Использование приёмов технологии развития критического мышле - Юлия Николаевна Понятовская
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Николаевна Понятовская


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Юлия Николаевна Понятовская / Блог / Использование приёмов технологии развития критического мышле


ЗАПИСЬ #27

КОММЕНТАРИИ (14)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


30 августа 2015, 08:49, автор - хозяйка блога
Юлия Николаевна Понятовская

Использование приёмов технологии развития критического мышле

Не так давно прочитала в блоге Пряженниковой Ольги пост, посвящённый технологии развития критического мышления школьников, где она предложила делиться приёмами, которые используют участники Edcommunity.ru на своих уроках. Учитывая, что ни один из моих уроков не обходится без использования элементов (некоторых методических приёмов) данной технологии, решила предложить вам, коллеги, не просто делиться названиями приёмов, а уже разработанными (или находящимися в процессе разработки) фрагментами уроков с использованием элементов ТРКМ, с методическим обоснованием целесообразности использования данного приёма. Предполагаю, что совместными усилиями мы сможем собрать большую коллекцию примеров.
 
Что же такое критическое мышление? Для чего необходимо формировать и развивать его?
 
В настоящее время существует множество определений критического мышления.
 
«Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» (Сорина Г.В., профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук).
 
Один из авторов ТРКМ Дэвид Клустер (профессор, преподаватель американской литературы Хоуп-колледжа, Холланд, штат Мичиган) в своей статье «Что такое критическое мышление?» в международном журнале о развитии критического мышления «Перемена» (2001, № 4) выделяет следующие параметры критического мышления:
1.    Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2.    Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3.    Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
4.    Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5.    Критическое мышление есть мышление социальное.

Википедия предлагает такое определение:
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Критическое мышление - способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Становится очевидным, что целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение работать с информацией, анализировать, принимать обдуманные решения и т.п.).

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Методические приемы ТРКМ:
Ключевые слова
Верные и неверные утверждения
Кластеры
Дерево предсказаний
Таблицы
Толстые и тонкие вопросы
Чтение с остановками
Инсерт
Дневники и бортовые журналы
Лови ошибку
Зигзаг
Мудрые совы
Решение творческих задач
Стратегия «РАФТ» и другие.

Приведу  пример фрагмента урока литературного чтения по произведению Б. Полевого  «Последний  день  Матвея  Кузьмина»3  класс. Использовался методический приём "Кластер".
К сожалению, в современных учебниках литературного чтения нет страниц, посвящённых биографиям поэтов и писателей. Лишь иногда встречаются коротенькие справки из 2-3 предложений. Поэтому проводим работу с дополнительными источниками информации. Чаще всего адаптирую собранную для урока информацию и раздаю группам листы с текстом, с которым они работают .

На этапе актуализации знаний детям было предложено рассказать всё, что они знают о Б. Полевом ( дети могут ничего и не знать о нём на данном этапе урока).
Затем, учитель демонстрирует портрет писателя, называет годы его жизни.
Дети говорят, что это корреспондент, писатель. 
Учитель спрашивает, могут ли дети связать цифры и имя. 
Дети отвечают.
Учитель: Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой? ( В учебнике есть информационная справка об этом)
Дети:  Нет,  он  был  военным  корреспондентом. Он писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.
Учитель: Кто из вас может сказать, что уже много знает о Борисе Полевом?
Ответы детей.
Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать  группами в течение четырёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.
Дети работают группами.


Далее тест с иллюстрациями, которые, увы, в данный блог загрузить не могу.
Уже поднимала эту тему в комментариях, но проблема так и осталась нерешённой. Если кто-то может помочь, буду очень благодарна. Скриншот проблемы.



Используемые источники:
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
http://o-ch.ru/reviews/critiacal/
http://festival.1september.ru/articles/625679/




ОБСУЖДЕНИЕ


Валентина Васильевна В2015-08-30 12:06:25 - Валентина Васильевна В
...креативного мышления?! Юлия Николаевна!
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 12:41:36 - Юлия Николаевна Понятовская
Валентина Васильевна, не поняла вопроса...
Ирина Валентиновна Ермакова2015-08-30 12:48:33 - Ирина Валентиновна Ермакова
Почему креативного, Валентина Васильевна?
Речь идет о технологии критического мышления.
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 13:12:55 - Любовь Валентиновна Колганова
А в чём проблема: проблема загрузки файла или технологии РКМ? Да я и не думаю, что невозможно найти примеров по этой технологии.
Валентина Васильевна В2015-08-30 13:27:34 - Валентина Васильевна В
Любовь Валентиновна, спасибо за опыт!
да, разобралась... спасибо, коллеги.
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 13:37:25 - Юлия Николаевна Понятовская
Любовь Валентиновна, проблема в том, что не могу загрузить в пост изображения.
Примеров много, но всё в теории! Даже тот файл, ссылку на который вы указали, он отличного содержания, его можно использовать в качестве инструкции по изучению технологии, но... Хотелось бы конкретных примеров по организации урока. Если вы перешли по ссылке и дочитали до конца, то увидели описание фрагмента урока. По опыту знаю, что можно много рассказывать о технологии, доказывать, обосновывать, но применять её так и не будут. А вот когда люди видят конкретный урок или его фрагмент, где прописано: шаг №1, шаг № 2 и т.д., то и мысли/идеи по реализации приёмов технологии появляются и желание их развивать в этом направлении.
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 20:31:46 - Любовь Валентиновна Колганова
+++++++++++++++
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 20:42:30 - Юлия Николаевна Понятовская
Отличный материал, спасибо!
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 20:49:04 - Любовь Валентиновна Колганова
Предупреждаю: материал с авторскими правами, хотя и старый. (значок копирайта не проставляется)
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 21:33:54 - Юлия Николаевна Понятовская
Любовь Валентиновна, думаю, что данные автора следовало указать в самом начале документа и копирайт при это совсем необязателен :).
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 21:40:39 - Любовь Валентиновна Колганова
Я никогда ничего просто так не говорю, тому есть серьёзные основания.
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-30 21:50:01 - Юлия Николаевна Понятовская
Так никто и не спорит, что соблюдение авторских прав дело серьезное! Если вы думаете, что я бросила клич с целью что-то себе присвоить или использовать в собственных целях, то вы ошибаетесь. Не понимаю, почему вы не хотите указать авторские данные в самом документе.

Кстати, можно же опубликовать фрагмент урока, как это сделала я здесь http://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=uliya-blog-s1&id=1218 в качестве примера того или иного методического приема технологии. Вас не затруднит?
Любовь Валентиновна Колганова2015-08-30 22:24:32 - Любовь Валентиновна Колганова
Я пожалела... обо всём. Удачи Вам! Поучать тех, кто оказал Вам помощь по Вашей же просьбе не очень хорошо, мягко говоря. не делайте этого. Вас не затруднит?
Юлия Николаевна Понятовская2015-08-31 06:38:44 - Юлия Николаевна Понятовская
Любовь Валентиновна, а вот о помощи я не просила! Лишь предложила создать коллекцию приемов, чтобы любой желающий мог воспользоваться идеями и понять суть.
Цепочка Ваших же поступков: дать ссылку на материал, потом его удалить со странными комментариями, мне непонятна.
Кстати, так и остается загадкой, кто же автор этих ресурсов и почему указать его имя - это проблема, приведшая к недопониманию между нами?
Если Вас это успокоит, то я даже не сохранила материалы, а только познакомилась с ними, открыв в браузере. Всего доброго!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



сайт не работает!!!
А вот что было дальше. За труды Лошадке мало, что спасибо не сказали. Сказали больше: мол, она, её туды, Иноахент. Конечно же, признали! Не так с колен вставала. И она Подпругу не затягивала туже. Чего-т за справедливость всё плела, За выбор за какой-то; типа нужен. Не удивлялась ценам на бензины (Но удивлялась удивлявшимся тем ценам). Кричала: `Не галошами одними Отметилась советская система!`. За школу и больницу, когда их Оптимизировали напрочь по веленью, С управой билась. За сельчан своих. За свой колхоз. А не за разоренье. ... Да много там наделала она... В патриотический угар, опять ж, не впала... Не слушала SHAMANов. Никогда В экстазе в воздух чепчик не бросала. Ну, явный же ахент! А коли так, То в брехунке районном разъяснили: Мол, либерал она, овальная она, Ишь, мол, чего удумала, кобыла! === ... А председатель тот колхоз доразвалил. Теперь в облдуме, фракция понятна. Колхозный луг зятёк его скупил Как бросовые земли. Ну да ладно, Чего уж там. Зато в престольный храм Со свечками - ну прям как так и надо! А как тут не уверовать, когда Воцерковлён сам, понимаешь, губернатор?! Вот так во всём, вот так оно кругом. Налево, вправо. Выше или ниже. А в этом `Что вы?! Всё же хорошо!` Тихонечко грызут плотины мыши..
Тарабарщина какая-то в названии... Разве нельзя было исправить свои опечатки???
Хороший ответ. Светлана Рагозина В колхозе том, что на окраине села, Трудилось лошадей, коров, свиней немало. Одна лошадка очень умная была, Всегда во всём стремилась к идеалу. Была готова помогать другим, Всегда на помощь с радостью скакала. Ну а когда задача трудная была, То день и ночь в полях она пахала. Могла одна работать за двоих, За то в колхозе том лошадку так любили: На шею ей повесили медаль И грамоту почётную вручили. Но сено прошлогоднее жевать Лошадке, тем не менее, приходилось. И стала вдруг лошадка понимать, Что в качестве скотинки лишь ценилась. И председателем колхоза ей не быть, Пусть даже за троих пахать лошадка станет. И молвила лошадка: Ухожу! Я ускачу отсюда, лишь рассвет настанет! Поняв, что собралась лошадка ускакать, Колхоз весь так расстроился, конечно. Но все давно уж стали понимать, Что не трудиться ей в колхозе вечно. А раз уходит лошадь всё равно, И потому искать замену надо срочно, Сказал ей председатель: Что ж, пока! Скачи-ка прочь быстрее, можно даже ночью! Вот такова вся благодарность за труды И за здоровье лошади, что отдала колхозу. Ну а мораль сей басни такова: Без фанатизма. Даже напоследок не подарят розы. P.S. Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала. Автор неизвестен
Меня сегодня мой ученик, которого я готовлю к ОГЭ, спросил: `А почему нас в школе не учат так, как Вы учите.?` Отвечаю, что, когда я работала в школе, то учила своих учеников точно так же , как сейчас работаю с ним. Что же такое происходит в школе сейчас, если она не хочет научить даже тех, кто хочет учиться??? А вчера мама моей питерской ученицы пожаловалась, что дети сейчас учатся в школе ЗАОЧНО, готовятся с репетиторами и в школе постоянно что-то сдают, а обучение `просто нулевое`. Учитель математики ушла из школы и уроки замещают разные учителя. И ЭТО происходит не в глухомани, а в культурной столице. И школа не самая простая, а лицей. Правнук у меня учится в 6 классе московской школы. Занимаюсь с ним опережающим обучением по программе углублённой математики за 7 класс. Сказать, что он у меня супер-ученик, не могу - самый обычный школяр. Сегодня похвастался, что `у нас в классе среди пацанов только один хороший ученик, да и то это я`.))) Горюет, что класс собираются расформировать - слишком гиперактивные ребята, с которыми невозможно работать. И тоже постоянная смена учителей.
Знаю, помню и надеюсь, что постепенно без большой крови и великих потерь мы снова станем великой страной. Если каждый на своём месте будет работать на её благо, а не плакать о её былом величии. И ничего при этом не делать.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/