Статья `Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями` - Александра Юнировна Смирнова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Александра Юнировна Смирнова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Без названия
Статья на тему `Коррекция поведения и эмоциональногосостояния` для учащихся 4-7 классов с умеренной умственнй осталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Методическая разработка психологического занятия (индивидуального, группового) Игра Охотник, Рыбак По программе Формирование произвольной регуляции поведения


 Статья `Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями`




Статья: «Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталость, интеллектуальными нарушениями.

 

Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии. Учащиеся с умственной отсталостью отличаются замедленным темпом и неравномерностью физического и психического развития.   Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны слабая дифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает Л.С. Выготский, С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя". Еще одной особенностью, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Особенно ученики младших классов, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Поэтому очень важно, зная это умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития чувств личности.

По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоциональной стороны.  У умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда они достигнут цели.

Специальная педагогика и психология свидетельствует о воспитываемости психических функций умственной отсталости и в тоже время указывает на неравномерность развития этих функций. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать, подавлять или угнетать ее.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении личностных базовых учебных действий, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.

Программа «Шире круг» направлена на развитие эмоционально-волевой сферы через    создание условий для расширения положительного эмоционального опыта в процессе целенаправленной систематической организации действий учащихся.

Адресатами программы являются учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-го   класса.   На программу «Шире круг» отводится 2 занятия в неделю. На основе данной программы может быть составлен СИПР.

Срок реализации программы 1 учебный год.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.       Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2.       Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

3. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2021-2022 уч. год.

4.   Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 

Цель данного коррекционного курса – коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.                       Вызвать интерес к совместным действиям.

2.                       Расширить возможности к вербальному и невербальному выражению чувств, эмоций, потребностей.

3.                       Расширить представления детей об эмоциях, настроении.

4.                       Организовывать и поддерживать произвольность в поведении.

Теоретической основой программы явились положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка, о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учета зон его актуального и ближайшего    развития   при психологической помощи.

 


 

При реализации данной программы необходимо соблюдение следующих принципов:

Принцип развивающего обучения . Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.   Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности.   Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

Принцип доступности . Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

Деятельностный принцип . Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий, контролируется качество их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Данную работу с детьми рекомендуется проводить в сотрудничестве с родителями, дефектологами, логопедами, воспитателями.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ:

 

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Настоящая программа разработана и составлена на основании курса коррекционных занятий по развитию эмоционально-волевой сферы: «Технологии коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников / О.Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика. - 2005. - №4. - С. 5-12., Шаповалова, О. Е. Игра - эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / О. Е. Шаповалова, Новикова И. М. - С.27-34

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ:

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование, необходимый инструментарий.

 

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Для реализации данной программы , используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также   средства обучения и технологии.

Уроки: игровые занятия.

Формы работы на уроке : групповая и индивидуальная с дифференцированным подходом.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения : игровые, здоровье сберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, разно уровневого и дифференцированного обучения.

ДИАГНОСТИКА И ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится    в начале (входящая), середине (промежуточная) и итоговая в конце работы.   На диагностическом этапе применяется “Психолого-педагогическая диагностика “Карта – наблюдений” Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А. Нисневич (модификация Е.А. Петровой)”. Для диагностики были выбраны шкала «Импульсивность-рефлексивность» (по этой шкале оценивается способ­ность ребенка действовать под влиянием внешних обстоятельств или эмоций (импульсивно) или рефлексивно), «Тревожность-спокойствие». Результаты фиксируются в картах наблюдений, которые находятся в «Портфолио учащегося».

ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, музыкальные инструменты, аудиозаписи, объемный и плоскостной наглядный материал, видео материал.

Срок реализации программы 1 учебный год.

Учебно-тематический план:

п/п

Название раздела

Кол-во занятий

1.

Я ученик

23

2.

Волшебная страна эмоций (развитие эмоций и чувств)

19

3.

Учимся управлять собой (развитие произвольности поведения и целенаправленности действий)

23

Всего:

65

 

Все разделы учебного предмета являются одинаково важными для усвоения обучающимися, поэтому учитывая индивидуальные особенности и наклонности учащихся класса, количество занятий   одинаковое.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Коррекционная программа рассчитана на 60 занятий; развивающие занятия проводятся по 3-м направлениям:

Примерное содержание коррекционных занятий:

Я ученик   - содержит игры и упражнения направленные на установление контакта; взаимодействие друг с другом;   нахождение своего места в группе ; воспитание чувства принадлежности к группе; узнавание себя и членов группы.

Волшебная страна эмоций (развитие эмоций и чувств) - идентификация ребенка со своим именем; формирование позитивного отношения ребенка к своему имени; знакомство, развитие коммуникативных навыков; снятие мышечных зажимов; снятие психоэмоционального напряжения; первичное знакомство с настроениями и эмоциями    грусти, радости;    выражение агрессии;   стабилизация психических процессов.

Учимся управлять собой (развитие произвольности поведения и целенаправленности действий) - развитие последовательности действий; соблюдения элементарных правил; умения действовать по сигналу; развитие слухового и зрительного внимания; совместных действий; действий по образцу; развитие умения подчинять действие правилу; развитие умения выполнять требуемое задание.

Планируемые результаты освоения программы:

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. Основные направления:

- личностные, включают сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:

·          Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу);

·          Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

·          Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

·          Владение правилами поведения в учебной ситуации;

·          Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

·          Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

·          Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

-   предметные , включают:

1.           Умения распознавать и выражать свои эмоциональные состояния;

2.           Распознавать состояния других людей;

3.           Произвольность поведением в его связи с эмоциональным состоянием;

 

Программа формирования базовых учебных действий:

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Программа БУД включает:

- Развитие навыков эмоционального, коммуникативного взаимодействия индивидуально с педагогом (специалистом).

- Развитие навыков взаимодействия с группой обучающихся.

-   Формирование учебного поведения.

         -   Формирование умения выполнять задание.

 

Материально-техническое обеспечение: графические средства для альтернативной коммуникации (карточки с изображениями объектов, людей, действий, сюжетные картинки с различной тематикой, средства ТСО, аудио и видеоматериалы), объемный и плоскостной, раздаточный материал, природный материал .

 


Программа по развитию эмоционально-волевой сферы `Шире круг`
Автор: Смирнова Александра Юнировна
Тэги: психология



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



для чего нужен человеку лес?
Пуловер правильно. С ударением на втором слоге.
👍👍👍😊
Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!! Кому то может первомается На шашлыках, да на природе, У дачника спина не разгибается От первых сорняков на огороде 6813781-a3298085 6813783-a3298085 Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого. Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства... 1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая Москва майскаяОна была тогда гимном столице На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E). Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой: УТРО красит нежным светом Стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом Вся советская земля. Холодок бежит за ворот, Шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, Сердце Родины моей! ПРИПЕВ: Кипучая, Могучая, Нигде неповторимая, Москва моя, Страна моя, Ты самая любимая! 2. Разгорелся ДЕНЬ веселый, Морем улицы шумят, Из открытых окон школы Слышны крики октябрят. Молодой, большой, нарядный, С непокрытой головой, С песней звонкой и громадной Май проходит над Москвой. 3. ВЕЧЕР тает в белой дымке В ярком зареве зари, И на ножке-невидимке Блещут бусы-фонари. Вот когда встречаться парам! Говорлива и жива, По садам и по бульварам Растекается Москва. 4. НОЧЬ весенняя глядится В тишину Москва-реки, И поют ночные птицы Паровозные гудки. Бьют часы Кремлевской башни, Всё кругом в глубоком сне. До свиданья, день вчерашний, Доброй ночи всей стране! Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д. Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.
Спасибо, Светлана Сергеевна, на добром слове! Обнимаю!
С праздником!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/