Вводный этап.
Вызов.
|
Регулятивные
УУД:
- определение темы урока
- актуализация знаний
|
Приветствие,
проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
13 век – это
век тяжёлых испытаний в истории нашей Родины. Много грозных событий произошло
в это столетие, но много было совершено и славных дел.
В этот период монголы не были единственными
врагами Руси. Коварный враг наступал и с Запада.
Подводит
учащихся к формулированию темы урока с помощью задания.
Посмотрите,
пожалуйста, видеосюжет и постарайтесь понять: 1. С какими врагами Руси
предстояло вести борьбу в начале 13 века?
2. Знаете ли вы имя величайшего полководца,
защитника Земли Русской?
После просмотра видеосюжета вы определите
тему урока.
Вопросы после
просмотра сюжета:
1. «Опаснее
монголов враг есть!» - как вы думаете, о каком противнике Руси идёт
речь?
2. Кому
принадлежат слова: «Кто с мечом на нас пойдёт, от меча и погибнет!»
Проблемный
вопрос:
1. Как
Александру Невскому удалось сохранить Русь, оказавшись «между двух огней» -
между Западом и Востоком?
2.Какое значение
имела победа русского народа над шведскими и немецкими феодалами?
3.В чём
заключается полководческое искусство Александра Невского и как благородные
потомки сохранили память о нём?
|
1. Проверяют свою готовность к
уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
2.Поочередно высказывают свое
мнение, и формулируют тему урока.
Учащиеся вспоминают, что известно
по данной теме, отвечают на вопросы, высказывают предложения о том, чтобы они
хотели узнать на уроке.
Записывают в тетради тему урока
и план урока:
1. Походы шведов.
2.
Походы крестоносцев.
3.Князь
Александр Ярославович.
4.Невская
битва.
5.Ледовое
побоище.
Ученики учатся делать вывод.
|
Основной этап. Осмысление.
|
Метапредметные
результаты:
Познавательные УУД:
-
смысловое
чтение;
-
поиск информации;
- анализ текста;
-знаково-символические действия
при работе картой атласа и таблицами;
-
Прием
способствует развитию аналитического мышления
Предметные
результаты
:
- формирование интереса к
данной теме
.
- знакомство с новыми
историческими терминами
- формирование навыка работы с
историческим материалом текста учебника
Коммуникативные УУД:
-
умение учитывать разные мнения и выстраивать деятельность в сотрудничестве;
-умение
аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной
деятельности.
|
Предлагает разделить класс на 2
группы.
Задание
группы №1
- Используя п.17 п.1 дать характеристику
походов шведов на Русь. Заполните таблицу. Ссылка. Найдите все населённые
пункты в карте атласа.
- Задание №1.1. в рабочей
тетради по Истории России. Объяснить значения новых слов.
Задание
группы №2
Используя п.17 п.2 опишите
походы крестоносцев на Русь. Заполните таблицу Ссылка. Найдите все населённые
пункты на карте и в атласах. Задание №1.2. в Рабочей тетради по Истории
России. Объяснить значения новых слов.
Вопрос: Какие же силы угрожали
Руси с Запада?
Обратимся к
презентации (Слайд).
« С 16 лет
Александр стал новгородским князем. Сын Ярослава Всеволодовича.
Время его княжения совпало с Батыевым
нашествием на Русь. Возглавил русское
войско на Неве 15 июня 1240 г. и на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.
- Вопрос: В
чём же заключалось полководческое искусство Александра Невского?
Задание
группы №1.
Используя п.4, п.17 учебника, схему «
Невская битва», фрагмент из «Жития Александра Невского», выполните следующие
Задания: 1. Опишите основные этапы Невской битвы.
2.
Охарактеризуйте стратегию и тактику молодого князя.
3. Приведите примеры мужества и героизма
русских воинов в ходе сражения.
4. Определите
причины победы русских в Невской битве.
Задание
группы №2.
Используя п.5, п.17 учебника, схему
«Ледовое побоище», фрагмент из «Жития Александра Невского», выполните следующие
Задания: 1. Опишите основные этапы Ледового побоища.
2.
Охарактеризуйте боевой порядок войск Ливонского ордена, стратегию и тактику
молодого князя.
3. Приведите
примеры мужества и героизма русских воинов в ходе сражения.
4. Определите
причины победы русских в Ледовом побоище.
Выполнить
работу в технологии
«Инсерт» - активное чтение с
маркировкой. «V» –уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть
вопросы
Ответить на
вопросы:
- В чем
историческое значение победы русского народа над шведскими и немецкими
феодалами?
-Как
Александру Невскому удалось сохранить Русь, оказавшись «между двух огней» -
между Западом и Востоком?
- В чём
заключается полководческое искусство Александра Невского и как благородные
потомки сохранили память о нём?
|
Самостоятельно изучают материал учебника, выполняют
задание в тетради на печатной основе.
Анализируют карту атласа
Учащиеся делают выводы по своей работе и обсуждают
правильность решения задач, устанавливают причинно-следственные связи
Учащиеся
подводят итог по заданию: С Запада Руси угрожали немецкие и шведские рыцари.
Учащиеся подводят итог работы в группах.
Индивидуальные
ответы на вопросы по плану.
Самостоятельно
работают с текстом учебника, историческим документом, формируют ответ по
заданному алгоритму
Учащиеся
делают вывод
|
Заключительный этап.
Рефлексия.
|
Личностные
УУД:
- личностная рефлексия
Познавательные
УУД:
умение смыслового чтения, выявление проблемы, устанавливание
причинно-следственных связей, формулирование вывода;
Регулятивные
УУД:
планирование, контроль, оценка, коррекция своей
|
Домашнее
задание:
Параграф 17. Составить исторический портрет Александра Невского. Заполнить
контурную карту.
Задание
по вариантам:
- Фишбоун («рыбный скелет»): голова-проблема
темы, верхние косточки – причины, нижние косточки – следствия, хвост – вывод.
1
вариант для Невской битвы, 2 вариант для Ледового побоища.
Что нового вы узнали на уроке?
- Что вызвало у вас
затруднение?
- Что вызвало наибольший
интерес?
-Что нового вы хотели бы
узнать?
Выставление
оценок.
В каждой группе
рекомендательное оценивание самих учащихся
|
Осмысление задания
|