Что такое хороший учитель?
Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в
восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с
такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный,
откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий,
организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
На мой взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального»
учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую
учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же
соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать
внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с
актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого
потенциала.
При этом
никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу
(идеальной модели), несовместимому с его конкретным
индивидуально-психологическим складом.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только
индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию
личности ученика. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная
задача педагогической деятельности.
Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота
учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? И.И. Казимирская
раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.
-
Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
-
Аксиологический:
осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в
единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого
периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие
личности и др.
-
Творческий:
организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и
профессионального самосовершенствования; способность строить учебный
процесс как совместную творческую деятельность и др.
-
Коммуникативный:
способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе
диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести
дискуссию и др.
-
Этический:
способность осознавать культурно-творческие функции образования,
культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как
двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность
формировать эстетические критерии оценки явлений.
Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера:
-
заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость;
-
внимательность;
-
разумная требовательность;
-
справедливость, снисходительность, терпеливость;
-
готовность к взаимопониманию и взаимопомощи;
-
толерантность (терпимость);
-
самообладание;
-
профессиональная гордость, уверенность в себе;
-
требовательность к себе и к своей работе;
-
стремление к новаторству и саморазвитию;
-
трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач;
-
деловитость, целеустремленность, инициативность;
-
правильная самооценка; подвижничество.
-
визуальная привлекательность;
-
вербальное поведение;
-
невербальное поведение;
-
манеры, этикет;
-
соответствие необходимому образу;
-
обаяние.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его
разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость
признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит
в основе профессионального мастерства, в основе педагогической
интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество,
придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к
учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и
обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать
эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие
замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это
спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой
личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель.
Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя.
Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».
Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый
добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное – определить свою
«породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует
развивать.
Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:
-
есть
стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые
противопоказаны для данной профессии; например, для учителя абсолютно
противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота
и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;
-
есть
качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или
компенсировать за счет других способностей или способов работы;
-
возможны
также различные по способам, но равноценные по конечному результату
варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя,
влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным
остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям,
доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и
сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к
достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога
безупречен», пишет В.М. Шепель.
В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской
профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л.
Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель
не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший
заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязанности
стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».
Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.
Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа
педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его
участниками. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд
компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление
нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии;
осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения;
необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с
нравственно-педагогической нормой.