...педагоги у нас –
это группа риска по депрессивным расстройствам...
ПЕДАГОГИ – ЭТО НАШЕ ВСЁ!
(или психологический портрет учителя)
По сути, педагог
учит ребёнка бояться, не случайно же страх ребёнка перед учителями – страх
почти мистический, часто лишённый каких-либо объективных оснований. Психолог
же, напротив, обучает человека (да и ребёнка, конечно) использовать скрытые в
нём возможности. Так что мы имеем на выходе две противоположности, причём
противоположности, глубинно укоренённые в самой структуре психической
организации этих двух «коллег», и им, как это ни странно, не очевидные. На
поверхности только конфликты и часто бесплодные дискуссии, а в основе – попытка
совместить несовместимое.
Однако же, самое
парадоксальное здесь в том, что психолог призван помогать педагогу – и в
профессиональном, и личностном плане. Ведь, в конечном счёте, от психического
благополучия учителя, в значительной степени, зависит и психическое
благополучие его учеников. А «техники себя», которыми травмированы
(самотравмированы) педагоги, действительно, превращают их в группу риска по
данному вопросу...
Группа риска
Позволю себе официальное
заявление от лица врача-психотерапевта: педагоги являются группой риска по
пограничным психическим расстройствам. Если смотреть на эти расстройства не с
точки зрения психиатрии, а с точки зрения психотерапии, то их можно поделить на
расстройства тревожного, агрессивного, депрессивного, астенического и
апатического регистров, а также на психосоматические заболевания. Теперь нам
остаётся понять, почему педагоги попали у нас в группу риска, быть может, это
послужит нам руководством к психотерапевтической и психопрофилактической
деятельности в отношении данной «группы»?
Прав был Алексей
Алексеевич Ухтомский, когда писал: «Мой мир таков, каковы мои доминанты».
Посмотрим на социолога, везде ему видятся социальные процессы, на психолога –
так у него одна психология на уме, посмотрим на врача – тот зрит болезни и там
даже, где его не просят. Но каков мир, если смотреть на него глазами учителя?
Преподаватель – человек, привыкший учить и выявлять незнание. Таким, даже если
он этого не осознаёт, и видится ему мир – необразованным и нуждающимся в
экзаменации. Картина, предстающая его взору, надо признать, печальная.
Лучше уж видеть
болезни, и думать о том, как их можно лечить; лучше уж наблюдать социальные
процессы и заниматься их описанием; лучше уж, наконец, видеть психологические
особенности личностей и их проблемы; но видеть мир необразованным, «серым» –
это поистине ужасно!
Так что педагоги у нас –
это группа риска по депрессивным расстройствам... Короче говоря, возникает в таком случае риск развития
психосоматических заболеваний – гипертонической и язвенной болезни,
нейродермитов и нейрогенной астмы. А также усиливается неблагоприятный
психологический фон в жизни таких людей, освоивших «торможение» лучшим образом.
К числу последних учителя относятся в первую очередь....
И вот, чем именно мне бы хотелось
поделиться. В своих книгах, например, в «Счастлив по собственному желанию», «С
неврозом по жизни» или «Самые дорогие иллюзии», я рассказываю о том, как в
каждом из нас с самого раннего детства формируется невротическая структура, а
также, в частности, о том, какую роль (весьма, надо признать, незавидную) в
этом деле наши родители и учителя. Логично было бы предположить, что и те, и
другие примутся самым категорическим и самоотверженным образом клеймить такого
автора, который «не понял их благих пожеланий». Однако, эффект оказался прямо
противоположным!
Меня действительно
стали разыскивать педагоги – и через издательство, выпускающее упомянутые
книги, и через клинику, в которой я работаю. Что же они хотели мне сообщить?
Во-первых, они рассказывают мне о том, что описанные в книгах
психотерапевтические техники им лично «очень помогли», а далее они говорят
буквально следующее: «Почему нас раньше этому не учили? Мы же всё неправильно
делаем, мы неправильно воспитываем детей!» Эта поразительная перемена в
умонастроениях педагогов (и в этом у меня есть полная уверенность) обусловлена
тем, что они и сами поправили своё душевное состояние, и прочувствовали то,
какую роль уже их педагоги, в свою очередь и в своё время сыграли в их
собственной невротизации.
Иными словами,
когда мы идём к педагогам с «миссианской» идеей, пытаясь объяснить им, сколь
они неправы, нам вряд ли стоит рассчитывать на понимание и поддержку. Но,
оказывая им профессиональную психологическую помощь (а они нуждаются в ней,
может быть, более кого бы то ни было), мы фактически, хотя и исподволь,
вынуждаем их взглянуть на то, что они сами делают в своей профессиональной
сфере. Так мы не учим их (что было бы просто нелепо делать в отношении
педагогов), а даём им возможность переоценить их собственную психологию, и их
собственную практику, причём, в самом широком смысле этого слова, т.е. включая и
практику
субъективации, а это уже само по себе
– новая практика, и хочется думать, что она более предпочтительна. .
Аю Курпатов
http://
www.kurpatov.ru/articles/popular/pedagogi-eto-nashe-vse