Урок 3. От чего захватывает дух. - Татьяна Васильевна Сопина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Методички
 ▫ Методички
 ▫ Уроки=Литература
 ▫ Уроки=Русского языка
 ▫ Русский язык. Правила
 ▫ Мультимедийные приложения к учебникам
 ▫ Интерактивные технологии в образовании
 ▫ Русский язык
 ▫ ЕГЭ
 ▫ ГИА
 ▫ Тесты
 ▫ Видеоуроки по русскому языку
 ▫ Рабочие программы по русскому языку
 ▫ Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.
 ▫ Презентации
 ▫ Русский язык 9 - 11 классы
 ▫ Поурочные разработки
 ▫ Тренажер Компьютерная фонетическая лаборатория (полная версия)
 ▫ Электронные издания
 ▫ Технологические карты уроков
 ▫ Русский яз. 5 - 9 кл. Ладыженская
 ▫ Литература
 ▫ Рабочие программы по литературе
 ▫ Рабочие программы русская словесность
 ▫ Презентации
 ▫ Уроки литературы Кирилла и Мефодия.
 ▫ Подготовка к ЕГЭ
 ▫ Литература Тематическое планирование 5 класс
 ▫ Мультимедия
 ▫ Поурочные разработки Литература 5-11 классы
 ▫ Интерактивные гипертекстовые таблицы. Теория литературы.
 ▫ Иллюстрации к творчеству, биографии
 ▫ ДИАФИЛЬМЫ
 ▫ Уроки литературы организация контроля и творчеекая работа
 ▫ Сказки А. С. Пушкина
 ▫ Родная речь 1
 ▫ Родная речь 2
 ▫ ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Литература. 5 класс
 ▫ ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Литература. 6 класс
 ▫ Стихи для заучивания наизусть 5-9 классы.
 ▫ Меркин. Уроки 5 - 9 классы
 ▫ ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Литература. 7 класс
 ▫ Мультимедийные приложения
 ▫ Технологические карты уроков.
 ▫ МХК
 ▫ Картины знаменитых художников
 ▫ Музеи
 ▫ Жанры
 ▫ Приложение к учебнику МХК - 10 класс
 ▫ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, 10 КЛАСС
 ▫ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, 11 КЛАСС
 ▫ Классные часы
 ▫ Внеклассные мероприятия
 ▫ Доклады
 ▫ Нужные программы
 ▫ Портативные программы
 ▫ Азбука. Компьютер для женщин.
 ▫ Microsoft Office 2007
 ▫ Установка Windows XP
 ▫ Сборка компьютера
 ▫ Универсальный тест
 ▫ Библиотека
 ▫ Художественная литература
 ▫ Закон
 ▫ Аудиокнига
 ▫ Басни Крылова
 ▫ Русские народные сказки
 ▫ Авторское чтение
 ▫ Озвученный диафильм
 ▫ Юмор
 ▫ Семен Альтов - Обо всем
 ▫ Слава Ещенко - Я - профессиональный тамада
 ▫ В. Коклюшкин
 ▫ Ефим Шифрин
 ▫ Сергей Дроботенко
 ▫ Евгений Петросян
 ▫ Музыка
 ▫ Кабриолет
 ▫ Музыка для души
 ▫ Классическая музыка
 ▫ Вивальди
 ▫ Бетховен
 ▫ Виктор Цой и группа Кино
 ▫ Цветы
 ▫ Анимашки
 ▫ Мои цветы
 ▫ Видео
 ▫ Мультфильмы
 ▫ Приколы
 ▫ mini kurs
 ▫ Кошки
 ▫ Фото
 ▫ Анимационные картинки в стиле фэнтези
 ▫ Наша школа
 ▫ Достижения моих учеников
 ▫ Работы учеников
 ▫ Мои достижения
 ▫ АТТЕСТАЦИЯ
 ▫ Мультимедийные энциклопедии
 ▫ Книги EBook
 ▫ КИМы. Уроки. Русский язык. Литература. многотомный архив
 ▫ Подготовка к экзамену Русский язык и Литература
 ▫ Тесты по другим дисциплинам
 ▫ Курсы ФГОС
 ▫ Летний лагерь
 ▫ Алфавит
 ▫ Разное






























Статистика


 Просмотров: 2528235
 Посетителей: 614341
 Подробности









Татьяна Васильевна Сопина

Папка "Литература Тематическое планирование 5 класс"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Урок 4. Александр Дюма и его роман Три мушкетёра. Герои бессмертной книги.
Урок 5. Законы чести в главе Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала.
Урок 6. Что такое дружба? (По главе План кампании
 Урок 7.  Наталья Долинина Честь и достоинство. Секрет одного романа.

 Урок 3. От чего захватывает дух.




КОНСПЕКТЫ

Литература, 5-й класс

Урок 3.

«От чего захватывает дух».

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I . Цель урока.

 

 

Основная цель данного урока состоит в том, чтобы учащиеся научились выстраивать личное эмоционально-оценочное восприятие на основе анализа литературного портрета героев при помощи продуктивного чтения текста.

 

II . Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Прогнозирова-ние содержания (антиципация).

1. – Обратите внимание на заглавие части I нашего учебника. («От чего захватывает дух».)

2. – Что значит «захватывает дух»?

3. – Случалось ли вам переживать такое состояние, когда захватывает дух? Что вы чувствовали?

4. – Что вы ждёте от чтения этого раздела?

5. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 10. (На

с. 10 мы видим друзей Олега, они над чем-то задумались. Волшебный фонарь освещает их. Может быть, они мечтают отправиться в путешествие? Или хотят, чтобы отправились мы? На стеллаже – книги, содержание которых подтверждает наши предположения: все они связаны одной темой – путешествия и приключения.)

6. – Какое произведение открывает раздел?

7. – Как вы думаете, какова тема, содержание стихотворения? Что можно предположить? (Героями являются капитаны – об этом говорит заголовок. По заголовку и иллюстрациям можно утверждать, что в стихотворении рассказывается о плавании, возможно опасном. Автор –Николай Гумилёв, с его творчеством мы встречаемся впервые.)

8. – Можете предположить, почему это стихотворение открывает раздел «От чего захватывает дух»?

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

 

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

 

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

 

Технология оценивания

« На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

 

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой   задачи , где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи , где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,   либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – « отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с текстом  во время чтения.

а) Выявление первичного восприятия.

 

 

б) Комментиро-ванное чтение.

Учитель читает стихотворение.

– На какие три части можно разбить стихотворение? (Первая – четыре строки 1-й строфы (о кораблях и их лавировании «меж базальтовых скал и жемчужных»);   вторая – 2-я–5-я строфы (о капитанах – открывателях новых земель, их мужестве); третья –  последние две строфы, где автор задаёт читателям вопрос, который звучит и как утверждение, и как основная мысль).

– Составьте описание каждой из трёх картин (по группам).

– Вы почувствовали настроение в стихотворении? Какое оно?

– На что вы обратили внимание как грамотные читатели? (Стихотворение красивое, но в тексте много незнакомых и непонятных слов.)

– На что мы обращаем внимание при комментированном чтении:

- сюжет;

- ритм, мелодичность;

- цвет;

- непонятные, малознакомые слова и выражения.

 

На полярных морях и на южных,

(Белый и ярко-синий цвета.)

По изгибам зелёных зыбей, (Зелёный цвет.)

Меж базальтовых скал и жемчужных

(Серый и белый с перламутровыми переливами.)

Шелестят паруса кораблей. (Паруса обычно шелестят, когда ловят ветер при смене галса, то есть лавируют, подставляя ветру то правый, то левый борт. И скалы, и зыбь достаточно опасны для мореплавателя. У В. Даля «Зыбь, зыбель – состояние волнистой, колеблющейся поверхности; зыбень – гладкая волна без гребня; огромное круглое волнение, остающееся после бури, когда море расходилось, или пригонное, как вестник бури.)

(Слайд 2.)

Быстрокрылых ведут капитаны,

(Корабли получают эпитет «быстрокрылые».)

Открыватели новых земель, (Характеристика: не просто капитаны – первооткрыватели.)

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстрёмы и мель...

(Мальстрём, или   Мальстрим, – водоворот в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии. Для деревянных судов XVII XIX веков представлял существенную опасность. Предания приписывали ему мистические свойства.) (Слайд 3.)

Чья не пылью изодранных хартий, –

(Хартия – соглашение. То есть не люди, просидевшие всю жизнь над бумагами, а первооткрыватели, на практике постигающие истины бытия.)

Солью моря пропитана грудь,

(Здесь сопоставление с солью земли.)

Кто иглой на разорванной карте

(Опять-таки противопоставление: разорванная бумага и игла – сшивает карту – делает мир целостным.)

Отмечает свой дерзостный путь.

(Слайд 4.)

И, взойдя на трепещущий мостик,

(Трепещущий – сильное волнение, шторм.)

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости (Мода на трости появилась в конце XVII века. Трости носили все офицеры эпохи рококо. Таким образом, приблизительная датировка – XVIII век.)

Клочья пены с высоких ботфорт.

(Высокие сапоги.) (Слайд 5.)

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет, (Пистолет за поясом – также достаточно древняя традиция. Кобуры как таковой раньше не было, не считая специальных кармашков в седельных сумках. Пистолеты были кремнёвыми, требовали бережного отношения и заряжались непосредственно перед боем.)

Так, что сыпется золото с кружев

(Позолота.)

С розоватых брабантских манжет.

(Брабантские кружева, или брабантские манжеты, производись во Фландрии, в местечках Брабанта, копировали брюссельские, но были погрубее. Получили широкое распространение именно в эпоху рококо. Розоватый цвет получили ото льна, который произрастал в окрестностях Брабанта. Таким образом, ботфорты, брабантские манжеты, трость, кремнёвый пистолет – всё относит нас к романтической эпохе XVIII – начала XIX веков, когда капитаны были великой кастой, уходящей на открытие новых берегов. В те времена, когда море возвращало один корабль из трёх, быть капитаном означало быть бесстрашным человеком.)

(Слайд 6.)

Пусть безумствует море и хлещет,

(Когда корабль попадает в сильный шторм, брызги буквально исхлёстывают надстройки, а у рулевого руки, держащие штурвал, теряют чувствительность, лицо немеет.)

Гребни волн поднялись в небеса, –

(Когда корабль проваливается в яму, кажется, что волны достигают неба.)

Ни один пред грозой не трепещет,

(Трепещет мостик, а люди стоят твёрдо.)

Ни один не свернёт паруса. (Имеется в виду, что при сильном ветре берут рифы: первый, второй и так далее. То есть приспускают парус и привязывают часть к поперечине, чтобы уменьшить его площадь, таким образом снижается опасность лишиться мачт или быть разбитым о скалы. Если свернуть паруса вовсе, корабль будет неуправляемым.) (Слайд 7.)

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

(Лёгкое парусное судно, его очень любили пираты, происхождение – Средиземное море.)

Неожиданно бросить фрегат,

(От птицы «фрегат» – трёхмачтовый корабль, как правило, имеющий одну батарейную палубу (или две – открытую и закрытую), выполняющий сторожевые, разведывательные, охранные функции. Охранял караваны, дежурил на торговых путях, ходил в разведывательные рейды. Работал самостоятельно в отличие от линейных (воюющих в строю) кораблей. То есть в данном случае неожиданно бросить на вражьи фелуки фрегат – значит броситься на защиту других судов, на которые нападают пираты.) (Слайд 8.)

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвёздной

Охранительный свет маяков?

(То есть разобраться, найти настоящий свет на фоне множества звёзд.)

(Слайд 9.)

 

3. Работа с текстом после чтения. Актуализация знаний.

 

– Какие же они, капитаны?

Давайте вспомним предыдущий урок, определение понятия «литературный портрет» ( записываем на доске).

– А теперь сопоставим его с определением портрета, данного В.И. Новиковым и Е.А. Шкловским: портрет – это изображение в литературе внешнего облика героя: черт, мимики,

жестикуляции, деталей одежды , служащее для его характеристики и раскрытия внутреннего мира. Особенности литературного портрета зависят от индивидуального стиля автора, поэтики, жанра и способа типизации общей эстетики эпохи.

[Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – М.:Педагогика-Пресс, 1998. – С. 210 – 211].

(Слайд 10.)

 

– А теперь индивидуально в тетрадях «рисуем» литературный портрет капитана из стихотворения Николая Гумилёва.

– Отвечаем на следующие вопросы: как он одет? сколько ему лет? какой у него характер? выражение лица? чего он хочет от жизни?

– О ком это стихотворение?

(О первооткрывателях, о бесстрашных, смелых людях, героях, без которых бы не было движения вперёд.)

Проверяем задания в рабочих тетрадях.

– Каждый текст – это диалог, который мы ведём с автором. А ещё это – послание автора читателям. Всегда существует некая связь между произведением и его автором.

– Послушайте строки Георгия Иванова из «Петербургской зимы» о

Н. Гумилёве как поэте и подумайте, что роднит его с героями стихотворения.

(Слайд 11.)

«…Гумилёв твёрдо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных. Быть поэтом, по его понятиям, достоин только тот, кто, яснее других сознавая человеческие слабости, эгоизм, ничтожество, страх смерти, на личном примере, в главном и в мелочах, силой воли преодолевает всё. И от природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилёв «приказал» себе стать охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать и заработавшим два «Георгия», заговорщиком. То же, что с собственной жизнью, он проделал и с поэзией… Девиз Гумилёва в жизни и в поэзии был: «Всегда линия наибольшего сопротивления».

 

– Давайте на основании стихотворения и текста Георгия Иванова попробуем нарисовать литературный портрет самого Николая Гумилёва.

Групповая работа .

 

 

4. Подготовка к выразительному чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В учебнике на с. 9 авторы задают нам вопросы о чтении стихотворений. Прочитайте, проанализируйте, ответьте на вопросы:

– Что значит «прочитать выразительно»?

– С помощью каких приёмов можно «понять и почувствовать» текст?

– Какую роль при чтении играет интонация?

(Слайд 12.)

(1. Прочитать медленно; 2. нарисовать картины, которые увидели; 3. расставить паузы, выделить речевые звенья; 4. в каждом речевом звене подчеркнуть ключевые слова, поставить логическое ударение; 5. определить психологические паузы, 6. стрелочками обозначить повышение или понижение голоса; 7. выбрать тон чтения для каждой строфы.)

– Какова интонация стихотворения? ( Строгая, чеканная, торжественная и романтическая.)

2. Выразительное чтение учащихся .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Итог урока.

 

 

– Прочитайте ключевые слова, которые вы записали.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: почему именно это стихотворение открывает часть I учебника «От чего захватывает дух»?

 

 

 

VI . Домашнее задание.

 

 

П рочитать главы I–IV части I романа А. Дюма

«Три мушкетёра» (желательно по полному изданию).

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Наталия Алексеевна Карамова2014-09-08 16:01:56 - Наталия Алексеевна Карамова
Хороший урок! Спасибо!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



6125535-a1584643
Kg6+
Крh8
Отлично! Отлично!
Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/