtonew.com/discussions/o-vnutrennej-motivacii-ili-pochemu-nelzja-uchitsja-iz-pod-palki