Практически во всех регионах страны заработная плата преподавателей достигла средних показателей по экономике. Вместе с тем каждый регион использует свою модель системы оплаты. Данные модели новой системы оплаты труда (НСОТ) можно разделить на три основных вида.
Первая модель базируется на понятии «ученико-час», что подразумевает оплату за работу учителя с 1 учеником в течение часа. Эта цифра умножается на число детей и на количество часов, а только потом на имеющиеся повышающие коэффициенты, к примеру, на приоритетность или сложность работы.
Вторая модель подразумевает, что зарплата учителей
школ, гимназий и лицеев Москвы базируется на окладе (гарантированный минимальный размер оплаты работы педагога). Оклад, как правило, зависит от МРОТа или же от прожиточного минимума, установленного в регионе. Базовый оклад так же подлежит умножению на повышающиеся коэффициенты.
Третья модель максимально приближена к тарифной системе, от которой сегодня отказались. Тут зарплата учителя формируется на основе разделения их на квалификационно-профессиональные группы в зависимости от занимаемой должности, квалификации и образования.
Специалисты, изучающие тонкости всех моделей начисления заработных плат склоняются к мнению, что наиболее продуктивным является первый вариант «ученико-час». Проводя мониторинг по регионам с целью выяснить, где заработная плата учителей не ниже среднего показателя по экономике, специалисты пришли к выводу, что наивысшие показатели установились именно в регионах, использующих модель НСОТ «ученико-час». Как правило, регионы, выбравшие данную модель, уделяют образованию достаточно большое внимание.
Что касается вопросов о том, повлияло ли повышение заработных плат на качество работы педагогов, то здесь специалисты разводят руками. Дело в том, что данной категории работников не повышали заработную плату много лет и теперь учителя воспринимают этот шаг властей как должное. Многие из учителей и вовсе говорят, что теперь им просто возвращают долги, накопленные за десятилетие.
Однако нельзя поспорить с тем, что многих, особенно молодых педагогов, повышение заработных плат очень воодушевило. Некоторые из таких молодых специалистов говорят, что получали педагогическое образование, не надеясь, что их заработная плата в скором времени повысится и теперь они с большим оптимизмом принимаются за работу, полагая, что государство продолжит работу по повышению престижа профессии «педагог».
|