Почти всем воспитателям и учителям
приходится наблюдать детские негативные эмоции. Тема агрессии в последнее время
стала одной из самых популярных тем
в
психологии. Агрессия и агрессивность – это различные понятия.
Агрессия (лат.agressio) - это действия, наносящие
ущерб другому объекту. Агрессивность - готовность к агрессивным действиям в
отношении другого объекта. Способы выражения агрессии могут быть различными:
словесное оскорбление, порча личного имущества, физический контакт. Основная
задача воспитателей и учителей – вовремя обратить внимание на девиантное
поведение ребенка и не позволить ему укорениться.
В чем же причина вызывающего
(агрессивного) поведения детей? Психологи считают,
агрессия рождается чаще всего в ответ на ревность,
разочарование, печаль, страх, отчаяние. Некоторые дети не умеют контролировать
свое настроение и действия, в результате чего их ощущения обостряются, а
негативные эмоции проявляются в виде асоциального поведения. Это могут быт и
обстоятельства, окружающие ребенка. Например, напряженный распорядок дня.
Современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:
•
Импульсивную - аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Эта форма поведения
не планируется, она возникает внезапно сама по себе.
•
Инструментальная, т.е. нацеленная на достижение желаемого результата. Эта агрессия
– запланированная акция для достижения цели.
У детей всех
возрастных групп агрессивное поведение является способом афиширования своих желаний
окружающим, выражением свои симпатии и антипатии.
Что же делать, и как помочь таким
детям? Прежде всего - научить ребёнка управлять своими эмоциями и быть терпимым.
Необходимо проговаривать с ним каждый его негативный поступок. Многие детские
психологи считают, что агрессивные дети не владеют определенными навыками
поведения и именно отсутствие навыков делает их такими трудными в общении. Родители,
воспитатели, учителя должны помочь ребенку освоить эмоциональные и социальные навыки
управления поведением.