|
Елена Александровна Селякова
Я преподаю Основы религиозных культур и светской этики.
А что делать, раз это ввели?
Обычно у нас выбор модуля осуществляется в следующей
пропорции: 2 части идут изучать Основы светской этики, и одна – Основы православия.
В группу желающих приобщиться к православию обычно входят единичные
православные дети, а большая часть – дети из полумаргинальных семей, родители
которых не умеют обуздывать свои чада и надеются, вероятно, на чудо Господне,
которое произойдет на моих уроках.
К слову, беседовала как-то с подобным папашей. Он рассказывал
мне, что крестил ребенка, чтобы тот «вырос порядочным человеком». Я спрашиваю,
сам-то папа воцерковлен? Нет. А жена его бывшая, с которой сын живет, верующая?
Нет. А зачем тогда крестить, если ребенка никто в религиозной традиции растить
не будет? И папа выдает: «А как же. Бог поможет!»
То есть крещение рассматривается как спихивание родительской
ответственности Богу на плечи, и во всем,
что потом с чадом произойдет, уже только Бог будет виноват.
Но речь сейчас не об этом.
Учебник Светской этики издательства «Просвещение»,
написанный ноунейм авторами, крайне сух и неинтересен. Чтобы хоть как-то
оживить уроки, мы обсуждаем разные рассказы, фильмы, мультфильмы и притчи. И каждый
раз я удивляюсь, что ученики 4 класса не могут припомнить ни одной книги, где
решались бы проблемы добра и зла. Нет, я знаю, что чтение ушло из списка
популярных занятий, но ведь есть уроки
литературного чтения, и на них что-то должно читаться. Но ученик не припоминают
ничего, кроме мифов, басен и сказки про оловянного солдатика. И вот сегодня я
решила посмотреть, какие же произведения изучали четвероклассники в прошлом
году и читают сейчас. Школа наша работает по программе Занкова.
И меня постигло откровение.
В 3 классе ученики читают…да-да, мифы, басни. Почему-то
хокку, несколько раз в году. Массу стихотворений, среди них «Кузнечик»
Хлебникова. «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза
уложил кудрявых много трав и вер…Тин-тинь-тинь, тарарахнул зензивер…» Господа,
вы это серьезно? Смотрю дальше. Бальмонт, Бунин. Арабская сказка про Аладдина.
Кусочек «Алисы в зазеркалье». Петрушевская с Пуськами бятыми: «Калушата-калушаточки,
Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились…» (Какими
словами интерпретируют сей текст третьеклассники, можно только догадываться)
В общем, из текстов, которые можно пересказать и запомнить, «Нильс
с дикими гусями», «Приключения Карика и Вали», «Рике с хохолком», «Тема и Жучка»
и Драгунский «Девочка на шаре» (совершенно
не соответствующая возрасту, потому как третьеклассникам интереснее любой щенок,
чем самая красивая девочка на шаре и история первой влюбленности.)
А где яркие сюжеты и ситуации морального выбора? Где
рассказы Гайдара, к примеру? Или Бориса Житкова? Почему из того же Драгунского
не взять что-то, более соответствующее возрасту? А чудесный Паустовский? Тут ведь даже
элементарному пересказу научить затруднительно, не говоря о чем-то долее
сложном. А дети любят пересказывать.
..Мой школьный престиж держался на том, что я подробно и выразительно
пересказывала одноклассникам прочитанные книги…
Ну и, в общем, я поняла, почему ученики 4 класса ничего не
припоминают из своей программы по литературному чтению. А что тут можно припомнить? И на чем учиться
делать моральный выбор?
Что-то в нашей начальной школе сильно идет не так. Тэги: литература, программа Занкова, ОРКСЭ
|
| 2016-09-23 16:15:19 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2016-09-23 16:31:57 - Елена Ивановна Иванова А я и не знала, что у учителя ОРКСЭ нужно разрешения спрашивать перед крещением | | 2016-09-23 17:08:38 - Елена Александровна Селякова Елена Ивановна, вы о чем?
| | 2016-09-23 17:14:34 - Гульжиган Мухаммедовна Гайнуллина Елена Александровна, а Вы ещё не читали, какие программы и что `изучается` на уроках музыки!!!
Это что-то... А какие были уроки пения, с каким азартом мы пели, разгадывали что за произведение и кто его автор, когда Илья Фёдорович (наш Учитель пения) наигрывал на баяне!!! | | 2016-09-23 17:34:59 - Елена Ягудовна Сироткина Я тоже веду светскую этику. Но в нашей школе мы работаем по программе Шемшуриной, очень доступная с фрагментами сказок, лит.произведений. У нас тоже программа Занкова (дорабатываем, дальше нам не разрешили, т.к. она не вошла в список допущенных МО). Очень жаль! Работали с 1996 года. Литературное чтение по программе В.Лазаревой, много хороших рассказов, стихов нравственного содержания. А какое было `Живое слово` З.И. Романовской! Почему-то все самые лучшие учебники исключаются из программы нач.школы. | | 2016-09-23 17:42:03 - Марьяна Федоровна Рженичева Елена Александровна, авторы по литературному
чтению по Занкову поменялись, я этот момент
очень переживала. Была Романовская-восторг!
А Чурикова, и Свиридова вот такие авторы...
Поэтому брала некоторые произведения из
Романовской на свой страх и риск.)
Хотя хокку нравятся.)
Елена Ягудовна, мне тоже нравятся учебники
Шешмуриной. И про Романовскую Вы меня чуть
опередили.) | | 2016-09-23 17:47:31 - Ольга Ивановна Оленюк Елена Ягудовна, мне нравилось Живое слово! И ещё хочу сказать, что в школе комплектов по литературе было много, разных авторов, и мы за один год успевали перечитать 3-4 комплекта... А сейчас на одном маленьком рассказе порой надо сидеть несколько уроков... Как-то так....А сами дома не хотят читать... | | 2016-09-23 17:51:06 - Валентина Михайловна Соснова В этом году ко мне пришли 4 пятых класса. Никак не могу отойти от шока и подавленного настроения. Не знаю, как с ними работать. Первые темы простейшие - первобытный строй. При этом дети не могут составить рассказ по картинке `Охота на мамонта` и т.п. Не говорящие вообще. Таких слабых детей давно не видела. | | 2016-09-23 17:57:35 - Лидия Васильевна Шитикова Вот совсем странно, что мы в своё время без уроков ОРКСЭ и отделённой от государства церковью из школы вышли достаточно нормальными людьми. И как же это вышло-то? | | 2016-09-23 18:02:50 - Валентина Михайловна Соснова А я вот ненормальной вышла. Жалею, что не была верующей с детства. | | 2016-09-23 18:02:58 - Константин Борисович С. И что стало со страной, в которую вошли достаточно нормальные люди? | | 2016-09-23 18:05:02 - Елена Ягудовна Сироткина `..А сейчас на одном маленьком рассказе порой надо сидеть несколько уроков... Как-то так....А сами дома не хотят читать...` Действительно, сидим по 3-5 часов на одном произведении, придумываем, чтобы заполнить часы: работа по картине ... и т.п. А ведь эту чать работы можно вплетать в урок, а не посвящать беседе по картине целый урок. Коллеги! Замечательный проект мы реализуем в нашей школе. Загляните на мою страничку и к С.С. Коптягиной. Проект `Успешное чтение`. Дети читают. | | 2016-09-23 18:11:59 - Лидия Васильевна Шитикова Вынуждена констатировать, что не все стали достаточно нормальными людьми. Учитывая то, что они со страной сделали. Но в семье, как известно, не без урода. Те, кто это сделал - уроды. | | 2016-09-23 18:16:53 - Константин Борисович С. Те???
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2016-09-23 18:22:22 - Лидия Васильевна Шитикова Да ну, это просто жадные и тупые люди, хотевшие разбогатеть на халяву).
А вот кстати, это МММ вовсю рекламировало ТВ. Почему никто не наказан?) | | 2016-09-23 18:28:41 - Ирина Валентиновна Ермакова К вере надо приходить осознанно, а не отдавая дань моде. | | 2016-09-23 18:33:08 - Ирина Анатольевна Трубицина Часто важно не ЧТО читать, а КАК читать. Если просто
воспроизводить написанное, не анализируя, не
вдумываясь, то проку, конечно, не будет. А можно и
Бутявок изучать так, что дети массу важных уроков
извлекут из бреда (хотя бы то, что такой бред писать
не надо). | | 2016-09-23 18:33:53 - Инна Викторовна Полякова Я так поняла, что не о вере разговор, а о программах для литературного чтения. Ознакомилась с частью перечня произведений, рекомендованных для младших школьников. Согласна, что удачным такой выбор назвать сложно.
А если не по теме (точнее по касательной к теме), то мне представляется, что уроки ОПК как раз для того и необходимы, чтобы крещение не рассматривалось будущими родителями, нынешними четвероклассниками, как спихивание родительской ответственности Богу на плечи. | | 2016-09-23 18:57:50 - Константин Борисович С. Вот не помню в каком классе мы `проходили` `Повесть о настоящем человеке`, но что было это до четвёртого класса, - второй или третий не упомнил - точно.
А третий класс это младшие школьники? | | 2016-09-23 19:00:14 - Петя Петрович Петров Вопрос, поставленный Еленой Александровной, очень серъезный, выходящий за рамки школьного образования.
Попытаюсь что-то посоветовать.
====================
В детском возрасте в сознании растущего Человечка формируются `ОСНОВЫ` мировоззрения, которое будет управлять поступками Человека всю его жизнь. Пока известны три вида мировоззрений, среди которых, разумеется, есть и `религиозное`.
Это означает,Елена Александровна, что Учитель, `..преподающий Основы религиозных культур и светской этики...`, должен, прежде всего, для себя уточнить, `основы` какого вида мировоззрения должны (или могут) формироваться у ученика в результате `освоения` Ваших уроков.
В противном случае Вы неизбежно будете закладывать в сознание ребятишек какую-то эклектику(`сборную солянку`), с которой детское сознание, конечно, справиться не сможет. Это будет раздражать и Вас и, безусловно, сказываться не в лучшую сторону на поведении детей.
Уяснив для себя какого курса Вы будете придерживаться все занятия, Вам легче будет подбирать соответствующий учебный материал.
===================
С уважением
Удачи на нелегком пути!
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2016-09-23 20:34:26 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2016-09-23 20:40:18 - Инна Викторовна Полякова Анкету среди дербанящих проводили или так, на глазок, определили? | | 2016-09-23 21:26:06 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2016-09-24 06:59:38 - Инна Викторовна Полякова В данном конкретном случае, Дмитрий Сергеевич,
произошло нарушение закона. Хорошо, что родители
среагировали вовремя и правильно. С ситуацией
разобрались: http://ya62.ru/news/ryazan/education/v_shkole_63_bolshe_ne_ispolnyayut_religioznye_obryady/ | | 2016-09-24 07:15:41 - Наталья Викторовна Размашкина Всё же надо отделять зёрна от плевел...Введение основ православной культуры не повлияло на изменение списка произведений для чтения школьников и не могло повлиять. | | 2016-09-24 07:27:34 - Елена Александровна Чечёнкина Меня давно беспокоит то, что в начальной школе уменьшается количество часов на закрепление базовых знаний и умений. А вместо этого детям впаривается информация, лежащая далеко за их зоной ближайшего развития. `Кузнечик` Хлебникова вызывает шок у одиннадцатиклассников, познакомившихся с положениями футуризма. Что могут понять в нём ученики начальной школы? | | 2016-09-24 08:27:26 - Александр Владимирович Серолапкин `Учебник Светской этики издательства Просвещение,
написанный ноунейм авторами, крайне сух и неинтересен`.
Уж взялись насаждать эту брень, так хоть бы делали с умом.
А то бестолковые исполнители исполняют дурацкий заказ,
и ещё чего-то хотят.
Кстати, о Кузнечике Хлебникова.
Вот он. Недлинный текст.
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
Пинь, пинь, пинь! тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
Чего я не понимаю - так это чем он так вызывает
шок у одиннадцатиклассников ?
Если сравнить с ИХ жаргоном, то совершенно
простецкий текст.
Единственное слово, которого я там не знал -
так это зинзивер. Поэтому посмотрел:
Зинзивер - народное назв. большой синицы, к-рую
также наз. кузнечиком. Однако в нач. стих. речь
идет о кузнечике-насекомом, хищнике, питающемся
и `травами` и `верами`, т. е. представителями
различных видов фауны. | | 2016-09-24 08:36:10 - Марина Осиповна Малинина [img]6221469-a2213416[/img]
составитель НН Светловская
2 класс:
Заходер и его книги
Пермяк и его книги
Чарушин Рассказы о животных
Андерсен Сказки и истории
Бианки Мышонок Пик
Необычный календарь
У доброй славы большие крылья(о Гагарине и..)
Барто Кого считать красивым?
Паустовский Рассказы и сказка
Чуковский Морской охотник
Из книги Надеждиной Во саду ли в огороде
и т.д. | | 2016-09-24 08:45:42 - Александр Владимирович Серолапкин Составитель чего ? Этой раскладки книг ? | | 2016-09-24 08:56:23 - Марина Осиповна Малинина Библиотечка журнала `Начальная школа` для внеклассного чтения | | 2016-09-24 09:04:37 - Надежда Викторовна US Мне нравится курс литературного чтения
по УМК `Начальная школа 21 века`
Вполне традиционный круг чтения.
Мне не нравится то,
что на на этот предмет оставили 3 ч, умыкнув
на ОРКСЭ час.
| | 2016-09-24 16:40:19 - Инна Викторовна Полякова `Кузнечик` Хлебникова у меня тоже вызвал шок.) |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|