внедрения новых образовательных технологий - Галина Васильевна Сидорченко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ МЕТОДИЧКА
 ▫ О ПРЕПОДАВАНИИ физкультуры
 ▫ ГТО
 ▫ Библиотека учителя физкультуры
 ▫ ВНЕКЛАССНАЯ
 ▫ Президентские игры
 ▫ Президентские состязания
 ▫ ТЕСТИРОВАНИЕ
 ▫ ОТЧЕТЫ учителя
 ▫ педагогика+психо- логия
 ▫ АТТЕСТАЦИЯ
 ▫ Опыт коллег
 ▫ ЗОЖ
 ▫ СПОРТ и ЗОЖ_картинки
 ▫ Физкультминутки
 ▫ ЗДОРОВЬЕ
 ▫ Вредные привычки
 ▫ СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
 ▫ Об этом виде СПОРТА
 ▫ ТРЕНИРОВКИ
 ▫ ТУРИЗМ
 ▫ Городской турслет 2012
 ▫ Туртехника
 ▫ Школа альпинизма
 ▫ АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
 ▫ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
 ▫ Доврачебная помощь
 ▫ Правила поведения при ЧС
 ▫ Средства защиты
 ▫ Школьный автобус
 ▫ ФОТОГРАФИИ
 ▫ Давайте познакомимся
 ▫ Мой край Ставропольский
 ▫ фото СОРЕВНОВАНИЙ
 ▫ Школьная жизнь
 ▫ фото с турслета
 ▫ ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ
 ▫ ИДЕИ для сада, дома
 ▫ Вяжем сами
 ▫ ВСЕ, все и еще
 ▫ разные разности
 ▫ КОМПЬЮТЕР изучаю я
 ▫ Песни подпеваю
 ▫ сайт моей школы
 ▫ сын
 ▫ СЫН




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Галина Васильевна Сидорченко

Папка "педагогика+психология"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Модель работы с одарёнными детьми в началь
ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Свойства человеческой памяти

Перечень материалов ФГОС с электронными адресами
Самоубийства среди подростков случаются все чаще. Как предотвратить их?
Коммуникативные игры для сплочения и социализации

 внедрения новых образовательных технологий




Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания

Автор: Ольга Карабанова   08.09.2011  10:01

empty.gif

В современной педагогике сегодня существуют проблемы, связанные с трудностями внедрения многих перспективных разработок, блестящих идей и технологий в реальную образовательную практику.
О том, какие психолого-педагогические вопросы сегодня решают представители академических школ, каковы основные проблемы, какова логика движения и развития в направлении внедрения новых образовательных технологий, рассказывает Ольга Карабанова.

В первую очередь проблемные моменты связаны с определенной аксиологической культурой*, характерной для значительной части современных педагогов и родителей. Мы много говорим о культуре мышления, но есть еще и другая культура: это те ценностно-смысловые установки, которые лежат в основе воспитания ребенка, представления родителей, педагогов и воспитателей о том, каким должен быть ребенок, — идеалы воспитания. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня эти установки существенно различаются у психологов и педагогов, вплоть до драматического разрыва. Драматического потому, что любое расхождение, а тем более расхождение значительное, не только приводит к «сшибке» и конфронтации воспитательных систем, что существенно влияет на развитие личности ребенка, но и создает смысловой барьер на пути реализации новых образовательных практик и технологий. Не секрет, что для многих учителей и родителей ребенок лишь бесформенная «глина» в умелых руках воспитателя, объект для воспитательного воздействия. Увидеть в ребенке индивидуальность, признать самоценность его личности, право на самостоятельный выбор своего пути развития, признать диалог единственно возможной формой построения отношений «педагог–воспитанник» удается далеко не каждому. Прогрессивные образовательные технологии как раз и замешаны на идеях диалогического равноправного сотрудничества, признания и пестования Личности ребенка. Не приняты ценности и идеалы, лежащие в основе создания технологий, — любая технология останется сухим и бесплодным алгоритмом действий, формально «отрабатываемым» учителем на уроке.

Итак, проблема сложности внедрения новых образовательных подходов и технологий в первую очередь обусловлена тем, что предпринимается попытка реализации совершенно иной ценностно-целевой системы, чем та, что до сих пор широко распространена в общественном сознании. Важно и то, что сегодня возникла совершенно особая социокультурная ситуация. На фоне резкой поляризации общества, социальной стратификации возникают совершенно новые системы ценностей, связанных с воспитанием ребенка. И их просто необходимо учитывать при внедрении новых технологий — насколько они адекватны целям, содержанию, методам предлагаемой модели обучения. При разработке стандарта образования, его внедрении следует исходить из необходимости формирования новой аксиологической культуры и ценностных приоритетов воспитания, которые задают восприятие ребенка, понимание миссии образования, его целей и задач. Иначе все распрекрасные и замечательные идеи просто повиснут в воздухе, как это уже неоднократно было в нашей истории.

Второй момент. Я знаю, что при внедрении в практику образования многие идеи Петра Яковлевича Гальперина, выдающегося ученого, создателя теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, ученицей которого мне посчастливилось быть, технологии и методики, хорошо работающие в условиях педагогического эксперимента, «пробуксовывали» при широком внедрении в школу. И дело не только в том, что у Петра Яковлевича в его теоретической модели практически отсутствовал этап формирования ценностно-смыслового мотивационного начала действия. Отсутствовал не потому, что П.Я. Гальперин не понимал или недооценивал значимости мотивации учащегося. Дело в том, что к тому моменту еще не было выделено и отрефлексировано психологическое содержание условий формирования мотивационно-смысловой основы действия. Поэтому в ответ на критику и замечания о необходимости формирования адекватной мотивации Петр Яковлевич отвечал: «Если кто может, делайте. Я двумя руками “за”».

Трудности успешного внедрения в школу новых технологий могут быть преодолены при создании сотрудничества теоретиков и практиков, то есть необходимо обеспечить сопричастность практиков к теоретическим разработкам. Совместность деятельности, сотворчество, сотрудничество порождает одинаковое понимание конкретных техник и технологий теми, кто создает научные идеи, модели и технологии, и теми, кто реализует новые идеи в образовании, в том числе и идеи нового стандарта. Практика показывает, что, если ученые-разработчики предлагают конкретную методику обучения для школьников или профессионального обучения взрослых, исходя из академического понимания в готовом виде, учитель ее откладывает и пользуется той, которая ему привычна и удобна. Если новая технология разрабатывается в сотрудничестве, с участием учителя, на его предметном материале, если реализуется путь совместности, то мы получаем сторонника и проводника наших идей и моделей. И еще — учебное предметное содержание должно быть сконструировано в соответствии с технологической идеей и конструктами обучения, а это непременно требует самого активного участия в работе педагога-предметника.

Надо помнить, что большинство существовавших до настоящего времени великолепных идей модернизации школы и создания новых образовательных технологий создавались в иных социокультурных условиях и были ориентированы на иной образ возрастного развития ребенка. Сегодня ребенок меняется. Достаточно сказать, что одним из важнейших факторов развития является информационная социализация — СМИ, Интернет. В разработках прошлых лет это, естественно, никак не учитывалось.

Один из ключевых вопросов при разработке любой новой технологии — каков современный ребенок. Широкомасштабных мониторингов на этот счет в стране практически не проводилось. Но какое-то представление тем не менее есть. Например, группой исследователей, возглавляемой Г.С. Ковалевой, на протяжении ряда лет проводился массовый мониторинг на определение готовности детей к школе. Это очень интересные результаты. Есть данные других исследований, которые необходимо проанализировать, чтобы понять психологические особенности ученика — главного субъекта образовательной деятельности.

И еще одно. За последнее время претерпели существенные изменения наши теоретические конструкты и представления о закономерностях и механизмах психического развития ребенка. Поэтому нельзя ограничиваться лишь рассмотрением, каков сегодня ребенок, важно отрефлексировать и понять, как изменилась наша интерпретация, толкование и понимание закономерностей развития.

Если раньше фокусом внимания была нормативность, универсальность развития, то сегодня акцент в исследовании ребенка переносится на изучение закономерностей и механизмов, порождающих разнообразие индивидуальных траекторий развития. Индивидуальные траектории развития и образования, их генезис и развитие становятся фокусом внимания.

Возникает вопрос: каковы условия, порождающие это разнообразие? Каковы факторы и причины этого разнообразия? Не зная их, мы не можем применять новые образовательные технологии. В реальности технологии всегда адаптируются в соответствии с особенностями конкретного ребенка. Поэтому первоочередной задачей, которую необходимо решить, является выявление системы тех инвариантных условий, которые должны быть учтены в стандарте, для того чтобы создаваемый стандарт был ориентирован не на среднестатистического ребенка, а на каждого ребенка.

И наконец, нельзя говорить о модернизации школьного образования без учета трансформаций, происходящих сегодня с институтом семьи. Необходимо построить хотя бы минифорсайт-проект — каким будет ребенок и какой будет семья к 2016 году.

В психологии устоялось меткое и точное выражение — «психологическая готовность ребенка к школе» в контексте обсуждения проблем начального образования. Сегодня мы говорим о психологической готовности школы, семьи, родителей к освоению ребенком новой действительности, новой деятельности, нового пространства учебного сотрудничества. Должна быть готовность социального окружения к перестройке отношений сотрудничества с ребенком, поступающим в школу. К примеру, система Занкова — прекрасная система. Но я знаю, как консультант, что эта система успешно идет только там, где родители сразу же активно включаются в процесс содействия учебной деятельности ребенка. Если этого не происходит, система не работает. Иначе говоря, решающим условием успешного внедрения новых технологий является совместность учебной деятельности и на уроке, и дома. И форма, и содержание совместности определяется не только педагогическими знаниями родителя, но его, хочу подчеркнуть, ценностными установками в отношении воспитания ребенка. Именно поэтому крайне важно понимать, что являет собой сегодня семья. Например, существует понятие child free (свободные от детей). Это осознанное принятие взрослым человеком решения о том, чтобы отложить рождение ребенка или вообще отказаться от него. Это серьезная тенденция, за ней стоит определенная система ценностей, и ее необходимо учитывать. Надо понимать, что те родители, которые принимают новый стандарт, и те родители, которые, по идее, должны помогать в реализации этих технологий, — это разные поколения, разная когорта. Необходим достоверный и обоснованный прогноз тех тенденций изменения семьи, которые определят «педагогическое лицо» родителя ребенка, поступающего в школу в условиях нового образовательного стандарта. Отсутствие сотрудничества и взаимодействия с родителями — одна из реальных причин трудностей внедрения новых технологий: они недостаточно восприняты и осмыслены и поэтому не реализуются, а порой имеет место и внутренний протест и противодействие стандарту, если он не согласуется с ценностями родителей.

Итак, лишь диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех участников образовательного процесса могут обеспечить успех модернизации образования. И главное: это заключение завоевывает сегодня все больше и больше сторонников!


Вы можете оставить комментарий или разместить ссылку (trackback).
  • 23.09.2011 20:56 Елена

    О какой «индивидуальной траекторией развития и образования» ребенка идет речь, если в первом классе (который сейчас начал учиться по новому стандарту) детей насильно заставляют обязательно посещать ВСЕ 10 часов внеурочной деятельности еженедельно? Где вы видите выбор и индивидуальный подход к ребенку? Где продекларированное «снижение нагрузки», щадящий режим для первоклассников, если они учатся ежедневно по 6 уроков и уходят из школы в 15 часов измотанные донельзя?
    Родители готовы принять новый стандарт и помогать реализовать его, если прекратится это навязывание дополнительных занятий, которые лишают ребенка не только отдыха, но и возможности заниматься любимым делом, тк вынуждены бросать уже выбранные вне стен школы секции ради этой навязанной «внеурочной деятельности», которая руководителями школ понимается, как обязательная к посещению ВСЕХ ЗАНЯТИЙ ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ БЕЗ ВЫБОРА.
    Родители готовы к диалогу, но они не могут достучаться до чиновников, чтобы объяснить абсурдность этой ситуации. Никакого сотрудничества и взаимодействия нет именно со стороны министерства образования, поэтому ваши выводы абсолютно правильны — с нами сотрудничать не то что не хотят, а всячески избегают.

    Ответить

  • 11.10.2011 19:06 Алёна

    В корне не согласен с автором.
    Внедрение новых стандартов образования приведёт к полному разрушению интеллектуального потенциала страны.
    Автор делает осторожное предположение, что внедрение новых технологий в образовательном процессе недостаточно восприняты и осмыслены (типа мы идиоты), и поэтому не реализуются, а на деле как раз наоборот — имеет место полное понимание происходящего и именно поэтому как раз то и будет протест, и не только внутренний, а активное противодействие навязанному асоциальному колониальному стандарту, который пытается превратить нашу страну в банановую республику, а население в полных идиотов.
    Ничего не выйдет, так что ЗРЯ ПРОГИБАЕТЕСЬ под марионетку Фурсенко, скоро его снимут с должности.

    Ответить

    • 16.10.2011 09:36 Алла

      К сожалению, как это не раз бывало в истории развития нашего государства, все хорошие начинания (а я нисколько не сомневаюсь, что ФГОС – хорошее начинание) разваливаются при столкновении с «человеческим фактором».
      Дорогие родители, уважаемые педагоги! Кто из вас внимательно, с карандашом в руках прочитал текст стандарта? Где написано о 10 часах внеурочной деятельности в неделю в обязательном порядке? Где – о том, что нужно бросать секции? Если Елена действительно готова как родитель «принять новый стандарт и помогать реализовать его», то нужно не возмущаться, а сподвигнуть Управляющий совет, других родителей к изучению нормативных документов, в том числе, письма с методическими материалами по введению внеурочной деятельности (http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/), где рассматриваются модели реализации ВД. Заодно уж и ссылка на изменения, которые ещё в ноябре 2010 года были внесены в ФГОС НОО (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html). Речь вообще не должна идти о сотрудничестве с министерством образования – всё решается на уровне школы, которой, по тому же ФГОС, дано много прав, а значит, и ответственности.
      Но самое страшное, что мы, как обычно, не видим за деревьями леса: внеурочная деятельность – это ещё не ФГОС. Речь в документе идёт об изменении подходов к обучению ребёнка, к смене направленности образовательного процесса: не «я учу, вы проглатываете», а «вы учитесь, я помогаю». Это если в самых общих чертах, потому что я о стандарте могу говорить много и долго. И, чтобы Алёна не ПОДУМАЛ (цитирую: «В корне НЕ СОГЛАСЕН с автором»), что я, по ЕГО (ЕЁ?) выражению, «ПРОГИБАЮСЬ под марионетку Фурсенко», готова ответить на ваши вопросы (как лицо, непосредственно с реализацией стандарта связанное), поэтому оставляю координаты: Лыба Алла Анатольевна, зав. кафедрой сопровожления инноваций в образовании Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, тел. Кафедры 8 (3822) 42 06 39.
      У меня есть любимое выражение (почти девиз): «Кто хочет сделать – ищет возможности, кто не хочет – причины». Давайте будем сообща искать возможности.

      Ответить

      • 08.12.2011 06:34 Stevie

        If I cmoumncitaed I could thank you enough for this, I’d be lying.

        Ответить

      • 19.12.2011 04:22 Владимир

        «…Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.» Да… Выбора у нас… Я не знаю как хотели… Я вижу как у нас в Ейске 1 классники учатся…

        Ответить

    • 16.11.2011 11:44 Романова Ольга

      Уважаемая, Алёна!
      Индивидуальный подход в обучении не способствует разрушению интеллектуального потенциала страны. Выберите время и познакомьтесь с официальными документами по ФГОС НОО – это поможет Вам сформировать адекватное понимание решения проблем в образовании и не только в нём.

      Ответить

      • 09.12.2011 09:26 Елена

        Романова Ольга, индивидуального подхода нет, выбора нет, всех водят строем на обязательные кружки, организованные силами учителей начальных классов.

        Это:
        1. нарушает право моего ребенка на отдых (что приводит к переутомлению и ухудшению обучаемости по основным предметам, и как следствие, способствует разрушению интеллектуального потенциала моего ребенка).
        2. нарушает право моего ребенка на выбор деятельности в свободное от учебы время (навязывание ненужных и не интересных дополнительных занятий).
        3. нарушает законодательство РФ и санитарные нормы.
        4. лишает моего ребенка возможности посещать действительно интересные ему кружки (потому что после 7 уроков невозможно еще и на кружок идти).

        Всё это происходит по указанию Министерства образования Московской области.
        Уверяю вас, документы ФГОС НОО в части, касающейся организации внеурочной деятельности, я знаю почти наизусть, жаль только, что тоже самое не знают в Министерстве образования Московской области.

        Ответить

        • 07.01.2012 13:13 ИРИНА

          Поверьте, в Министерстве все всё прекрасно знают и понимают. Только им нужен результат на 200%, подтверждающий значимость и результативность новых стандарт (какие деньжище-то на реализацию ФГОС направлены, да и перед Европой в грязь лицом ударить не хотелось бы). Вот и начинается: министерство дёргает управление образования, те в свою очередь районных методистов, а им ничего не остаётся как направить всю свою и министерскую волю на школу. А у школы выбора нет.
          Всё это напоминает сказку «Репка».

          Ответить

          • 18.01.2012 17:31 Елена

            знаете, это подло заставлять семилетних детей отрабатывать и отдуваться за их какие-то там бюджеты и планы.
            это нарушение закона и они должны за это ответить рано или поздно или прекратить издеваться над детьми.

      • 10.12.2011 05:44 Delia

        Help, I’ve been informed and I can’t bceome ignorant.

        Ответить

  • 09.12.2011 21:59 Ирина

    Работаю в школе. приехала СЭС, сделала замечание, что первоклассники перегружены. что введение внеурочной деятельности-противозаконно. правда ли это? на какой нормативный документ можно сослаться?

    Ответить

    • 13.01.2012 07:34 Tess

      Didn’t know the forum rules allwoed such brilliant posts.

      Ответить

  • 11.12.2011 00:25 Елена

    Они совершенно правы, обязательная внеурочная деятельность незаконна, она должна быть добровольной.

    Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241). Этим приказом внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана, а значит в соответствии с Законом об образовании ст. 50 п. 16, дети имеют право на свободное посещение этих занятий.

    Если она все-таки внесена в учебный план, то в этом случае вступает в силу Санпин 2.4.2.2821-10, который в ст. 10.5 гласит, что при подсчете допустимой недельной образовательной нагрузки учитывается урочная и внеурочная деятельность, если она внесена в учебный план. Суммарная нагрузка не должна превышать 21 час для 1 класса.

    Таким образом, количество обязательных учебных занятий (урочная и внеурочная деятельность в сумме) не должно превышать 21 часа в неделю в любом случае.

    Ответить

  • 14.12.2011 14:41 светлана

    внеучебная деятельность так называется потому что она не внесена в учебную нагрузку обучающихся и реализуется дополнительно к учебной. Объем ее сейчас нормативно не прописан, он определяется на класс регионом. Именно на класс,а не учащегося.

    Ответить

    • 15.12.2011 10:51 Елена

      Однако почему-то в регионах решили, что каждый ученик должен посещать все 10 часов внеурочки в обязательном порядке. В Управлении образования говорят, что не посещая ВУД, я нарушаю следующее: первое — права ребенка, так как он имеет права посещать ВУД, второе — общеобразовательную программу. Мне дали понять, что при невыполнении образовательной программы к нам будут применяться санкции, вплоть до исключения из школы.

      Ответить

    • 13.01.2012 07:10 Xannon

      You really saved my skin with this ifnormatoin. Thanks!

      Ответить


Автор: Ольга Карабанова
Источник: http://prosvpress.ru/2011/09/individualnyie-traektorii/#more-1532
Тэги: ФГОС, образовательные технологии



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Я и не знала, что это Вы из пластилина делаете. Восхищена реально! Я такого не видела даже. Удачи Вам в любом конкурсе, если вдруг решитесь поучаствовать!
Добрый день. У меня тоже не скачивается вальс. Если можно, пришлите, пожалуйста, на почту. [email protected] Заранее благодарю!
Ну что сказать, ну что сказать...
Проверяли, Галина Ефимовна, путь по вашей ссылке? Выходит-`Не удаётся получить доступ к сайту`. Лариса Владимировна, я проверяла после загрузки минусовку, всё работало. Может быть вам нужно ещё разок кликнуть в правом верхнем углу по значку скачиваемого файла, и второй раз по предложенному -`Продолжить скачивание`?
https://proshkolu.ru/golink/www.reaneplator.ru/novoe/to-chto-nado-/kak-sdelat-minusovku-svoimi-rukami.html Как сделать минусовку.
Татьяна Петровна, здесь минусовка https://proshkolu.ru/user/345galina/file/6813736/





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/