Размножение животных - Юлия Владимировна Бурамбаева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Юлия Владимировна Бурамбаева

Папка "урок окружающего мира"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


Божья коровка
Курица с цыплятами
Козёл
Рыбка-колюшка
Рыба-колюшка
Цыплёнок

 Размножение животных




Тема: «Размножение животных».

Цели: сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных;

развивать умения прослеживать последовательность развития живых организмов, предлагать варианты решения экологических проблем;

воспитывать экологически грамотное поведение в природе и в быту.

Оборудование: иллюстрации цыпленка, козы, бабочки, черепахи, лягушки, рыбы, курицы;

учебник, рабочая тетрадь, записи на доске.

Тип урока: урок-сказка

Ход урока

I. Организационный момент.

И все засуетилось,

Все гонит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит….

Ф. Тютчев

II. Изучение нового материала.

В мире животных

Учитель: самое полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в основе его – наблюдение за жизнью живых существ в повседневном общении с ними. Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умение подмечать характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять, ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами. Этими умениями в совершенстве владели наши предки. Да оно и понятно: на заре своей истории человек был очень тесно связан с животным миром, - надо было знать, на каких животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом. Позже знание повадок и особенностей животных помогло человеку приручить некоторых из них.

К сожалению, сегодня большинство людей, живя в городах, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам вновь осознать законы сосуществования живых существ. Сейчас это необходимо как никогда.

- Отгадайте загадку:

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Цыпленок.)

На доске: рисунок цыпленка.

Сказочное путешествие с цыпленком.

ЖИЛ-БЫЛ ЦЫПЛЕНОК

Учитель: Жил на свете Цыпленок. Он был маленький. Вот такой…

(учитель демонстрирует на доске рисунок)

Цыпленок: Где моя мама? Почему я один? Кто я?

Учитель: Ты птичка.

Цыпленок: Кто такие птички? Я отправляюсь в путь, чтобы найти ответ.

Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

Учитель: Мы отправляемся в сказочное путешествие с цыпленком.

На лесной опушке Цыпленок повстречался… а с кем, - отгадайте загадку:

В капусту забралась

Осеннею порой –

Рогатая, и лохматая,

И с длинной бородой.

Ученики: Коза.

На доске: рисунки животных: коза, козел, козленок.

Цыпленок (обращаясь к Козе) : Ты моя мама?

Учитель: Как вы думаете, что ответила коза? Почему?

Ученики: Нет. - К какой группе животных относится коза? Приведите примеры других млекопитающих.

Ученики: Млекопитающие. Лисы, волки, коровы, львы, барсуки, собаки.

- Назовите существенные признаки животных.

- Где они обитают? Каков их образ жизни?

(Учитель беседует о способах размножения животных.)

- Млекопитающие являются живородящими. Половые клетки самца и самки сливаются не во внешней среде, а внутри организма самки, где и развивается зародыш.

- На кого похожи малыши млекопитающих?

Ученики: На родителей.

Коза: Птичками зовут тех, кто летает.

Учитель: И отправился Цыпленок дальше, напевая песню.

Цыпленок: Помню, помню,

Помню, помню,

Птицами считают,

Только тех,

Только тех,

Которые летают,

Только тех, которые летают.

Птичками, птичками, птичками считают!

Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

Учитель: На лугу Цыпленок увидел красивую…

Отгадайте загадку:

Расту червяком, питаюсь листиком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.

Но тёплой весной я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

Ученики: Бабочка.

Учитель: Цыплёнок остановился, чтобы послушать разговор.

Сценка.

Божья коровка: Всё-таки не пойму я вас, бабочек. Ведь вам ради красы и жизни

не жаль. Ваши пёстрые узорные крылья любая птица заметит.

Бабочка: Ох, напугали! Говорите, крылышки издали заметит? Тогда смотрите! Ну как?

Божья коровка: Здорово! Оказывается, твои крылья снизу совсем другие.

Бабочка: Этим и спасаемся! Кто оборачивается сухим листком, кто зелёным.

А другие бабочки, наоборот, распахивают их. Сядут на яркий цветок, раскроют крылья.

Цветок голубой - и бабочка голубая. Цветок белый – и крылья бабочки тоже. Так вот спасаемся от птиц. Окраска у нас защитная!

Учитель: Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.

Цыплёнок: ( обращаясь к бабочке) . Ты моя мама? Ты там красиво летаешь.

Учитель: Что ответила бабочка? ( Ответы детей.)

Учитель: К какой группе относится бабочка?

Ученики: Насекомые.

Учитель: Из перечисленного ряда животных укажите насекомых:

Бабочка, окунь, ласточка, паук, улитка, сокол, моль, аист, цапля, попугай, рак, оса, крот, крыса, овца, гусь, кузнечик, утка, щука, майский жук, блоха.

Учитель: Назовите одинаковые признаки насекомых. Где они обитают? Их образ жизни.

Похожи ли малыши насекомых на своих родителей?

Ученики: Нет.

Бабочка: Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. Но птички поют песенки.

Учитель: И отправился Цыпленок дальше, напевая песню.

Цыпленок: Знаю, знаю,

Знаю, знаю,

Птичек узнают,

Потому что,

Потому что,

Птички песенки поют,

Только тех, которые поют,

Птичками, птичками всюду признают!

Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

Учитель: На болоте он услышал разговор.

Любители лягушечьего пенья,

Я понимаю ваше нетерпенье:

Уж спать пора, а их все нет и нет…

Но горевать и хмуриться – не след.

Сейчас у них глаза нальются кровью,

Растянутся резиновые рты,

И все ночные звуки перекроет

Мелодия волшебной красоты.

И всем лицом – безжизненно-спокойным –

Насторожится бледная луна.

И словно перезвоном колокольным

Душа людская будет смущена…

Пускай на них царевичи плюют.

Пускай их глупый селезень проглотит,

О боже, как на клюквенном болоте

Лягушки беззащитные поют!

Цыпленок (обращаясь к лягушке) : Ты моя мама? Ты так красиво поешь!

Учитель: Что ответила лягушка? К какой группе животных относятся лягушки?

Ученики: Земноводные

Учитель: Приведите примеры других земноводных. Назовите существенные признаки

земноводных. Где они обитают? Их образ жизни. Похожи ли малыши

земноводных на своих родителей?

Ученики: Нет.

Лягушка: Птицы могут петь, лягушки тоже поют, но птички гнезда вьют.

Учитель: И отправился Цыпленок дальше, напевая песенку.

Цыпленок: Птички, птички,

Птички, птички,

Песенки поют,

Птички, птички,

Птички, птички,

Даже гнезда вьют,

Птички, птички, песенки поют,

Гнезда вьют, гнезда вьют, даже гнезда вьют!

Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

Учитель: Цыпленок подошел к пруду. Вода была чистая и прозрачная. На дне пруда он

увидел гнездо.

Настоящее гнездо выстроила себе рыбка колюшка. Строил самец; для постройки брал только самые тяжелые стебельки трав, которые не всплывают, если их возьмешь со дна ртом и подкинешь вверх. Укрепил стебельки на песчаном дне. Склеил стены и потолок своим клеем и заткнул все дырочки мхом. В стенках гнезда он оставил две двери. (По В. Бианки.)

Цыпленок (обращаясь к рыбке) : Ты моя мама? У тебя такое красивое гнездо.

Учитель: Что ответила рыбка? К какой группе животных относятся рыбы?

Ученики: Группа рыбы.

Учитель: Приведите примеры других рыб. Назовите существенные признаки рыб. Где

они обитают? Их образ жизни? Похожи ли малыши рыб на своих родителей?

Это интересно!

· У колюшки в гнезде из каждой икринки вывелось по мальку колюшонку, всего – сотня колюшат.

· У леща – сотни тысяч.

· У трески не перечесть: наверное, миллион мальков.

(По В. Бианки)

БЕСПРИЗОРНЫЕ

Лещ и треска совсем о своих детях не заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся.

Конечно, беспризорным нелегко живется. Под водой много прожорливых чудовищ, и все они падки до вкусной рыбьей и лягушечьей икорки, до рыбешек и лягушат.

Сколько гибнет рыбьих мальков и головастиков, сколько опасностей им грозит, пока они не вырастут в больших рыб и лягушек, - прямо подумать страшно.

Рыбка: Птицы вьют гнезда. Рыбка колюшка тоже строит гнездо. Но птички несут яички.

Учитель: И отправился Цыпленок дальше, напевая песенку.

Цыпленок: Птички, птички,

Птички, птички,

Кто ж такие – птички?

Это те, которые несут яички,

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!

Учитель: Неподалеку от пруда он повстречал странное животное. Отгадайте загадку:

Она всегда всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешит тому,

Кто всегда в своем дому?

Ученики: Черепаха.

Цыпленок: Ты моя мама? Ты тоже откладываешь яички.

Учитель: Что знаете о черепахе? Опишите ее.

Это самые древние животные на Земле. Они жили еще тогда, когда по земле ходили динозавры. Тело черепах защищено панцирем, который спасает от хищников. Черепахи – долгожители. Они живут более 100 лет.

Есть черепахи наземные и водные, хотя потомство все они выводят на суше. Они едят траву, листья одуванчика и подорожника, водоросли, рыб и лягушек.

Черепахи могут долго обходиться без пищи, но совсем не переносят холода. В холодное время года они впадают в спячку.

К какой группе животных относится черепаха? Приведите примеры.

Ученики: Пресмыкающиеся.

Учитель: Назовите существенные признаки пресмыкающихся. Похожи ли малыши

пресмыкающихся на взрослых животных?

Черепаха: Птички несут яички. Черепахи тоже откладывают яички, но птички летают,

поют, вьют гнезда. Ищи свою маму на птичьем дворе.

Учитель: И отправился Цыпленок опять в путь.

На птичьем дворе цыпленок встретил птиц.

Цыпленок: Кто моя мама?

Утка: У моей соседки появились детки.

У моей соседки,

Курочки-наседки,

Рано утром из яйца

Появились два птенца,

Два пушистеньких комочка –

Два цыпленка – сын и дочка,

Маму слушают всегда,

Друг от друга никуда,

До чего же хороши

У наседки малыши!

Учитель: На поляне зазеленела травка и после долгой зимы вышли на поляну…

Не хочу один жевать я!

Пусть скорей приходят братья!

- Где ж они? – Под старой липой!

- Как зовут их? – Цыпа-цыпа!

На поляну вышли цыплята.

Цыпленок (обращаясь к курице) : Ты моя мама? Почему?

Курица: Ты похож на меня. У тебя есть перышки!

Учитель: Сколько перьев у птиц?

Это интересно!

· У голубя 2600 перьев, у кряковой утки-12 тысяч, у лебедя- 25 тысяч, причём одна пятая их часть разместилась на голове и шее.

 

 

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой.

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите.

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите.

Раз и два, раз и два!

Птицы

Учитель: После суровой зимы в наши края возвращаются перелётные птицы. У всех наших птиц размножение начинается весной, хотя и в разные сроки. Это зависит от наличия корма: птицы появляются тогда, когда необходимая им птица будет в изобилии. Вот пары образованы, и «супруги» приступают к строительству новых или ремонту старых гнёзд, которые бывают самые разные.

Кладки яиц в гнёздах тоже разные.

Посмотрите, какие яркие и совсем незаметные, сливающиеся с предметами и фоном окружающей среды. Все это для того, чтобы как можно лучше и надёжнее замаскировать кладку и сохранить будущее потомство.

Некоторые птицы строят гнёзда на воде или у водоёмов.

После откладки яиц птицы приступают к их насиживанию.

Учитель: Разговор у нас пойдёт о птицах.

Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют,

Мошек, червяков клюют,

Что всё время тук да тук

Дятел-леса верный друг.

Ищет дятел для обеда

Усача и короеда.

Скачет резвая синичка

Вправо, влево, вверх и вниз.

У синички есть привычка:

Ветку каждую и лист

Оглядит, и букашки

Будет лист надолго чист.

Греется на солнышке.

Верен он своей природе:

Он находчив, ловок, смел.

Он сегодня в огороде

Всю капусту осмотрел

И со всех листов капустных

Червяков поел. Как вкусно!

Ю. Тувим

Учитель: Перечислите признаки внешнего строения птиц.

Ученики: Туловище обтекаемой формы: шея тонкая и гибкая; клюв; передние конечности

- крылья; перьевой покров.

Учитель: Отгадайте загадки:

Только солнце луч покажет,

Он уже стоит на страже,

Песню звонкую поет,

Утро в гости к нам зовет.

Ученики: Петух.

Учитель: Небольшая птичка в небесах порхает,

Гнездышко-кувшинчик сверху охраняет,

Если ж она низко у земли летает,

Это значит, птичка дождик предвещает.

Ученики: Ласточка.

Учитель: Лишь только вечер на землю спустился,

Все стихло вокруг, стоит тишина,

Ее нарушает песнь маленькой птахи,

От звуков, которых пылает душа.

Ученики: Соловей.

Учитель: Озеро, как зеркало, на солнышке блестит,

На самой серединочке красавица сидит.

Крылышки вспушенные, хвостик приподнят,

Шея величавая откинута назад.

Ученики: Лебедь.

Учитель: Я – птица самая большая,

В степях, пустынях я живу

На самом жарком континенте.

Летать я вовсе не могу

Но если хищника увижу,

Спасаюсь бегом (как экспресс),

Вблизи – ногами защищаюсь,

Смотри, ко мне ты, враг, не лезь.

Ученики: Страус.

Учитель: Живу в лесу я очень тихо,

Днем вряд ли встретишь ты меня,

Но если ночью ты заглянешь в лесную чащу,

Вот тогда я вдруг блесну,

Сверкну очами, скажу: «Ух-ух!»

И сразу ты узнаешь хищника

Ночного, тайком слетевшего с сосны.

Ученики: Филин.

Учитель: Кто дважды родится?

Ученики: Птица. Сначала на свет появляется яйцо, из которого выходит птенец.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 69-70): чтение текста.

Учитель: Какую функцию выполняют белок и желток? (Ответ на вопрос найдите в тексте

учебника.)

Ученики: Желток – источник пищи и частично воды, белок выполняет защитную

функцию, предохраняет желток от механических повреждений и служит основным источником воды.

Учитель: Каких птиц разводят для получения яиц?

Ученики: Кур, перепелов. Их яйца употребляют в пищу. Яйца перепелов имеют целебные свойства. Яйца уток, гусей не рекомендуют употреблять в пищу, так как они могут содержать возбудителей заболеваний.

III. Закрепление изученного материала.

Учитель: Составим схему «Разнообразие животных».

Дети называют группы животных, а затем дополняют таблицу.

На доске:

 

Разнообразие животных


Рыбы

Земно-

водные

Пресмыка-

Ющиеся

Птицы

Насеко-

мые

Млекопита-

ющие

Особен-

ности

 

Чешуя

Голая

Кожа

Чешуя

Перья,

Клюв

6 ног,

3 части

Тела

Кормят дете-

нышей моло-

ком

Как пере-

двигаются

Плавают

Плавают, прыгают

Ползают

Летают

Летают,

ползают

Бегают плава-

ют, летают

Работа в тетради № 2 (задание 7, с.18)

Ответы на задание 18.

Цикл развития курицы: яйцо – цыпленок - курица – яйцо. (21 день)(8-9 мес.)

Учитель: Сколько продолжается цикл развития курицы? Ответ на этот вопрос вам

помогут узнать родители или книги.

Дидактические игры.

«Узнай сказку или басню».

1) Сказку о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок».)

2) Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки. («Гуси-лебеди».)

3) Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости хитрой рыжей плутовки. (И.А. Крылов. «Ворона и лисица».)

4) Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом. («Курочка-ряба».)

5) Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя. (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)

6) Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство передвижения. (И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука».)

«Собери из букв название».

Названья животных – простые слова.

В них спрятались слоги: один, три иль два.

Но буквы рассыпались. Их соберешь.

Кого как зовут, ты тотчас найдешь!

Летающий фрукт (В, К, И, И) - …

Летающая воровка (К, Р, С, О, О, А) - …

Воробей-водолаз (К, Л, П, О, А, Я) - …

Летающий лилипут (Б, К, Л, Р, О, И, И) - …

Птица-пешеход (П, Н, В, Г, И, И, Н) - …

Лесная гадалка (У, У, А, К, К, Ш, К) - …

Ответы: киви, сорока, оляпка, колибри, пингвин, кукушка.

«От слова букву отними».

Будем мы сейчас играть:

От слова букву отнимать.

Букву верно убери,

Звероимя запиши.

СНОВА - … (птица)

ШУТКА - … (птица)

МОРЗЯНКА - … (утка)

МОЛНИЯ - … (птица)

Ответы: сова, утка, морянка, молния.

«Слово к слову прибавь».

Будем мы сейчас играть: слово к слову прибавлять.

Вот так чудо! Посмотри: слова – два, а в сумме – три!

Газ + ель = Газель

ВОР +ОНА = … (птица)

ОКА + СОР = … (птица)

СОЛО + ВЕЙ = … (птица)

ТУР + ПАН = … (утка)

IV. Итог урока.

Домашнее задание: рабочая тетрадь №2 (задание 8, с.18).

Учебник (ч. 2, с. 67-70), ответить на вопросы; пронаблюдать, где поселились перелетные птицы, попробовать заметить время начала пения птиц; найди в дополнительной литературе сведения о какой-нибудь певчей птице; составить рассказ «Кто куда спешит весной», описав весенние изменения в неживой и живой природе. Найти ответ на вопрос: сколько времени продолжается цикл развития курицы? Подобрать (по выбору) народные приметы, созданные на основе наблюдений за поведением разных птиц.

 

· Ворона кричит зимой – к метели.

· Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

· Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

· Вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.

· Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.

· Синичка зимой скрипит – на снег, вьюгу и слякоть.

· Синичка с утра пищит – ожидай мороза.

· Гуси и утки зимой купаются в снегу – к оттепели и метели.

· Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

· Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

· Поздний отлет птиц – к теплой зиме.





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



1440640-a293656
1440640-a293656
1440640-a293656
6814074-a4512809
Спасибо, Ирина Валентиновна. !!
Добавлю. Я люблю свою работу! Я приду сюда в субботу И, конечно, в воскресенье. Здесь я встречу День рожденья, Новый год, 8 Марта. Ночевать здесь буду завтра. Плащ-палатка, вещмешок - У супруга будет шок! Если я не заболею, Не сорвусь, не озверею, Здесь я встречу все рассветы, Все закаты и приветы! От работы дохнут кони. Ну а я бессмертный пони! Но однажды на работе, Если вы меня найдете, - Без движения лежу И от радости не ржу, Знайте : я трудом добита И откинула копыта. А баскетболистами нашими горжусь.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/