Профессиональные
пробы могут быть организованы в следующих формах:
· Выполнение
учащимися конкретного задания, связанного с выполнением технологически
завершенного процесса, например, выпуск номера школьной газеты, пошив швейного
изделия, разработка сценария праздника и т.д
· Проведение
серии последовательных имитационных (деловых) игр, позволяющих учащимся не
просто познакомиться с профессией, но и в ходе ролевой игры попробовать себя в
профессии, например
игра «Гений общения»
· Выполнение учащимися творческого задания
исследовательского характера, связанного
с выбранной профессией.
Если вы
решили организовать и провести со своими учениками профессиональную пробу, то
можно
учитывать следующие факторы:
I
. Профессиональная проба должна
соответствовать интересам учащихся, а так же их возрастным особенностям. Поэтому
перед началом организации профессиональной пробы следует провести мониторинг в
любом виде (опросы учеников, анкетирование, собеседование с учениками и
родителями и другие) для выбора темы профессиональной пробы.
II
. Какая бы форма организации
профессиональных проб ни была использована педагогом, все они предусматривают
последовательное
прохождение четырех
этапов .
Рассмотрим
их на примере реализации
профессиональной
пробы «Психолог
»
Этап
|
Суть этапа
|
Деятельность в рамках профессиональной пробы «Психолог»
|
Справочно-информационный
|
На данном
этапе школьники получают начальное представление о профессии, соотносят свои
склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет данная профессия
человеку, составляются экономические, технологические, медицинские и
психологические характеристики профессиональной деятельности через:
1.
проведение экскурсий
2. встречи
с представителями профессии
3. работа
с источниками: специальная литература
4. демонстрация опытов
|
1.
Экскурсии по договоренности в ТГУ,ТГПУ,
психологические центры.
2.Организация встречи учащихся с психологами
г.Томска
(приглашение их в ОУ)
3
.Работа с информационными источниками
( психологические сайты, методические пособия)
4.Проведение и анализ экспресс- диагностик
|
Диагностический
|
Выполнение
учащимися эвристических заданий для самодиагностики способностей и
склонностей и занятий по развитию профессионально важных качеств, необходимых
для выполнения деятельности в различных сферах профессий; определяются
интересы и запросы учащихся
|
Участие в
олимпиадах и конкурсах по психологии.
Викторина «Твой
выбор – психология!» для учащихся 9-11 классов, заинтересованных в участии в
профессиональной пробе
|
Практический
|
Учащиеся
реализуют проект (творческое или исследовательское задание), позволяющий
непосредственно попробовать себя в выбранной деятельности.
Практическая
реализация профессиональных проб может осуществляться в следующих формах и их
сочетаниях:
-
конкретное задание, связанное с выполнением технологически завершенного
процесса
- серии
последовательных имитационных (деловых) игр
-
творческие задания исследовательского характера (проект, реферат)
|
Примерные темы
проектов
«
Любимые сказочные персонажи
детей . Предпочтения и причины выбора»
«
Люди — окружающие нас зеркала
»
«
Магия
цвета и здоровье человека
»
|
Рефлексивный
|
Подведение
итогов профессиональной пробы, самоопределение учащимися своего дальнейшего
образовательного маршрута
|
Проведение
по окончании профессиональных проб круглых столов, на которых учащиеся могут
высказать свои впечатления, поделиться чувствами, эмоциями.
|
III.
Содержание профессиональных проб
обусловливает наличие исполнительского,
созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню
интеллектуального развития учащихся.
Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает выявление
(формирование) у учащихся практических умений действовать по определенно
заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в
соответствии с инструкцией
Созидательный
компонент профессиональной пробы предполагает развитие у учащихся способностей
к конструированию, исследовательской работе. Это могут быть работы,
направленные на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор
материалов, деталей, а также предусматривающие модернизацию какой-либо
конструкции.
К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание
деятельности учащегося, связанное с конструированием принципиально новых
изделий, выращиванием нетрадиционных сельскохозяйственных культур,
использованием новых методов решения поставленного задания и т. п.
IV
. Педагог – организатор
профессиональных проб
оформляет
технологическую карту по следующим пунктам: цель профессиональной пробы,
возраст учащихся, место в учебно-образовательном процессе, план реализации
профессиональной пробы, итоги реализации.
IV.
Если вы решили провести
профессиональную пробу с учащимися, то необходимо определиться с социальными
партнерами, которые окажут вам и учащимся консультационную, информационную
поддержку, создадут условия проведения профессиональной пробы. Это могут быть
специалисты тех профессий, узнать о которых учащиеся смогут в ходе проведения
профессиональной пробы, причем таких специалистов Вы можете найти и среди
родителей учеников, а так же среди своих коллег.
III. Заключение
Итак, подводя
итоги, обращаем еще раз ваше внимание, что при проведении профессиональных проб
с учащимися следует учитывать:
1. Интерес
учащихся, их возрастные особенности
2.
Продумать, кто может вам оказать помощь в проведении профессиональной пробы,
определиться с социальными партнерами
3. Продумать
содержание каждого этапа при проведении профессиональной пробы: справочно-информационного,
диагностического, практического и рефлексивного
4. Оформите
результаты своей работы в виде технологической карты
Начиная
работу по организации профессиональных проб нужно иметь ввиду, что результат ее
проведения может оказаться различным.
Учащиеся на
этапе рефлексии могут сказать о том, что они разочарованы в выбранной ими
профессии, или поняли, что данный вид деятельности им не подходит