Родительское собрание
Цель
:
выявить
особенности
взаимоотношений
между
детьми
и
родителями
.
Оформление
:
1.
На
доске
(
или
стенде
)
представлены
вопросы
анкет
и
теста
(
см
.
по
тексту
).
2.
На
столах
чистые
листы
,
ручки
.
3.
На
доске
записи
(
или
плакаты
):
«Наши
дети
-
это
наша
старость
;
плохое
воспитание
-
это
наше
горе
,
это
наши
слезы
,
это
наша
вина
перед
дру
гими
людьми
,
перед
всей
страной»
(
А
.
С
.
Макаренко
);
«Дети
должны
воспитываться
не
для
настоящего
,
а
для
будущего
,
возможно
лучшего
,
состояния
рода
челове
ческого»
(
Э
.
Кант
).
Ход
собрания
1.
Информационная
часть
.
Психолог.
Семья
-
колыбель
духовного
рождения
чело
века
.
Многообразие
отношений
между
ее
членами
,
обна
женность
и
непосредственность
чувств
,
которые
они
питают
друг
к
другу
,
обилие
различных
форм
проявления
этих чувств
,
живая
реакция
на
малейшие
детали
поведения
ре
бенка
-
все
это
создает
благоприятную
среду
для
эмоционального
и
нравственного
формирования
личности
.
Семья
-
это
первый
устойчивый
коллектив
в
жизни
ма
ленького
человека
.
В
процессе
формирования
личности
семья
играет
главенствующую
роль
.
Именно
в
семье
,
еще
до
школы
,
формируются
основные
черты
характера
ре
бенка
,
его
привычки
.
И
каким
будет
ребенок
,
благополучным
или
нет
,
зависит
от
того
,
каковы
отношения
в
семье
между
ее
членами
.
Семейная
жизнь
многообразна
.
Не бывает
семьи
без
проблем
,
без
трудностей
.
Уважаемые
родители
!
Давайте
сегодня
поговорим
о
ва
ших
детях
,
о
том
.
какую
роль
играют
семья
и
школа
в
их
воспитании
,
так
как
семья
и
школа
-
это
два
социальных института
,
от
согласованности
действий
которых
зависит эффективность
процесса
воспитания
ребенка
.
Чтобы
вы
растить
полноценную
,
культурную
,
высоконравственную
,
творческую
и
социально
зрелую
личность
,
необходимо
,
чтобы
учителя
и
родители
действовали
как
союзники
,
де
лясь
с
детьми
своей
добротой
,
опытом
,
знаниями
.
Взаимоотношения
семьи
и
школы
важны
не
только
в первые
годы
пребывания
ребенка
в
школе
.
Актуальными
они
остаются
и
в
старшем
возрасте
,
ведь
очень
часто
имен
но
в
школе
у
ребенка
появляется
шанс
для
самовыраже
ния
,
проявления
своих
талантов
.
Школа
ставит
перед
собой много
задач
:
и
воспитательные
,
и
учебные
,
и
просветитель
ские
.
Школа
может
помочь
родителям
в
решении
многих
вопросов
воспитания
детей
,
но
она
никогда
не
сможет
конкурировать
с
семьей
.
Именно
семья
является
самым
мощ
ным
средством
в
формировании
личности
ребенка
.
Жизнь и
наука
доказали
,
что
все
беды
у
детей
,
а
потом
и
у
взрослых
,
объясняются
ошибками
семейного
воспитания
,
главные
из
которых
-
отсутствие
любви
и
неумение
хвалить
и
поддерживать
своих
детей
.
Самое
важное
для
ребенка
-
чтобы
его
любили
таким
,
какой
он
есть
.
Выдающийся
педагог
В
.
А
.
Сухомлинский
говорил
:
«Там
,
где
нет
мудрости
родительского
воспитания
,
любовь
матери
и
отца
уродует
их
[
детей
]
»
.
Есть
много
разновидностей
этой
уродливой
любви
.
Вот
некоторые
из
них
:
лю
бовь
умиления
,
любовь
деспотическая
,
любовь
откупа
.
Уважаемые
родители
!
Прежде
,
чем
я
раскрою
смысл
каж
дого
из
этих
выражений
,
хочу
обратить
ваше
внимание
на
мини
-
анкету
,
вопросы
которой
записаны
на
доске
.
За
время
собрания
дайте
,
пожалуйста
,
ответы
на
эти
вопросы
,
и
если
где
-
то
столкнетесь
с
несоответствием
между
желани
ем
и
действительностью
,
то
попробуйте
найти
выход
из
противоречия
и
проанализировать
,
почему
оно
возникло
.
Вопросы
мини
-
анкеты
для
родителей
:
1.
С
каким
лицом
вы
чаще
всего
общаетесь
со
своим
ребенком
?
2.
С
каким
лицом
чаще
всего
ваш
ребенок
общается
с
вами
?
3.
Каким
,
по
-
вашему
мнению
,
должно
быть
лицо
вашего
ребенка
во
время
общения
с
вами
?
Психолог
Вернемся
к
тем
недостаткам
,
которые
встре
чаются
в
воспитании
.
Любовь
умиления
-
самое
печальное
,
что
можно
пред
ставить
себе
в
отношениях
родителей
и
детей
.
Это
ин
стинктивная
,
неразумная
,
иногда
наивная
любовь
.
К
чему
она
может
привести
?
Ребенок
,
воспитанный
в
атмосфере
умиления
,
не
знает
,
что
в
человеческом
общежитии
есть
понятия
:
«можно»
,
«нельзя»
,
«надо»
.
Ему
кажется
,
что
ему
все
можно
.
Он
не
знает
своего
долга
перед
родителями
,
не
умеет
и
не
хочет
трудиться
,
потому
что
не
видит
людей
и
не
чувствует
сердцем
,
что
у
тех
,
кто
его
окружает
,
есть
свои
желания
,
свои
потребности
,
свой
духовный
мир
.
У
него
складывается
твердое
убеждение
в
том
,
что
он
при
носит
счастье
,
радость
родителям
и
другим
людям
уже
тем
,
что
он
просто
живет
на
свете
.
Вторая
разновидность
неразумной
родительской
люб
ви
-
деспотическая
любовь
.
Эта
форма
-
одна
из
причин
того
,
что
у
ребенка
с
малых
лет
извращается
представле
ние
о
добром
начале
в
человеке
,
он
перестает
верить
в
человека
и
человечность
.
В
обстановке
деспотического
самодурства
,
мелочных
придирок
,
постоянных
упреков
ма
ленький
человек
ожесточается
.
Все
это
происходит
из
-
за неумения
родителей
пользоваться
своей
властью
.
Роди
тельская
власть
должна
не
подавлять
волю
ребенка
,
а
по
ощрять
,
одухотворять
его
внутренние
силы
,
его
желание быть
хорошим
.
Уважайте
детское
желание
быть
хорошим
и
помните
,
что
ваш
сын
или
ваша
дочь
-
такой
же
человек
,
как
и
вы
,
его
душа
протестует
,
когда
кто
-
то
пытается
сде
лать
его
игрушкой
своего
произвола
.
Третья
разновидность
неразумной
родительской
любви
-
любовь
откупа
.
Родители
в
такой
семье
считают
,
что
их
долг
заключается
лишь
в
обеспечении
всех
матери
альных
потребностей
детей
.
Это
взгляд
на
воспитание
детей
как
на
что
-
то
совершенно
обособленное
,
отделен
ное
забором
от
общественных
обязанностей
.
Если
в
такой
семье
ни
один
из
родителей
не
уделит
достаточно
внимания
детям
,
то
их
окружает
атмосфера
духовной
пус
тоты
,
убожества
.
Они
живут
среди
людей
и
не
знают
людей
,
их
сердцам
совершенно
не
знакомы
такие
чувства
,
как
ласка
,
сострадание
,
милосердие
.
Оправдывая
свои
действия
,
родители
ссылаются
на
различные
примеры
из
истории
человечества
.
Да
,
мы
зна
ем
,
какую
жестокую
школу
воспитания
проходили
мальчи
ки
в
Древней
Спарте
.
Но
ведь
из
них
готовили
сильных
,
му
жественных
,
бесстрастных
и
беспощадных
воинов
.
Или
ин
дейские
племена
,
где
четырехлетних
мальчиков
отправля
ли
на
двенадцать
лет
в
другой
лагерь
,
в
котором
их
учили всем
премудростям
жизни
,
воспитывая
отважных
воинов
,
охотников
,
следопытов
.
Индейцы
считали
,
что
у
воинов
должно
быть
суровое
сердце
,
холодный
рассудок
,
твердая
рука
,
и
потому
мальчики
должны
были
расти
далеко
от матери
,
не
зная
ее
нежности
и
ласки
.
Такое
воспитание
обусловливалось
особенностью
жизни
племен
,
их
постоян
ной
борьбой
с
природой
и
врагами
за
выживание
.
Иногда
противоречия
между
детьми
и
родителями
ярко
выражены
,
иногда
им
не
придается
большого
значения
.
Сейчас
я
предоставлю
вам
возможность
взглянуть
на
не
которые
ситуации
,
возникающие
в
семье
,
глазами
ваших
детей
,
а
потом
сравнить
свои
ответы
с
их
взглядами
.
2.
Практическая
часть
.
Анкетирование
.
Вопросы
анкеты
для
детей
«Я
и
моя
семья»
(
варианты
от
ветов
:
практически
всегда
,
иногда
,
почти
никогда
):
1.
Родители
меня
во
всем
поддерживают
.
2.
У
нас
бывают
разногласия
,
даже
ссоры
.
3.
Мне
бывает
трудно
дома
.
4.
Родители
предъявляют
ко
мне
слишком
высокиеь
требования
в
учебе
.
5.
Меня
во
многом
ограничивают
.
6.
Родители
всегда
считаются
с
тем
,
что
бы
мне
хотелось
иметь
из
одежды
,
с
другими
моими
нуждами
.
7.
Мне
дают
карманные
деньги
.
8.
У
нас
дома
бывают
одноклассники
,
друзья
.
9.
Мне
хотелось
бы
иметь
больше
самостоятельности
.
10.
Родители
заняты
только
собой
.
Психолог
Уважаемые
родители
!
Ваша
задача
-
попро
бовать
поставить
себя
на
место
вашего
собственного
ре
бенка
и
ответить
на
вопросы
так
,
как
ответил
бы
он
,
то
есть
взглянуть
на
ситуацию
его
глазами
.
С
помощью
родителей
у
ребенка
постоянно
закладыва
ются
представления
о
том
,
какой
должна
быть
семья
,
ее
быт
,
взаимоотношения
между
членами
семьи
.
Зачастую
семья
,
в
которой
вырос
ребенок
,
становится
моделью
его
будущей
семьи
.
О
взаимоотношениях
в
семье
,
о
поощре
ниях
и
наказаниях
,
о
доброте
и
честности
,
поведем
мы
разговор
в
микрогруппах
.
Работа
в
микрогруппах
,
выступления
родителей
.
3.
Заключительное
слово
.
Психолог
Как
часто
мы
сталкиваемся
с
одной
и
той
же
проблемой
:
читаем
детям
нотации
о
том
,
как
надо
себя
вести
,
даем
им
полезные
советы
,
предостерегаем
от
оши
бок
,
а
в
итоге
получаем
противоположные
результаты
.
В
чем
здесь
причина
?
Может
быть
,
дело
в
том
,
что
наши
по
ступки
не
всегда
соответствуют
тому
,
о
чем
мы
говорим
?
Дети
-
наши
постоянные
свидетели
.
Они
видят
наши
па
дения
,
срывы
,
провалы
,
как
бы
мы
ни
старались
скрыть
это
.
Ребенок
учится
тому
,
Что
видит
у
себя
в
дому
.
Родители
-
пример
ему
!
Кто
при
жене
и
детях
груб
,
Кому
язык
распутства
люб
,
Пусть
помнит
,
что
с
лихвой
получит
От
них
все
то
,
чему
их
учит
.
Не
волк
воспитывал
овец
,
Походку
раку
дал
отец
!
Коль
видят
нас
и
слышат
дети
,
Мы
за
дела
свои
в
ответе
.
И
за
слова
:
легко
толкнуть
Детей
на
нехороший
путь
.
Держи
в
приличии
свой
дом
,
Чтобы
не
каяться
потом
.
А
может
,
все
дело
в
том
,
что
дети
учатся
жить
у
жизни
?
И
в
заключение
нашего
собрания
я
предлагаю
вам
тест
-
игру
«Какой
вы
родитель
?
»
.
Тест
для
родителей
.
Говорите
ли
вы
ребенку
следующие
фразы
?
1.
Сколько
раз
тебе
повторять
?
2.
Посоветуй
мне
,
пожалуйста
.
3.
Не
знаю
,
что
бы
я
без
тебя
делала
!
4.
И
в
кого
ты
такой
уродился
?
5.
Какие
у
тебя
замечательные
друзья
!
6.
Ну
на
кого
ты
похож
?!
7.
Вот
я
в
твое
время
...
8.
Ты
моя
опора
и
помощник
!
9.
Ну
что
за
друзья
у
тебя
?
10.
О
чем
ты
только
думаешь
?
11.
Какой
ты
у
меня
умница
!
12.
А
как
ты
считаешь
,
сынок
(
доченька
)?
13.
У
всех
дети
,
как
дети
,
а
ты
...
14.
Какой
ты
у
меня
сообразительный
!
Правильные
ответы
: 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13
-
«нет»
; 2, 3, 5,
8, 11, 12, 14 -
«да»
.
Результаты
теста
:
1.
Если
вы
верно
ответили
практически
на
все
вопро
сы
,
вы
живете
с
ребенком
душа
в
душу
.
Он
искренне
лю
бит
и
уважает
вас
.
Ваши
отношения
способствуют
ста
новлению
его
личности
.
2.
Если
вы
допустили
3-5
неверных
ответов
,
вы
непос
ледовательны
в
общении
с
ребенком
.
Он
уважает
вас
,
хотя
и
не
всегда
с
вами
откровенен
.
Его
развитие
под
вержено
влиянию
случайных
обстоятельств
.
3.
Если
вы
допустили
6-10
неверных
ответов
,
вам
не
обходимо
быть
к
ребенку
повнимательнее
.
Вы
пользуе
тесь
у
него
авторитетом
,
но
,
согласитесь
,
авторитет
не
за
менит
любви
.
Развитие
вашего
ребенка
зависит
от
слу
чая
в
большей
степени
,
чем
от
вас
.
4.
Если
вы
вы
допустили
11-14
неправильных
ответов
,
вы
сами
чувствуете
,
что
идете
по
неверному
пути
.
Между вами
и
ребенком
существует
недоверие
.
Пока
не
поздно
,
постарайтесь
уделять
ему
побольше
внимания
,
прислуши
вайтесь
к
его
словам
.
Подведение
итогов
родительского
собрания
.
Выводы
:
1.
Строить
отношения
с
детьми
на
основе
сотрудниче
ства
и
взаимопонимания
.
2.
Не
скупиться
на
ласку
,
внимание
,
сочувствие
.
3.
Не
применять
к
детям
физических
мер
воздействия
.
Приложение
.
Ситуации
1. Обнять
,
прижать
,
потормошить
...
Разговорились
мы
однажды
с
одним
немолодым
уже
человеком
.
Он
вспоминал
свое
детство
.
Оттуда
,
из
детства
,
в
котором
было
немало
лишений
,
шел
тем
не
менее
ясный
,
согревающий
свет
.
Он
озарял
лицо
моего
собеседника
,
рассказывающего
вроде
о
вещах
далеко
не
радостных
.
Довоенные
годы
были
тяжелыми
для
семьи
.
Отец
был
в
заключении
,
работал
где
-
то
недоступно
далеко
,
на
стро
ительстве
Беломорканала
.
Пятеро
сыновей
остались
на
руках
одной
матери
,
да
и
ее
целыми
днями
не
было
:
по
шла
работать
продавцом
,
а
голодные
мальчишки
были предоставлены
сами
себе
.
Младшему
в
семье
,
моему рассказчику
,
было
три
года
.
Многие
взрослые
люди
вспоминают
детство
в
роман
тическом
свете
,
со
сладкой
щемящей
тоской
.
В
словах
этого
мужчины
была
не
просто
грусть
по
ушедшему
и
невозвратному
,
но
ясно
обозначился
тот
источник
,
от
кото
рого
шел
свет
.
Приходила
мама
поздно
,
усталая
,
но
такая
мягкая
,
нежная
,
целовала
в
головы
своих
грязных
до
неузнаваемос
ти
сыновей
и
с
неизменным
постоянством
,
зарываясь
в
их
вихры
и
счастливо
вздыхая
,
повторяла
:
«Головушки
у
детушек
пахнут
солнышком»
.
Наверное
,
у
этой
матери
,
которую
спустя
десятилетия
помнят
,
преданно
любят
,
глубо
ко
уважают
постаревшие
уже
сыновья
,
были
и
другие
сек
реты
воспитания
.
Но
и
это
одно
уже
не
мелочь
!
У
психологов
есть
понятие
«тактильный
голод»
.
Быва
ет
он
у
детей
,
которых
вполне
достаточно
кормят
,
но
мало
ласкают
.
Это
-
одна
из
основных
бед
ребят
,
воспитывающихся
в
детских
домах
.
Некому
их
обнять
,
потормошить
,
подбросить
(
пока
это
возможно
),
поцеловать
или
потряс
ти
тяжелой
рукой
за
холку
.
Это
не
запишешь
ни
в
какие
должностные
инструкции
.
На
это
способны
лишь
родите
ли
в
минуты
,
когда
их
переполняет
любовь
,
и
они
не
в
си
лах
сдержать
свой
порыв
.
Но
в
наш
стремительный
век мы
становимся
все
закаленнее
и
выдержаннее
.
Многие родители
приносят
и
в
дом
привычку
быть
подчеркнуто
сдержанными
,
научились
подавлять
желание
прикоснуть
ся
к
родной
головке
.
Говорю
это
не
голословно
.
Знаю
многие
и
многие
семьи
,
где
боязнь
избаловать
детей
вытеснила
родительскую
ласку
,
а
призывы
относиться
к
де
тям
как
к
равным
воспринимаются
слишком
буквально
.
Однажды
я
случайно
услышала
,
как
одна
старушка
рас
сказывала
другой
:
«По
телевизору
говорили
,
что
если
не гладить
ребенка
по
голове
,
то
сухотка
спинного
мозга
на
ступит»
.
Ничего
,
конечно
,
со
спинным
мозгом
не
произойдет
.
Но
нечто
увиденное
или
услышанное
задело
старую
женщину
именно
потому
,
что
совпало
с
воспринятым
из
народной
мудрости
.
И
пусть
смешна
подобная
интерпре
тация
,
но
в
ней
для
всех
нас
,
родителей
,
предупреждение
:
не
лишать
наших
детей
,
растущих
в
семье
,
главного
пре
имущества
-
родительской
любви
и
ласки
.
В
нашем
стремлении
«воспитывать
правильно»
не
нуж
но
уподоблять
наше
общение
с
ребенком
общению
учи
теля
и
ученика
.
Учитель
в
первую
очередь
обращается
к
мысли
ребенка
,
а
мы
,
родители
, -
к
душе
.
Учитель
спросит
ученика
:
«Что
ты
понял
из
прочитанного
?
»
А
мама
с
сы
ном
заплачут
на
последних
страницах
«Белого
пуделя»
,
прижмутся
друг
к
другу
,
и
ни
о
чем
не
надо
будет
гово
рить
.
И
может
,
воспоминания
об
этом
горько
-
сладком
миге
останутся
с
сыном
надолго
,
уйдут
с
ним
во
взрослую
жизнь
и
будут
волновать
сердце
внезапной
теплой
волной
до
седин
.
А
память
,
которая
,
к
сожалению
,
не
удер
жит
многое
из
времени
детства
,
этот
миг
сохранит
и
че
рез
десятилетия
воспроизведет
в
точности
ощущение
мягких
,
но
надежных
маминых
рук
,
прижимающих
и
ласка
ющих
.
Так
давайте
подарим
детям
такие
ощущения
,
что
бы
остаться
с
ними
на
всю
жизнь
.
Вопросы
для
обсуждения
:
1.
Нужно
ли
ребенка
ласкать
?
2.
Не
будет
ли
это
баловать
его
?
2.
Ремень
по
наследству
.
Хочу
поделиться
воспоминаниями
из
своего
детства
.
Когда
началась
война
,
я
уже
была
без
отца
:
разошлись
отец
с
матерью
,
мне
было
три
года
...
Неудачи
в
личной жизни
,
война
,
лишения
-
все
это
сказалось
на
состоянии моей
матери
,
вызвало
у
нее
раздражение
даже
против единственной
маленькой
дочери
.
Первый
случай
побоев
я
помню
,
когда
мне
исполнилось
четыре
года
.
Недосмотрела
воспитательница
детского сада
,
заговорилась
с
подружкой
,
а
с
меня
сняли
красивое
плюшевое
пальто
в
тот
момент
,
когда
мы
гуляли
в
саду
.
Велико
было
горе
матери
,
когда
в
субботу
она
при
шла
брать
меня
домой
,
а
я
без
пальто
-
зимой
,
в
военные
годы
,
когда
ничего
нельзя
было
купить
,
достать
,
когда
дет
ское
пальто
стоило
очень
дорого
.
Всю
дорогу
домой
она шла
и
била
меня
,
раза
два
ее
останавливали
работники
милиции
,
грозились
отнять
ребенка
.
Пришли
домой
,
она
меня
не
пустила
,
так
я
и
уснула
у
порога
дома
,
как
щенок
.
Помню
далее
,
била
меня
уже
в
школьные
годы
за
все
:
за
то
,
что
не
вымыла
посуду
к
ее
приходу
домой
,
за
то
,
что
не подмела
пол
.
Била
особенно
жестоко
,
каждый
раз
выдумывая
новые
приемы
:
то
мокрым
полотенцем
,
то
проволокой
,
то
ставила
коленками
на
горох
,
а
коленки
худые
(
у
меня
было
веса
42
килограмма
).
Помню
,
в
четвертом
классе
рас
смеялась
я
на
уроке
и
не
могла
остановиться
.
Так
учитель
ница
вызвала
мать
,
которая
тут
же
,
в
школе
,
при
всех
начала
бить
меня
как
попало
с
такой
злостью
,
что
учителя
стали
от
нимать
меня
у
нее
.
После
этого
больше
в
школу
ее
не
вы
зывали
,
да
и
не
за
что
было
:
училась
я
хорошо
.
Била
она
меня
однажды
за
разбитый
графин
,
уже
в
пя
том
классе
,
а
мне
было
обидно
не
за
то
,
что
бьет
(
я
счита
ла
,
что
заслужила
),
а
за
то
,
что
я
целый
день
до
ее
прихода
стояла
на
коленях
и
молилась
,
чтобы
она
не
била
(
кто
-
то
из
подруг
посоветовал
).
Потом
я
со
злости
на
Бога
спрятала
икону
так
,
что
ее
и
мать
не
смогла
найти
.
Однажды
,
начитавшись
про
героизм
,
партизан
,
пытки
и
казни
,
я
решила
не
плакать
,
если
будет
бить
,
а
вообразить
себя
партизанкой
на
пытках
и
терпеть
.
Бьет
она
меня
в
очередной
раз
,
а
я
молчу
.
Она
бьет
,
а
я
молчу
!
Страшно
стало
ей
,
что
она
с
ребенком
сделала
:
почему
молчит
,
почему
не
кричит
?
Посмотрела
она
мне
в
глаза
,
погладила
и
горько
заплакала
,
дала
мне
денег
на
кино
,
попросила
,
если
она
когда
-
нибудь
еще
будет
меня
бить
,
чтобы
я
бежала
.
Пришел
такой
случай
,
я
и
побежала
,
а
она
догнала
меня
на
улице
и
добавила
еще
за
то
,
что
позорилась
и
бежала
за
мной
по
улице
.
Конец
всем
этим
избиениям
все
же
пришел
.
Когда
мне уже
было
шестнадцать
лет
и
мать
в
очередной
раз
принялась
бить
меня
,
я
не
вытерпела
(
считала
себя
уже
не
девочкой
,
а
самостоятельной
девушкой
),
скрутила
ей
руки и
повалила
на
кровать
.
Это
был
взрыв
!
Она
остолбенела
,
не
понимая
,
что
случилось
.
Ее
послушная
,
забитая
,
худень
кая
,
маленькая
девочка
подняла
на
нее
руку
!
Как
же
так
?
После
этого
мать
не
тронула
меня
ни
разу
,
мы
с
ней
стали
подругами
,
дружили
всю
жизнь
до
ее
последнего
дня
.
Я
свою
дочку
вырастила
,
ни
разу
не
тронув
,
только
иногда
говорила
ей
:
«И
тебе
,
Танюшенька
,
не
стыдно
?
»
Этого
было
достаточно
,
чтобы
Танюшенька
,
разревевшись
,
сама
себя
ставила
в
темный
угол
,
сама
себя
наказывала
на
определенный
срок
,
сама
себя
освобождала
из
угла
.
Сейчас
Танюшенька
сама
уже
мама
,
воспитывает
доч
ку
и
сына
,
и
я
поражаюсь
,
когда
она
их
бьет
за
шалости
.
Откуда
эта
озлобленность
?
Может
,
от
всяких
неприятностей
на
работе
,
дома
?
Сейчас
я
работаю
преподавателем
в
СПТУ
,
работаю
с
трудными
ребятами
,
являюсь
классным
руководителем
группы
.
Часто
выступаю
на
собраниях
,
убеждаю
родителей
,
что
бить
детей
-
это
не
педагогический
прием
,
он
не
принесет
положительных
результатов
в
воспитании
.
Но
так
и
не
пойму
,
почему
моя
дочка
такая
злая
с
детьми
.
Вопросы
для
обсуждения
:
1.
Нужно
ли
наказывать
ребенка
?
Как
?
2.
Оправдывают
ли
себя
физические
меры
наказания
?
3.
Из
биографии
Саньки
...
Однажды
папу
,
маму
и
Саньку
пригласили
в
гости
в
приличный
,
как
говорится
,
дом
.
Папа
наставлял
Саньку
:
«Веди
себя
так
,
будто
тебя
вовсе
нет
.
Пожалуйста
,
рта
не
раскры
вай
.
Спросят
-
ответь
,
но
в
рассуждения
не
пускайся
.
Ясно
?
»
И
надо
сказать
,
держалась
она
молодцом
,
говорила
сквозь
зубы
«да»
и
«нет»
,
пока
не
сели
за
стол
.
Саньку
ошеломило
обилие
салфеток
,
ножей
,
вилок
,
тарелок
.
Но
у
нее
хватило
соображения
не
спешить
,
а
подражать
во
всем
взрослым
.
Однако
напряжение
было
велико
.
И
тут
хозяйка
обратилась
к
Саньке
с
пустяковым
вопросом
.
Санька
начала
отвечать
и
немного
расслабилась
.
И
вот
,
произнеся
монолог
,
она
небрежно
взяла
левой
рукой
кусок мяса
с
тарелки
и
основательно
насадила
его
на
вилку
,
ко
торую
держала
в
правой
руке
.
Мама
с
малиновым
звоном
уронила
свою
вилку
на
тарелку
,
а
папа
закашлялся
.
Воспи
танные
хозяева
сделали
вид
,
что
ничего
и
не
заметили
.
А
где
,
собственно
говоря
,
Санька
могла
научиться
хоро
шим
манерам
?
В
круглосуточном
садике
?
На
продленке
?
И
мама
решила
налаживать
светское
воспитание
Саньки
по
субботам
и
воскресеньям
.
Теперь
к
завтраку
на
стол
кладутся
салфетки
,
ножи
и
вилки
:
нож
-
справа
,
вилка
-
слева
.
Извлекаются
красивые
тарелки
из
свадеб
ного
сервиза
.
В
плетеной
корзине
-
хлеб
,
в
вазе
-
икеба
на
(
мама
любит
усложнять
жизнь
!).
И
начинается
завтрак
:
-
Спину
держи
прямо
!
Не
бери
вилку
в
кулак
!
Не
спе
ши
!
Не
сопи
!
Не
набивай
рот
!
Не
чавкай
!
И
вечерами
,
когда
все
семейство
в
сборе
,
ужин
-
с
но
жами
и
вилками
.
И
вот
в
будний
день
папа
прибегает
с
работы
,
а
мамы
еще
нет
.
Сооружает
на
скорую
руку
какой
-
нибудь
ужин
,
и Санька
не
спешит
доставать
ножи
:
·
Пап
,
давай
сегодня
без
церемоний
,
а
?
·
Ладно
, -
машет
рукой
папа
. -
Только
постарайся
не
чавкать
.
·
А
если
очень
вкусно
?
·
Все
равно
постарайся
...
Вопрос
для
обсуждения
.
Способствуют
ли
семейные
праздники
и
традиции
правильному
развитию
отноше
ний
между
членами
семьи
?
|