Игорь Муханов
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ КНИГИ «ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ»
(БУРЯТСКИЕ БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ)
АЛМАЗЫ ИЗ ШАМБАЛЫ-СТРАНЫ
Один лама часто после захода солнца садился на своего коня и уезжал в неизвестном направлении. И только под утро возвращался – пыльный, уставший, но всегда со счастливым лицом!
Имелся у ламы ученик, которому не давала покоя эта тайна. И однажды, не сумев сдержать любопытства, ученик обратил себя в жучка и залез в лошадиную гриву…
Не успело солнце за горы закатиться, как отправился лама в путь. Конь его сначала по земле скакал, а, разогнавшись как следует, и в воздух стал подниматься. И вскоре замелькали под конскими копытами высокие горы, словно телеграфные столбы!
Приземлился конь в какой-то незнакомой ученику местности. Спешился лама и говорит своему коню:
– Ты меня здесь дожидайся, а я Учение слушать пойду!
И направился в город, сверкавший вдалеке своими куполами.
Тут ученик снова обратился в человека. На землю ступил, а она мягкая, как вата, и светится вся! На ней червяки повсюду лежат, словно вельможи на перине, и сладкий сон вкушают! Отошел ученик в сторону, камень поднял с земли. Смотрит, а это изумруд, всеми своими гранями на солнце сверкающий!
Захотел ученик через какое-то время поесть – пища в воздухе, как облако, показалась и сама залетела ему в рот. Захотел на стуле посидеть – стул на дереве, словно яблоко, вырос, – только руку протяни!
«Ну и ну, – думает ученик, – уж не в самой ли Шамбале-стране, в которой живут лишь существа просветленные, я нахожусь?»
– В Шамбале, в Шамбале! – говорит ему человеческим голосом конь.
Вскоре и лама из города возвратился. Увидел он своего ученика и закачал головою:
– Хотел я в этой жизни Шамбалу тебе открыть, а теперь, из–за твоего любопытства, лишь через три жизни Шамбала тебе откроется!
Сели они оба на коня, в обратный путь поехали. Смотрит лама, а конь его весь испариной покрылся, никак не может взлететь. Говорит он тогда ученику:
– Выбрось-ка из карманов, что в Шамбале взял!
Выбросил ученик три крупных алмаза, и после этого конь легко взлетел в воздух.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ И БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ
Штатному ламе Тамчинского дацана Галсану Гомбоеву выпало от его начальства ответственное поручение. Он был направлен преподавателем старомонгольского языка в Казанский университет.
Ехал Галсан Гомбоев на место своей будущей работы зимою, на санях. При подъезде к Казани его ограбили какие-то люди, избили и оставили замерзать на дороге. Галсан попал в больницу, где его положили в одну палату с будущим писателем Львом Толстым, учившимся в ту пору в Казанском университете. Молодого графа сильно поразил тот факт, что Галсан Гомбоев, едва поднявшись с постели, стал молиться за людей, принесших ему так много страданий.
В те годы Лев Толстой часто посещал балы и всевозможные увеселительные заведения. Он искал себя как писатель и как человек, и долгие беседы с Галсаном Гомбоевым заметно повлияли на его дальнейшую судьбу. Толстой оставил свою прежнюю жизнь и, не закончив учебу, уехал на юг России, где в то время разворачивались бурные события Крымской войны.
С годами Лев Толстой, умудренный жизненным опытом, напрямую обратился к буддийской философии. Среди книг, прочитанных писателем в то время, были труды тибетских монахов, индийская философия, впитавшая в себя буддийскую мудрость, а также замечательный труд нашей соотечественницы Елены Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», в котором описывается ее путешествие по Индии и Тибету. В результате такого обращения Толстой написал очерк, посвященный Будде Шакьямуни, рассказ «Карма», короткие буддийские притчи.
ЦЕННЫЙ ПОДАРОК
В Анинском дацане ставили большую фигуру грядущего будды Майтрейи.
Фигура эта, сделанная из толстых медных листов, имела внутри полость. Чтобы наполнить ее священными книгами, драгоценными камнями и золотом, как то предписывал буддийский канон, были посланы хувараки собирать по всей округе подношения.
Один из таких хувараков, обходя очередное село, набрел на домик, в котором жил столетний старик. Ничего кроме стола и лавки в домике этом не было. Узнав, по какому случаю пришел хуварак, старик также захотел сделать подношение Майтрейе. Для этого он отсыпал в бумажный кулек нюхательного табака и вручил его хувараку.
Возвращается хуварак по дороге и размышляет: «Разве можно такое подношение в дацан принести? Засмеют меня ламы или, того хуже, накажут». Подумал так хуварак и бросил табак, подаренный стариком, на дорогу!
И вот настал, наконец, день, когда фигуру Майтрейи наполнили разными подношениями и стали готовить к освящению. А фигура, словно бы она пустая была, гундит! Никак не могут понять ламы, почему гундит фигура?
И тут старый лама, приехавший на торжества освящения фигуры Майтрейи из самого Тибета, предположил:
- Что-то, значит, в нее не доложили!
Стали спрашивать хувараков, собиравших подношения: все ли они, что им люди давали, принесли? И хуварак, который подарок столетнего старика на дорогу выбросил, признался во всем. Послали его за тем выброшенным подарком.
Табак, конечно, на дороге не сохранился, зато старик, с улыбкой встретив хуварака в своем домике, снова насыпал ему табаку. С этим табаком хуварак и вернулся обратно!
Стали ламы думать, каким же образом нюхательный табак внутрь фигуры, уже надежно запаянной, поместить? И лама, приехавший из Тибета, снова посоветовал:
- Нужно приставить лестницу и к самому носу поднести!
Сделали так, как старик советовал, и Майтрейя весь без остатка нюхательный табак втянул в свои ноздри.
ЗАТВОРНИК И ЕГО МАТЬ
Мать одного ламы, долгое время не видевшая своего сына, приехала в дацан, где он жил, и привезла ему много разных продуктов.
- Ваш сын находится в затворничестве, - объяснили матери его ученики, - и поэтому не может вас принять.
- А что такое «затворничество»? – спросила их мать.
- Затворничество есть тайна. А затворничать – значит, закрыться от всего мира в своем домике и прикоснуться к этой тайне, - объяснили ученики.
Услышав эти непонятные слова, простая женщина, жившая в деревне, обошла домик, в котором жил ее сын, и, увидев раскрытое окно, влезла в него, стараясь шуметь как можно меньше…
В комнате, куда попала мать, она увидела – о чудо! – вместо одного своего сына сразу трех, как две капли воды друг на друга похожих…
- Мама приехала! – воскликнули все три сына и стали ее обнимать и целовать.
- Но кто же из вас настоящий мой сын? – спросила мать.
- Мы все – твои сыновья! – заявили они.
У матери от такого ответа закружилась голова, и тогда один из ее сыновей что-то сказал другим. Повинуясь его словам, второй сын направился к стене и, хотя в ней не было ни окна, ни двери, исчез. А третий сын сделался вдруг прозрачным, как облако, и растаял прямо на глазах…
- Ну вот, пожалуйста, дорогая мама. Теперь я такой, каким ты привыкла меня видеть! - сказал оставшийся сын.
- Не сон ли это? – спросила его мать.
- А ты проверь…
Мать осторожно дотронулась до его руки и убедилась, что это был не сон.
|