Звонок прозвенел, дети
выстроились, готовы сесть и приступить к образовательному процессу. Еще
несколько секунд и можно начинать. И вот именно в этот момент, поймав на себе
взгляды учащихся, я чувствую себя немного неловко.
Дети застыли в ожидании и лёгком
замешательстве. Сели. Приступили к работе. Все идет так, как должно, вот только
не спокойно мне.
Каждый урок в моей голове проносятся одни и те же мысли: “Я
– учитель. Я учу детей. А учу ли я их
тому, что им необходимо? Важно это или нет для каждого из них?”
Кто-то сидит, спокойно, кто-то норовит отвлечься и заняться
своим делом, а в чьих-то глазах, я вижу понимание и осознание важности
обсуждаемого аспекта темы. Они все такие разные и до каждого нужно донести, каждому
показать, каждому рассказать, каждого уберечь.
За прикладным пониманием
предмета, изобилующим алгоритмами, направленными на отработку умений выживать,
под час скрывается более широкий спектр задач, которые необходимы для жизни –
всей жизни человека, от повседневной до каких-либо экстремальных её моментов и
проявлений. И вот именно тут
начинаются
проблемы.
Современные дети, воспитанные не
классикой, а комиксами; общающиеся “онлайн”, вместо того, чтобы гулять; “сидящие”
не за книгами, а в различных “гаджетах” (телефонах,
компьютерах), теряют восприятие реальности. Для некоторых эта реальность
сливается с привычной (виртуальной), где все можно переиграть, переделать,
удалить и пересчитать, словом, “сохраниться и загрузиться с какого-либо
выбранного места или момента”. Иногда бывает так сложно объяснить ребёнку, что
у всех вещей есть причинно-следственные связи и за его крупными личными
поражениями скрываются мелкие недочеты, огрехи и просто глупые поступки, что в
повседневной жизни, любой неверный шаг может привести к трагическим
последствиям…
Но ребенку интересно, любопытно,
все хочется познать опытным путём, так сказать, “попробовать жизнь на вкус”, “проверить
на прочность”, пройти самому (напрашиваются аналогии с виртуальным миром) и
найти свой, неповторимый и индивидуальный вариант жизненного пути. И вот именно
тут я в который раз убеждаюсь, что, учитель - человек, который не только сможет
убедить ребёнка не совершать
опрометчивый поступок, но и уверить, что если человек собирается испробовать
жизнь на прочность, то когда-нибудь и она – жизнь, испробует его. Хватит ли в
таком случае запаса прочности - никому не известно.
“Если не мы, то кто?” Кто еще
скажет юному человеку, когда остановиться, укажет на чувство меры, призовет к
ответу и определит границы, на которых должна сыграть совесть, уверит, что
понятия чести дороже славы и успеха, покажет, где установлены рамки закона, а
где нравственность и воспитание, важнее современной морали. Именно учитель
будет эталоном сбалансированности качеств, которые приведут молодую личность к
успеху.
Каждый раз, когда завершается
урок, и я вижу в глазах детей искру осознания того, о чем мы говорили на уроке,
это значит, что мне удалось достучаться до души и предостеречь её. В этот
момент я понимаю, что именно в этом и есть главное предназначение моей
профессии, профессии – учитель.
Ольшанский В. А.
учитель ОБЖ
ГБОУ СОШ №6 г. Отрадный