Урок окружающего мира
в 1-м классе
Тема: "Кто такие звери"
Цели:
Предметные
:
-учить определять принадлежность животного
к своей группе.
-познакомить с разнообразием зверей, их
внешним строение.
-раскрыть связь между строением животного
и его образом жизни.
Развивающие
:
развивать речь; активный словарный запас,
внимание; наблюдательность; операции логического мышления: анализ,
синтез, классификацию, сравнение, внимание.
Личностные
:
-воспитывать любовь к братьям нашим
меньшим, бережное отношение к природе.
-формировать самооценку, навыки
коллективной работы.
Оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска , карточки с
рисунками животных, конверты с заданиями, кусочки шерсти животных, фильм о
ките, презентация.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Планируемые достижения обучающихся:
-усвоить, что звери – животные, тело
которых покрыто шерстью;
-научиться приводить примеры зверей;
-знакомство с редкими зверями, занесенными
в Красную книгу
ХОД УРОКА
1. Этап мотивации к учебной деятельности
Начинается урок
Должен всем пойти он впрок.
А для этого должны
Быть внимательными вы.
2. Этап актуализации и фиксирования
индивидуального затруднения в пробном действии
– Ребята, от Муравьишки пришло
приглашение:
«Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к
себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».
– Вы согласны совершить такое путешествие?
Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение.
В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса.
– Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то
необыкновенное. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. Давайте
вспомним, какие группы животных мы уже знаем?
– Сейчас мы будем работать группами.
1 группа.
– На классной доске распределите насекомых, рыб, птиц. (Среди
животных 1 картинка звери – собака, овца).
2 группа
.
–Ответить на вопросы (отличительный
признак рыб, насекомых птиц).
3 ряд
– работа в парах. Каждой паре выдается конверт с птицами,
среди них 1 картинка со зверем.
– Найди лишнее животное. Объясни, почему
вы считаете это животное лишним?
3. Этап выявления места и причины
затруднения
– Каждая группа при выполнении заданий
встретила затруднение. Отчего это произошло?
– Давайте вспомним, кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто
такие птицы?
– К какой группе отнести лишних животных? Кто догадался, какая
тема урока будет сегодня?
4. Этап построения
проекта выхода из ситуации
1. Работа по учебнику
– Чтобы путешествовать дальше мы должны
знать кто такие звери и уметь их отличать от других групп животных. В этом нам
поможет учебник. С его помощью мы разгадаем особенности зверей.
– Перед нами стоит вопрос: кто на рисунке зверь?
– Какие у вас предложения?
2. Знакомство со строением
тела зверей.
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос,
мы познакомимся со строением тела зверей и установим их главный признак.
Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.
Отгадайте загадки Мудрой Черепахи (на проекторе появляются
фото-отгадки).
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
(жираф)
Посередине двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла.
(Корова)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
(Кошка)
_Соберите в парах картинку
кошки, коровы (пазлы)
– Найдите у этих животных голову, шею,
туловище, ноги, хвост.
– Что вы заметили? Что общего у них? Чем покрыто тело?
Вывод:
тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части
тела у всех одинаковые.
Физминутка «Кошка».
– А что ещё является общим для всех этих
зверей?
– Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?
– Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха.
Вывод:
тело зверей покрыто шерстью.
5. Этап реализации построенного проекта
Давайте
рассмотрим шерсть животного (лось, олень куница)
-Что
вы можете сказать о шерсти животных? Попробуем определить животных с
помощью Атласа – определителя.
-У
кого из вас живут какие-то животные?
Как
называются животные, которые живут у человека дома? (домашние)
-Как
называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
Игра «Девочки – мальчики»
Девочки приведут примеры домашних зверей,
а мальчики – диких.
-Назовите зверей на
картинке в учебнике на с.39
-Каких зверей вы не знаете?
Кто из этих животных самый большой?
– Почему вы выбрали этих животных?
6. Этап первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи
1) Работа в РТ.
– Муравьишка Вопросик пошёл играть в лес.
Захотел он познакомиться с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите
их найти. (Развитие внимания)
Обвести 4 зверя простым
карандашом.
2) Рассказ детей о белке, зайце и медведе..
Загадка.
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Медведи – отличные охотники, но часто
питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок,
ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не
боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно
спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему
прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.
Загадка.
– А кто зимой бывает белым, а летом серым?
Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо
серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только
кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от
врагов.
Загадка.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом
Белки зимой и летом живут в лесах, где
есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом
они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут
они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью
рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.
– К какой группе мы отнесем этих животных?
Почему?
7. Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону «Для любознательных»
– Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что
есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное
для этой группы строение тела. Крот, летучая мышь, кит. (фильм о ките)
8. Этап включения в систему знаний и
повторения
1) Выполнение заданий из приложения к
окружающему миру. (Использование интерактивной доски)
– Каких зверей вы знаете?
– На какие 2 группы можно
разделить всех зверей?
– Назовите домашних зверей. Назовите диких зверей.
2) Работа в тетради
– Рассмотрите рисунки зверей .Вам надо
закрасить зеленым карандашом зверей, которые живут в нашей стране.
3) Знакомство с Красной книгой.
)
– Многие животные из-за красивого меха
стали истребляться людьми. Чтобы они совсем не исчезли с планеты эти животные
занесены в Красную книгу.
(Демонстрация
Красной книги Архангельской области).
9. Этап рефлексии учебной деятельности
– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Что было интересно?
– Как вы теперь можете отличить
зверей от других животных?
10.Самооценка.
Заполнить дерево в лесу:
Красный листочек – всё получилось
Жёлтый листочек – есть сомнения
Зелёный листочек – не понял,
не понравилось на уроке.
Тэги:
Конспект урока по окружающему миру 1