Статья `Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями` - Александра Юнировна Смирнова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Александра Юнировна Смирнова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Без названия
Статья на тему `Коррекция поведения и эмоциональногосостояния` для учащихся 4-7 классов с умеренной умственнй осталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
Методическая разработка психологического занятия (индивидуального, группового) Игра Охотник, Рыбак По программе Формирование произвольной регуляции поведения


 Статья `Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями`




Статья: «Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталость, интеллектуальными нарушениями.

 

Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии. Учащиеся с умственной отсталостью отличаются замедленным темпом и неравномерностью физического и психического развития.   Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны слабая дифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает Л.С. Выготский, С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя". Еще одной особенностью, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Особенно ученики младших классов, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Поэтому очень важно, зная это умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития чувств личности.

По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоциональной стороны.  У умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда они достигнут цели.

Специальная педагогика и психология свидетельствует о воспитываемости психических функций умственной отсталости и в тоже время указывает на неравномерность развития этих функций. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать, подавлять или угнетать ее.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении личностных базовых учебных действий, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.

Программа «Шире круг» направлена на развитие эмоционально-волевой сферы через    создание условий для расширения положительного эмоционального опыта в процессе целенаправленной систематической организации действий учащихся.

Адресатами программы являются учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-го   класса.   На программу «Шире круг» отводится 2 занятия в неделю. На основе данной программы может быть составлен СИПР.

Срок реализации программы 1 учебный год.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.       Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2.       Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

3. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2021-2022 уч. год.

4.   Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 

Цель данного коррекционного курса – коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.                       Вызвать интерес к совместным действиям.

2.                       Расширить возможности к вербальному и невербальному выражению чувств, эмоций, потребностей.

3.                       Расширить представления детей об эмоциях, настроении.

4.                       Организовывать и поддерживать произвольность в поведении.

Теоретической основой программы явились положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка, о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учета зон его актуального и ближайшего    развития   при психологической помощи.

 


 

При реализации данной программы необходимо соблюдение следующих принципов:

Принцип развивающего обучения . Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.   Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности.   Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

Принцип доступности . Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

Деятельностный принцип . Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий, контролируется качество их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Данную работу с детьми рекомендуется проводить в сотрудничестве с родителями, дефектологами, логопедами, воспитателями.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ:

 

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Настоящая программа разработана и составлена на основании курса коррекционных занятий по развитию эмоционально-волевой сферы: «Технологии коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников / О.Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика. - 2005. - №4. - С. 5-12., Шаповалова, О. Е. Игра - эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / О. Е. Шаповалова, Новикова И. М. - С.27-34

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ:

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование, необходимый инструментарий.

 

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Для реализации данной программы , используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также   средства обучения и технологии.

Уроки: игровые занятия.

Формы работы на уроке : групповая и индивидуальная с дифференцированным подходом.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения : игровые, здоровье сберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, разно уровневого и дифференцированного обучения.

ДИАГНОСТИКА И ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится    в начале (входящая), середине (промежуточная) и итоговая в конце работы.   На диагностическом этапе применяется “Психолого-педагогическая диагностика “Карта – наблюдений” Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А. Нисневич (модификация Е.А. Петровой)”. Для диагностики были выбраны шкала «Импульсивность-рефлексивность» (по этой шкале оценивается способ­ность ребенка действовать под влиянием внешних обстоятельств или эмоций (импульсивно) или рефлексивно), «Тревожность-спокойствие». Результаты фиксируются в картах наблюдений, которые находятся в «Портфолио учащегося».

ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, музыкальные инструменты, аудиозаписи, объемный и плоскостной наглядный материал, видео материал.

Срок реализации программы 1 учебный год.

Учебно-тематический план:

п/п

Название раздела

Кол-во занятий

1.

Я ученик

23

2.

Волшебная страна эмоций (развитие эмоций и чувств)

19

3.

Учимся управлять собой (развитие произвольности поведения и целенаправленности действий)

23

Всего:

65

 

Все разделы учебного предмета являются одинаково важными для усвоения обучающимися, поэтому учитывая индивидуальные особенности и наклонности учащихся класса, количество занятий   одинаковое.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Коррекционная программа рассчитана на 60 занятий; развивающие занятия проводятся по 3-м направлениям:

Примерное содержание коррекционных занятий:

Я ученик   - содержит игры и упражнения направленные на установление контакта; взаимодействие друг с другом;   нахождение своего места в группе ; воспитание чувства принадлежности к группе; узнавание себя и членов группы.

Волшебная страна эмоций (развитие эмоций и чувств) - идентификация ребенка со своим именем; формирование позитивного отношения ребенка к своему имени; знакомство, развитие коммуникативных навыков; снятие мышечных зажимов; снятие психоэмоционального напряжения; первичное знакомство с настроениями и эмоциями    грусти, радости;    выражение агрессии;   стабилизация психических процессов.

Учимся управлять собой (развитие произвольности поведения и целенаправленности действий) - развитие последовательности действий; соблюдения элементарных правил; умения действовать по сигналу; развитие слухового и зрительного внимания; совместных действий; действий по образцу; развитие умения подчинять действие правилу; развитие умения выполнять требуемое задание.

Планируемые результаты освоения программы:

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. Основные направления:

- личностные, включают сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:

·          Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу);

·          Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

·          Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

·          Владение правилами поведения в учебной ситуации;

·          Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

·          Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

·          Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

-   предметные , включают:

1.           Умения распознавать и выражать свои эмоциональные состояния;

2.           Распознавать состояния других людей;

3.           Произвольность поведением в его связи с эмоциональным состоянием;

 

Программа формирования базовых учебных действий:

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Программа БУД включает:

- Развитие навыков эмоционального, коммуникативного взаимодействия индивидуально с педагогом (специалистом).

- Развитие навыков взаимодействия с группой обучающихся.

-   Формирование учебного поведения.

         -   Формирование умения выполнять задание.

 

Материально-техническое обеспечение: графические средства для альтернативной коммуникации (карточки с изображениями объектов, людей, действий, сюжетные картинки с различной тематикой, средства ТСО, аудио и видеоматериалы), объемный и плоскостной, раздаточный материал, природный материал .

 


Программа по развитию эмоционально-волевой сферы `Шире круг`
Автор: Смирнова Александра Юнировна
Тэги: психология



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Асет Баудиновна, пожалуйста.
смотря в какую сторону не по плану))) А так предсказывать - раз плюнуть... Если будет все хорошо - могло быть и лучше, а будет плохо - так я же говорила. Слышал историю из начала 90х, когда не было толком УЗИ, но многие хотели узнать пол будущего ребенка. Приходила семья к `предсказателю`, тот мол трахтибидох и говорит мол `будет мальчик`. В тетрадочку записывает `девочка`. Потом родится мальчик - так я вам и говорил. ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ!!! Родится девочка, то во-первых не каждый пойдет разбираться, а если придет `Предсказатель` им под нос тетрадочку с датой и `результатом - девочка` показывал. И говорил - мол девочка, я записывал, а Вы не так меня видно поняли... И опять он ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ)))
Вампирят часто дети с дефицитом внимания. Хотя и он (дефицит) бывает разным. Я обычно сижу за последней партой. Мол кому нужна помощь -подходите. (да и видно всех))) И зачастила ко мне ученица с глупыми и часто элементарными вопросами... Говорю ей: я вижу ты поняла тему, зачем подходишь-то?)) она и говорит. От Вас приятно пахнет - не самогоном.. Ребенок из приюта 15-16 лет 9й класс. Печально
Жутковатенько...)) В розовых очках как-то мягче.
`По логике вампирить должны бы нездоровые дети.(болезнь всегда снижает энергетику)` По мнению специалистов каждый второй ребёнок имеет проблемы по части неврологии или психиатрии. В педвузах давно уже должны всем студентам давать вторую специальность - дефектолог.
Ольга, такое классное фото испортили)))





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/