Профконсультирование школьников.
Проблема профессионального
выбора встает перед школьниками особенно остро в девятом классе, ибо возникает
альтернатива: продолжать обучение в общеобразовательной школе или пойти учиться
в среднее профессиональное учебное заведение (техникум, колледж).
Главная цель
школьного профконсультанта – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии
с интересами, а также способностями.
Отсюда основная задача - сформировать у
ученика готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов
профессиональных жизненных путей.
При этом немаловажно, чтобы ученик понимал,
что он сам выбрал профессию, а не его заставили.
Психолог не должен навязывать
ему своё видение его профессионального пути, а напротив – должен повышать
уровень личной ответственности
за
сделанный им самостоятельный выбор.
Целью профконсультации можно считать формирование
профориентационного плана личности и составление прогноза стратегий
деятельности
по достижению желаемой цели
с учетом индивидуально-психологических характеристик, особенностей жизненной
ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния здоровья.
В проведении профессиональной консультации
выделяют два этапа — первичная профконсультация и углубленная профконсультация
Индивидуальные занятия чаще всего проводятся в
форме беседы (первичная консультация).
Беседа носит ознакомительный характер, а
потом, когда собираются определенные сведения об учащемся- выясняется вопрос о
том, есть ли у школьника личный профессиональный план, насколько он осознан,
реалистичен, адекватен возможностям, способностям и склонностям школьника; при
этом необходимо стимулировать активную позицию учащегося, а не навязывать ему
свою точку зрения. Очень важно уметь слушать и слышать, понимать внутренний мир
учащегося.
Кроме того, важное выявить общий уровень развития
подростка, выяснить, какую цель он перед собой ставит при выборе профессии - это
решение сиюминутных проблем , т.е . выбор профессии на ближайшую временную
перспективу, или профессия для него - средство для достижения
перспективных жизненных планов.
Необходимо соотнести это всё с обстановкой в
обществе и направить подростка по правильному пути.
Углубленная профконсультация проводится в
следующих формах:
- диагностическая
консультация, направленная на изучение личности обучащегося, его
интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия
избираемой или близкой к ней профессии;
- справочная
консультация, в ходе которой
сообщается о каналах трудоустройства,
требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты груда, перспективах
профессионального роста,
- формирующая
консультация, имеющая целью руководство выбором учеником
профессии, коррекцию этого выбора. Она
рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую
регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального
самоопределения;
- включение
школьника в активные методы профориентации(профориентационные игры,
тренинги, пробы, экскурсии..)
Кроме того, нужно учитывать, что тестирования и
бесед недостаточно, и нужно рассматривать работу профконсультанта в рамках
активизирующих методов
профориентации.
Эффективными являются методы тренинговой
работы, в ходе которой идёт взаимодействие между учащимися с активной обратной
связью ,а так же
методы, в которых
учащиеся пробуют выступать друг для друга в качестве консультантов по
профориентации или
уроки- диспуты на
профессиональную тематику .
Полезным является информирование старшеклассников о
различных видах профессий, с которыми те ранее не были знакомы или не
рассматривали в качестве подходящих для себя ,через посещение различных
мастер-классов и профессиональных проб от ВУЗов, СУЗов, МАОУ Центра
«Планирования карьеры» и предприятий г.Томска.
Включение обучающегося в
профессиональную пробу- уникальная возможность познакомиться с профессией на
практике, узнать ее особенности и перспективы своей реализации в
профессии.
Организация и проведение Ярмарки учебных заведений города Томска предоставляет
превосходную
возможность определиться с выбором будущей профессии, специальности и
учебного заведения
прямо в стенах родной
школы.
Профконсультация — это форма всех возможных
методов работы, в процессе которых происходит обучение правилам выбора
профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и
склонностях.
Результатом профконсультации является формирование профплана
ученика, повышение степени осознанности и ответственности выбора.
В
заключение следует сказать, что профориентационная работа в школе должна быть
непрерывным процессом, который берет начало в первом классе и не прекращается
до самого выпуска школьников.
Она также должна учитывать как развития и
изменения на рынке труда, так и появление новых технологий и методов. И не
важно, куда будет поступать ученик в будущем – в медицинский, гуманитарный или
технический ВУЗ или же вовсе другое учебное заведение – главное, чтобы этот
выбор был осознанным и правильным.
Тэги:
профкосультирование