ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ - Владимир Александрович Комиссаров
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

https://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=proshkolu&utm_medium=baner&utm_campaign=du

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roskonkursy.ru/?promo=proshkolu&utm_source=proshkolu&utm_medium=baner&utm_campaign=baner1

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1763083



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Моя фотобиография
 ▫ РЕКА ВЕТЛУГА
 ▫ ОТКУДА ТЫ ...,ВЕТЛУГА?
 ▫ Все о реке
 ▫ ГОРОД ВЕТЛУГА
 ▫ СКОЛЬКО ЛЕТ ГОРОДУ ВЕТЛУГА?
 ▫ ВЕТЛУЖСКИЙ КРАЙ
 ▫ Официальная справка
 ▫ Поветлужье в древности
 ▫ ПОВЕТЛУЖЬЕ В ИСТОРИИ РОССИИ
 ▫ ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ
 ▫ Ветлужский уезд до1917 г.
 ▫ Революционный и послереволюционный период
 ▫ РАЗДЕЛ ВЕЛУЖСКОГО УЕЗДА
 ▫ Послевоенный период
 ▫ Ветлужские `Корифеи`
 ▫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
 ▫ Легенды,предания, рассказы, сказки
 ▫ ВЕТЛУЖСКАЯ ПОЭЗИЯ
 ▫ НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
 ▫ Публикации об известном
 ▫ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
 ▫ МОИ ФОТОУВЛЕЧЕНИЯ
 ▫ Фото
 ▫ Коллажное творчество
 ▫ Смешное рядом
 ▫ рабочая папка
 ▫ Историческое
 ▫ Образование
 ▫ Музыка и видео
 ▫ Разное





























Владимир Александрович Комиссаров

Папка "ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Варнава и Троица
Рака преподобного Варнавы Ветлужского
Еп. Филарет (Гумилевский). Литография П.Бореля. 2-я пол. XIX в.

Без названия

 ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ





  24 (11)  ИЮНЯ 2010 года

исполнилось 565 лет со дня смерти

ПРЕПОДОБНОГО ВАРНАВЫ ВЕТЛУЖСКОГО

341784-f834045da7c59430.jpg

   В солме угодников Божиих, подвизавшихся на земле древних Костромы и Галича и прославляемых Церковью в соборе Костромских святых, особое место занимает преподобный Варнава Ветлужский - пустынножитель и чудотворец, молитвенник и проповедник веры Христовой, один из наиболее ярких представителей "золотого века русской святости",   как нередко именуют исследователи XV века .

   Издавна он почитается, как небесный покровитель Поветлужья - края, расположенного по берегам реки Ветлуги.

 
    Эта река на протяжении почти девятисот километров протекает по землям современных Кировской (Вятской), Костромской, Нижегородской областей и республики Марий-Эл.

  Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великий Устюг.    Этот город, стоящий близ устья реки Юг (отсюда и произошло его название), впадающей в реку Сухону, имел особое значение для русской истории, как торговый   центр   Руси.     На протяжении нескольких веков Великий Устюг, находившийся на границе русских земель ,через который проходили водные и сухопутные пути с Севера- на Юг и с Запада –на Восток.


    Обстоятельства жизни святого в Великом Устюге нам практически неизвестны.


   Житие преподобного говорит о том, что он был "саном иерей"; впоследствии, овдовев, он оставил приходское служение и принял монашеский постриг и  при пострижении святому было наречено имя Варнава ("сын утешения"), в честь святого апостола Варнавы.


   В конце XII – начале XIII веков единственным марийским регионом, над которым власть русских княжеств и булгар была достаточно условна, являлся район между реками Вяткой и Ветлугой в их среднем течении. Природные условия лесной зоны не давали возможности чётко привязать к местности северные границы Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды, поэтому проживающие в этом районе мари, образовали своеобразную "автономию". Поскольку сбором дани (ясака), как для славянским княжеств, так и восточных завоевателей занималась местная все более феодализирующаяся родоплеменная верхушка .       После присоединения Нижегородского княжества в 1392 году к Москве земли на Ветлуге управлялись черемисскими князьями.


 В   1417 г. вятские и ветлужские марийцы под предводительством князя Кильдебека предприняли поход на русский город Великий Устюг    и разорили его.   Тогда  же    в Якшан ,на реке Встлуге  был приведен пленный из Устюга Преподобный   Варнава .


   Еще в 1238 г. после разорения  шведами корельских и новгородских церквей сюда  пришли   новгородские монахи,и с ними  был пустынник Кий, в монашестве Николай,    из Корельского Николаевского монастыря.

   Они  основали на берегу Ветлуги монастырь Корельский, назвавшийся Якшангским ( в последствии Кажировский).      Монастырь стал почетаемый местным населением. В нем  был   крещен марийский князь   Коджи Ералтем   ,названный  при    святом крещении   (1240г.) Елеазаром.    

    При Кильдибеке  в нем нашли пристанище и вели службу Макарий Унженский   и Тихон Лухский.


   Через некоторое время  Кельдибек полюбил священника, дал свободу  Преподобному   Варнаве   и позволил служить в   известном монастыре .


    В 1434 г князь галичский Василий Косой вместе с братьями Дмитрием Красным и Дмитрием Шемякою в межкняжеских   разборках  убивают черемисского князя   Кильдебека.     


   За это Черемисы   ,поощряемые  жрецами,  начали разорять русские поселения на Ветлуге,громить  церкви  .


                      Николаевская обитель не стала исключением.



985083-6dc58f0852e98945.jpg


    Иноки Варнава, Макарий и Тихон вынуждены были искать для жительства другие места. 


   Из разоренной Николаевской обители (Кажирово),   трое проповедников на небольшом судне спустились по реке Ветлуге .         

    По берегам реки Ветлуги они останавливались и в станах воздвигали деревянный крест. Затем устраивали подобие престола и совершали церковные службы.    Для жительства себе строилась убогая малая келья, в которой они и скрывались от непогоды. Случалось и так, что они приходили в селения, расположенные по берегам Ветлуги, для проповедования слова Божия, или в те места, где в лесах скрывался народ от татар и русских разбойников. После года  такого служения   священники   спускались вниз по реке,создавали новый стан и богослужение   проводилось таким же образом. Местное население ,в основном черемисы, крестились принимали православную веру и , как могли помогали, помогали инокам в пропитании и одеянии, строили деревянные церкви.

  Далее (через 1 год) иноки спускались по реке на   следующее   стойбище. 


1079484-e1604fc87c418cca.png


И так первый стан был церкви Возднижения креста Господня на берегу Ветлуги в нынешней Пыщугской волости ( от редакции1890 года).

      Второй стан был на том месте, где ныне в Шангско-Городищенской волости( село Зубовкое).

    Здесь была основана церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

       Третий стан был в   Рождественской волости, и здесь положено основание церкви Рождества Иисуса Христа.

      Четвертый  стан и где ныне город Ветлуга, здесь была восстановлена церковь Воскресения Иисуса Христа.

   Последним   станом    было пустынное возвышенное   место по правому берегу реки;    впоследствии это место стали называть "Красная гора".

    С этих пор и получили свои названия места станов, которые сохранились в переписных церковных книгах ( 1629 г.) :   Воздвиженский,  Богородский,  Рождественский  и  Воскресенский.

   На одном из станов иноки оставили преподобного Варнаву и пошли сначала к Волге,а затем по ее притокам.

 

  Тихон пошел вверх по реке Лух, и в 8 верстах от прежнего места (в 5 верстах от города Луха Костромской губернии), остановился в Луховской области, на Копытове, при реках Лухе и Возополи, а  Макарий, пошел по реке Добрине и остановился на берегу Волги, (близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда).

    




804397-2fe6b542424d6184.jpg

 

                                          Картина  художника  Н. Ю. Бурдастова

 


    На вершине горы  Варнава построил небольшую часовню и келью.

    Вначале черемисы относились к прибывшему издалека иноку настороженно,

 однако со временем святой стал пользоваться среди населявших Поветлужье племен большим уважение .

  Овладев местным наречием, преподобный неустанно проповедовал Слово Божие, и вскоре многие из бывших язычников стали обращаться в истинную веру.

    Черемисы были весьма воинственны:  начиная с конца XIV века они постоянно нападали на унженские, галичские и великоустюжские земли, а после возникновения в

 30-е годы XV века Казанского ханства стали совершать такие набеги вместе с казанскими татарами.      

    Исповедуя язычество, черемисы приносили своим богам жертвы в священных рощах; религиозные обряды у них совершались шаманами.

 Шаманы противодействовали, но  образ подвижнической жизни святого, его действенная любовь, проявлявшаяся во всех словах и делах преподобного и поистине преображала окружающий его мир.

     В житии святого Варнавы описывается, как к нему на Красную гору приходили "дивии звери, медведи мнози, живуще близ келлии его (...) он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся и благодаря великого Бога, яко тии зверие кротки ему быша".


  Тем из них, кто "благословения ради" посещал келью святого, преподобный предсказывал, что по преставлении его ко Господу на берегах Ветлуги "умножит Бог житие человеком", а на Красной горе поселятся иноки. 


  Есть сведения и о том, что в 1439 году ,построенную Макарием Желтоводским церковь разгромили   татары, а самого преподобного пленили и привели к Улу Мухамед-хану.

 
 

   Узнав о его духовных деяниях  и подвигах, он отпустил его с условием ,что  преподобный  поселится  за территорией Казанского ханства.Тогда Макарий пошел на Унжу  и посетил по пути обитель Варнавы Ветлужского за наставлениями и поучениями. На Унже Макарий построил новую церковь и стал впоследствии известным Святым -Макарием Унжеским.

     

   Варнава   Ветлужский   скончался в  глубокой старости   11 июня 1445 г.

Иноки и бывшие ученики его похоронили преподобного здесь же,   на Красной горке.

 

     По кончине святого подвижника на место его подвигов приходили на жительство

 "от разных стран" многие монахи "и к ним земледельцы" и "размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги".

    На Красной горе иноки построили две церкви - одну в честь Пресвятой Троицы, а другую - над гробом преподобного - во имя святителя Николая Чудотворца, и основали "общежительный монастырь, получивший название "Варнавинской пустыни".

    Житие святого Варнавы написано  в 1639 году иноком Варнавинской пустыни –


    " честнейшим иеромонахом Иосифом (Дядкиным), иже бысть последи в царствующем граде Москве книжнаго печатнаго управления главнейший управитель".


    Для удостоверения в действительности чудес, совершавшихся при гробе преподобного, в том же 1639 году, были свидетельствованы его святые мощи по распоряжению Патриарха Иоасафа.


    Вскоре после преставления угодника Божия началось заселение Поветлужья русскими переселенцами (в основном они прибывали сюда с родины святого - из Великого Устюга); как повествует житие, "и размножашеся по всей той реке народ мног (...) в верхнюю и нижнюю страну (...) даже до великия реки Волги".


  И крещеные черемисы, и русские крестьяне, поселявшиеся в тех местах, глубоко почитали преподобного Варнаву как небесного покровителя и молитвенника за их землю.


   Главным храмом обители являлась "холодная" (летняя) Никольская церковь, воздвигнутая над местом погребения преподобного; в 1666 году взамен старого храма был поставлен новый, шатровый, увенчанный обитой лемехом главкой.


    Главной святыней обители с самого ее возникновения были находившиеся под спудом святые мощи ветлужского старца, от которых уже в XV-XVI веках стали совершаться чудесные исцеления; до нашего времени сохранились записи о чудотворениях, происходивших с 20-х годов XVII века.

 

    Среди исцеленных у мощей преподобного Варнавы был и священник Успенского собора Московского Кремля отец Иоанн, страдавший "болезнью лютыя главы".

Он направил в Варнавину обитель игумена Макариево-Желтоводского монастыря Пафнутия - "да уведает о всем истинно и возвестит ему". Когда игумен Пафнутий на струге прибыл в обитель, иноки поведали ему "многие повести" о случаях чудотворений и предоставили "бывших исцелений писания" .


    Тогда же, в 1639 году, преподобный Варнава Ветлужский был прославлен в лике всероссийских почитаемых святых.
К этому времени относится и составление жития преподобного Варнавы;

 
В XVI-XVII веках обитель преподобного Варнавы, относившаяся тогда к Ветлужской волости Галичского уезда, пользовалась неизменным покровительством великих Московских князей и царей.

 

     Известны грамоты великого князя   Василия Иоанновича (1530 год),

                                                          царей  Иоанна Васильевича (1551 год),
                                                                       Феодора Иоанновича (1595 год) и
                                                                       Алексия Михайловича,
       которыми монастырю жаловались земли и угодья по Ветлуге.

 

    Однако с начала XVIII века, во времена столь тяжело отразившихся на положении Церкви петровских преобразований, Варнавина пустынь стала приходить в упадок.

 В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель на Ветлуге, как и сотни других монастырей, была упразднена и обращена в приходскую церковь.

      В 1778 году состоялось преобразование бывшей монастырской Варнавиной слободы в город Варнавин,

в 1797 году ставший центром  Варнавинского уезда Костромской губернии;

так окончательно исполнилось пророчество преподобного...

  

  10-11 июня 1914 года гроб со святыми мощами был из земли поднят и,после совершенной Божественной литургии архиепископом Тихоном, установлен в раке.


 

991946-63f7f9b60f47f7d0.jpg


  Перенесение святых мощей преподобного Варнавы Ветлужского стало последним значимым торжеством Костромской епархии в довоенный период.

    Вскоре,( на 40-й день)  19 июля 1914 года, Россия вступила в Первую мировую войну.

   Боевые действия шли в Белоруссии и в Галиции, а на Ветлуге у святых мощей преподобного Варнавы старики, женщины и дети молились угоднику Божию о своих ушедших на фронт близких - сыновьях, мужьях и отцах.

     Революция 1917 года коренным образом изменила жизнь и всей России, и  Ветлужского края.

   После усмирения  мятежей  в Приветлужьи , весной 1922 года, под предлогом помощи голодающим Поволжья - всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей уездная комиссия, созданная для такого изъятия, конфисковала в варнавинских  храмах все  "предметы культа", изготовленные из драгоценных металлов - оклады икон, лампады, священные сосуды.

Однако в Свято-Троицком храме работа комиссии встретила затруднение. Основным "объектом изъятия" в нем была серебряная рака святых мощей преподобного Варнавы, но для ее конфискации следовало вначале извлечь хранившиеся в ней мощи небесного покровителя Ветлужского края.

    В условиях начала "новой экономической политики", когда власти еще не вполне освоились со сменой государственного курса и не были уверены в объеме своих полномочий, Варнавинские уком и уисполком не стали брать на себя ответственность в решении этого "политического" вопроса и обратились в губком. Однако и губернские власти устранились от разрешения возникшей проблемы.

  27 апреля 1922 года ответственный секретарь Костромского губкома     

К.Я. Фиге отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с грифом

"весьма секретно"   ,  в которой говорилось:


"В Варнавине со снятием серебряной гробницы раскрываются так называемые мощи Варнавы.      Уисполком и Уком просят разрешения вскрытия их.  Просим указаний о возможности вскрытия мощей" .


   Так, пройдя по бюрократическим инстанциям, запрос о вскрытии раки мощей преподобного Варнавы лег на стол высшего большевистского органа власти -    

   Политбюро ЦК РКП(б). "Сообщение из Костромы о мощах Варнавы"  было заслушано на заседании Политбюро 4 мая 1922 года в присутствии Ленина, Троцкого, Сталина, Каменева, Зиновьева, Рыкова, Молотова и Калинина. В предварительном заключении, составленном П.А. Красиковым, руководителем VIII отдела Наркомата юстиции (ведавшим в то время делами Церкви), говорилось:


"Серебряная гробница на общем основании подлежит изъятию, поэтому раскрытие и вынутие следует произвести, обязав местного священника или иное церковное лицо оказать содействие при операции.

     Губисполком должен назначить в комиссию ответственное лицо, следящее за правильностью операции. Если нет внутреннего гроба, то следует поместить, по вскрытии, в особый ящик и препроводить в Губмузей или в Москву.

   Вскрытие должно быть обязательно рассчитано на последующее удаление так называемых мощей"

 

  " При вскрытии присутствуют в храме только члены комиссии, духовенство (желательно представители от местных рабочих организаций). Если ожидаются крупные осложнения немедленно сообщить в ГПУ".


Постановление:    "Одобрить заключение т. Красикова".


Большевистские вожди приняли этот текст как окончательное решение Политбюро.


  Следует отметить, что преподобный Варнава Ветлужский - видимо, единственный русский святой, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком уровне власти - специальным решением Политбюро во главе с Лениным.


  Так было "санкционировано" еще одно преступление богоборцев против церковных святынь, против многовековых традиций Православия и памяти благочестивых предков. 

 

  "Операция" в Варнавине прошла в середине мая 1922 года: при большом стечении народа святые мощи угодника Божия, просветителя Поветлужья и небесного покровителя Ветлужского края, были кощунственно вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение (для открытого осмотра любым желающим), а после просто выбросили.       Священники собрали косточки и отнесли в деревянную кладбищенскую Никольскую церковь.
   Варнавинский священник о. Петр Мегалинский тайно захоронил мощи Варнавы где-то на кладбище, там же, на Красной горе. Он будто чувствовал, что самое ужасное еще грядет.   И действительно:   о. Петра вскоре арестовали и расстреляли.

     Тайну сокрытия мощей знал только он...


    Серебряная рака вместе с другими церковными ценностями была под охраной доставлена из Варнавина в Кострому.

   
     Осенью 1922 года постановлением ВЦИК Варнавинский и Ветлужский уезды были включены в состав Нижегородской губернии.

   После кощунственного вскрытия мощей ,храмы в Варнавине действовали еще 8 лет, но в эпоху "великого перелома" они разделили трагическую участь большинства российских церквей: в 1930 году все три храма были закрыты.

 

   В конце 30-х годов был разрушен и Свято-Троицкий храм, ставший клубом - его разобрали на кирпич, из которого в Варнавине построили здание школы. Так Ветлужский край лишился последнего из трех храмов - преемников древней Варнавиной пустыни.

 
Несмотря на разрушение церквей и осквернение мест, связанных с именем преподобного Варнавы, благоговейная память о угоднике Божием хранится в сердцах верующих Поветлужья.

 

Примечание.

    В начале 1990-х годов были предприняты поиски мощей Варнавы,но они оказались безуспешными.

   Уникальным открытием для почитателей Варнавы стал найденный в 2002 году список Жития Варнавы Ветлужского 1783 года - памятник духовной литературы и важный исторический документ. В настоящее время рукопись переведена со старославянского на современный русский язык и издана

 

    Житие не сообщает о времени кончины преподобного.
Святцы кон. XVII-XIX в. содержат разные даты: в «Описании о российских святых»  кончина святого отнесена к 1492 (7000) г. (С. 202), эту же дату приводят В. В. Зверинский (Т. 1. С. 111. № 101) .



997146-d2a2e44f364a05e8.jpg



  Архиеп. Филарет (Гумилевский), ссылаясь на рукописные святцы, годом кончины В. В. считает 1445-й (Жития святых. Июнь. С. 64-65), эта   т. зр. принята большинством агиографов XIX-XX вв.
     Владыка Филарет получил известность своими научными трудами. Он был членом Общества истории и древностей российских (1847); действительным членом Императорского Русского географического общества (1852); почётным членом Императорского Русского археологического общества (1856), Копенгагенского общества древностей, Московского и Харьковского университетов, Киевской и Московской духовных академий, Императорской Академии наук.

 

От автора:


  Согласно описанию духовных  подвигов преподобного Варнавы,он жил  на Ветлуге 28 лет   и  был похоронен на  вершине Красной горы. Если считать годы служения от  1417 г + 28 лет = 1445 год (год смерти Пр.В.В.)

Одновременно , 24 июня отмечается ветлужанами как день Пр. Варнавы.  Эту дату помнят и чтят во многих деревнях и  селах Поветлужья.

                                                                                                         

Логично считать  ,что 24(11) июня 1445 г.истинная дата

его смерти.

 

Из статей-
                 

[1] Херсонский И.К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. Вып. 1. Кострома, 1890, с. 11 

[2]Ветлужского краеведческого музея.

[3]    http://www.kostroma-eparhiy.narod.ru/nasledie/2.htm


Автор: Комиссаров В.А.



ОБСУЖДЕНИЕ


Нина Витальевна Васильева2011-04-03 03:00:28 - Нина Витальевна Васильева
Владимр Александрович! Огромное спасибо за такой глубокий и серьезный материал о Преподобном Варнаве Ветлужском. Я прочитала о Святом с особым чувством, потому что в мои предки к нему относились с особым благоговением, а 24 июня всегда купались в чудодейственном источнике в с. Рождественское Костромской области. Спасибо!
Владимир Александрович Комиссаров2011-04-29 23:54:04 - Владимир Александрович Комиссаров
Благодарю за отзыв!
Ольга Ивановна Селезнева2011-08-15 16:01:03 - Ольга Ивановна Селезнева
БЛАГОДАРЮ!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться












  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2017. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.














Новые комментарии



Стесняюсь спросить:а 5 лет знакомы здесь на портале или вообще знакомы?
Спасибо! Замечательная работа!
Да, если перспективы никакой, то и не стоит свои силы и здоровье тратить. Обидно за жителей вашего села.
Не открываются там окна. Только фрамуга вверху, да и то не всегда.
Теперь у Ольги Алисовой отпала необходимость выкручиваться. Ей грозит амнистия. Под уголовную амнистию попадут женщины, имеющие детей, женщины старше 55 лет, и мужчины старше 60 лет, а также ветераны войн. Совет по правам человека при президенте направил в администрацию главы государства проект масштабной административной и уголовной амнистии к 100-летию революции. Об этом рассказал глава СПЧ Михаил Федотов. Он отметил, что попасть под амнистию могут тысячи человек. Предположительно, административная амнистия коснется нарушителей правил дорожного движения и миграционных правил. Проекты амнистий к годовщине революции ранее внесли партии ЛДПР и КПРФ.
Знает ли тот человек, что его нашли))





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/