«Раз ступенька, два ступенька. Новая модель школы»
В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» поставлена задача разработать и внедрить
модель деятельности
школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников.
Зачем нужна школа ступеней? Чем она отличатся от обычной школы? Как и за счет чего эта модель может улучшить качество образования?
В современном
школьном здании объединены в пространстве и времени три ступени обучения: младшая, основная и старшая школа, то есть дети разных возрастов, от 6 до 17 лет. Понятно, что младшие школьники, подростки и юношество имеют свои психические и физические особенности, которые нужно учитывать, если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы
и учились охотно и успешно. Но современная модель школы дает для этого мало возможностей. А типичная школьная среда не имеет возрастной индивидуальности, она «усреднена», вынужденно рассчитана сразу на все ступени и поэтому не подходит полностью ни одной. Такая нивелировка затрудняет и обучение, и воспитание, и охрану здоровья. Значит, нужно создать условия, в которых каждая возрастная группа чувствовала бы себя комфортно и могла бы
полностью реализовать ведущий для себя
вид деятельности.
В возрасте 7-10 лет (младшая школа) – это деятельность учебная, для подростков (11-15 лет) самым важным является межличностное общение, для
ранней юности (16-17 лет) на первый план выходит профессионально-учебная деятельность.
Разделив ступени, мы сможем для каждой из них создать комфортную атмосферу, планомерно реализовать возрастную образовательную и воспитательную систему, создать оптимальные условия для сохранения здоровья.
Материально-технические условия (имущественный комплекс, оборудование) каждого из видов школ будет обусловлен спецификой психолого-педагогического процесса на данном возрастном этапе. Соответственно, педагоги смогут специализироваться на работе с детьми определенного возраста, что, конечно же, повысит качество обучения.
Кружки, секции тоже могут быть отобраны и сгруппированы применительно к интересам и нуждам
каждой ступени.
Следует ожидать, что появится больше возможностей для участия педагогов в реализации программ дополнительного образования, для работы как с успешными (одаренными), так и отстающими школьниками.
Конечно же, должны быть установлены в административном порядке правила приема-перехода между создаваемыми школами-ступенями, которые обеспечивали бы четкое взаимодействие школ и гарантии преемственности и непрерывности обучения. Бюджетное финансирование школ ступеней обучения будет осуществляться на нормативной основе. Нормативы
будут установлены как на реализацию основных образовательных программ (образовательного стандарта), так и на содержание материально-технической базы.
Создание школ ступеней обучения предполагает реконструкцию и реорганизацию имеющихся образовательных учреждений, а также строительство школ (в основном, школ старшей ступени).
Каждая ступень может представлять собой самостоятельное юридическое лицо. Но возможно и объединение всех или нескольких ступеней, начиная от детского сада. Если
дети 5-6 лет будет переведены из детских садов
в здания школ
начальной ступени (конечно же, специальным образом реконструированные), это не только повысит качество предшкольной подготовки, но и уменьшит очередь в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
От введения новой модели ожидаются многочисленные положительные эффекты: образовательные, экономические, социальные
|