В пособии представлены как традиционные формы открытых уроков литературы, так и нетрадиционные: урок-анализ, урок-практикум, урок-литературно-музыкальная композиция, урок-лекция и др.
Методические рекомендации помогут словеснику глубже раскрыть творчество русских писателей-классиков XIX-XX вв., повысить уровень преподавания, раскрыть творческие способности, привить учащимся любовь к литературе.
Предназначено преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, студентам вузов.
Новое научно-методическое пособие обращено, прежде всего, к учителям-словесникам, а также студентам-филологам, абитуриентам, старшеклассникам. Публикуемые здесь уроки - классические и нестандартные - представляют не только творчество писателя, но и его литературно-историческую эпоху во всей сложности и противоречивости.
Содержание уроков направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложены такие формы, которые помогают проникнуть в художественный замысел писателя. Методический материал изложен так, чтобы молодой учитель-словесник мог свободно воспроизвести урок. Однако и опытный учитель найдёт здесь модель для художественно-педагогического творчества. Предлагаемые уроки составлены не только на основе известных материалов. Для подготовки пособия были использованы документы из различных музеев страны (например, из Пушкинского музея, музея С. Есенина в с. Константинове и др.).
В данных уроках мы попытались найти гармонию формы и содержания, чтобы чтение для старшеклассников стало трудом и творчеством, поэтому в основе каждого урока лежит диалог - совместный поиск истины. Цель уроков - вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам.
Хотим надеяться, что данное пособие будет интересным и нужным для наших коллег-словесников.
|