Тема: «Размножение
животных».
Цели:
сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных;
развивать умения прослеживать
последовательность развития живых организмов, предлагать варианты решения
экологических проблем;
воспитывать
экологически грамотное поведение в природе и в быту.
Оборудование:
иллюстрации
цыпленка, козы, бабочки, черепахи, лягушки, рыбы, курицы;
учебник, рабочая
тетрадь, записи на доске.
Тип урока:
урок-сказка
Ход урока
I.
Организационный
момент.
И
все засуетилось,
Все
гонит зиму вон –
И
жаворонки в небе
Уж
подняли трезвон.
Зима
еще хлопочет
И
на весну ворчит,
Та
ей в глаза хохочет
И
пуще лишь шумит….
Ф. Тютчев
II.
Изучение
нового материала.
В
мире животных
Учитель: самое
полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в
основе его – наблюдение за жизнью живых существ в повседневном общении с ними.
Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умение подмечать
характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять,
ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами. Этими умениями
в совершенстве владели наши предки. Да оно и понятно: на заре своей истории
человек был очень тесно связан с животным миром, - надо было знать, на каких
животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом.
Позже знание повадок и особенностей животных помогло человеку приручить
некоторых из них.
К сожалению, сегодня большинство людей, живя в
городах, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и
понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам
вновь осознать законы сосуществования живых существ. Сейчас это необходимо как
никогда.
- Отгадайте
загадку:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок.)
На доске: рисунок
цыпленка.
Сказочное путешествие с цыпленком.
ЖИЛ-БЫЛ ЦЫПЛЕНОК
Учитель: Жил
на свете Цыпленок. Он был маленький. Вот такой…
(учитель
демонстрирует на доске рисунок)
Цыпленок:
Где моя мама? Почему я один? Кто я?
Учитель: Ты
птичка.
Цыпленок: Кто
такие птички? Я отправляюсь в путь, чтобы найти ответ.
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу
мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что
я за птица.
А почему? А потому, трудно на
свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить
одному!
Учитель: Мы
отправляемся в сказочное путешествие с цыпленком.
На лесной опушке Цыпленок повстречался… а с кем, - отгадайте
загадку:
В капусту забралась
Осеннею порой –
Рогатая, и лохматая,
И с длинной бородой.
Ученики: Коза.
На доске:
рисунки животных: коза, козел, козленок.
Цыпленок
(обращаясь к Козе)
: Ты
моя мама?
Учитель: Как
вы думаете, что ответила коза? Почему?
Ученики: Нет.
-
К какой группе животных относится коза? Приведите примеры других млекопитающих.
Ученики: Млекопитающие.
Лисы, волки, коровы, львы, барсуки, собаки.
-
Назовите существенные признаки животных.
-
Где они обитают? Каков их образ жизни?
(Учитель
беседует о способах размножения животных.)
-
Млекопитающие являются живородящими. Половые клетки самца и самки сливаются не
во внешней среде, а внутри организма самки, где и развивается зародыш.
-
На кого похожи малыши млекопитающих?
Ученики: На
родителей.
Коза: Птичками
зовут тех, кто летает.
Учитель: И
отправился Цыпленок дальше, напевая песню.
Цыпленок:
Помню, помню,
Помню,
помню,
Птицами
считают,
Только
тех,
Только
тех,
Которые
летают,
Только
тех, которые летают.
Птичками,
птичками, птичками считают!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу
мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что
я за птица.
А почему? А потому, трудно на
свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить
одному!
Учитель: На
лугу Цыпленок увидел красивую…
Отгадайте
загадку:
Расту
червяком, питаюсь листиком,
Потом
засыпаю, себя обмотаю,
Не
ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но
тёплой весной я вновь оживаю
И,
как птичка, порхаю.
Ученики:
Бабочка.
Учитель: Цыплёнок
остановился, чтобы послушать разговор.
Сценка.
Божья коровка:
Всё-таки не пойму я вас, бабочек. Ведь вам ради
красы и жизни
не жаль. Ваши пёстрые узорные
крылья любая птица заметит.
Бабочка: Ох,
напугали! Говорите, крылышки издали заметит? Тогда смотрите! Ну как?
Божья коровка:
Здорово! Оказывается, твои крылья снизу совсем
другие.
Бабочка: Этим и
спасаемся! Кто оборачивается сухим листком, кто зелёным.
А
другие бабочки, наоборот, распахивают их. Сядут на яркий цветок, раскроют
крылья.
Цветок голубой - и бабочка
голубая. Цветок белый – и крылья бабочки тоже. Так вот спасаемся от птиц.
Окраска у нас защитная!
Учитель:
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи
на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За
их красоту люди бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.
Цыплёнок: (
обращаясь к бабочке)
. Ты моя мама? Ты там красиво летаешь.
Учитель: Что
ответила бабочка? (
Ответы детей.)
Учитель: К какой группе относится бабочка?
Ученики: Насекомые.
Учитель: Из
перечисленного ряда животных укажите насекомых:
Бабочка,
окунь, ласточка, паук, улитка, сокол, моль, аист, цапля, попугай, рак, оса,
крот, крыса, овца, гусь, кузнечик, утка,
щука, майский жук, блоха.
Учитель: Назовите
одинаковые признаки насекомых. Где они обитают? Их образ жизни.
Похожи ли малыши насекомых на своих родителей?
Ученики: Нет.
Бабочка:
Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. Но птички поют песенки.
Учитель: И
отправился Цыпленок дальше, напевая песню.
Цыпленок:
Знаю, знаю,
Знаю, знаю,
Птичек узнают,
Потому что,
Потому что,
Птички песенки поют,
Только тех, которые поют,
Птичками, птичками всюду
признают!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу
мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что
я за птица.
А почему? А потому, трудно на
свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить
одному!
Учитель: На
болоте он услышал разговор.
Любители лягушечьего пенья,
Я понимаю ваше нетерпенье:
Уж спать пора, а их все нет и
нет…
Но горевать и хмуриться – не
след.
Сейчас у них глаза нальются
кровью,
Растянутся резиновые рты,
И все ночные звуки перекроет
Мелодия волшебной красоты.
И всем лицом –
безжизненно-спокойным –
Насторожится бледная луна.
И словно перезвоном колокольным
Душа людская будет смущена…
Пускай на них царевичи плюют.
Пускай их глупый селезень
проглотит,
О боже, как на клюквенном болоте
Лягушки беззащитные поют!
Цыпленок
(обращаясь к лягушке)
: Ты
моя мама? Ты так красиво поешь!
Учитель: Что
ответила лягушка? К какой группе животных относятся лягушки?
Ученики: Земноводные
Учитель: Приведите
примеры других земноводных. Назовите существенные признаки
земноводных. Где они обитают? Их
образ жизни. Похожи ли малыши
земноводных на своих родителей?
Ученики: Нет.
Лягушка: Птицы
могут петь, лягушки тоже поют, но птички гнезда вьют.
Учитель: И отправился
Цыпленок дальше, напевая песенку.
Цыпленок:
Птички, птички,
Птички, птички,
Песенки поют,
Птички, птички,
Птички, птички,
Даже гнезда вьют,
Птички, птички, песенки поют,
Гнезда вьют, гнезда вьют, даже
гнезда вьют!
Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу
мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать мне, что
я за птица.
А почему? А потому, трудно на
свете, трудно на свете
Жить одному, жить одному, жить
одному!
Учитель:
Цыпленок подошел к пруду. Вода была чистая и прозрачная. На дне пруда он
увидел гнездо.
Настоящее гнездо выстроила себе рыбка колюшка.
Строил самец; для постройки брал только самые тяжелые стебельки трав, которые
не всплывают, если их возьмешь со дна ртом и подкинешь вверх. Укрепил стебельки
на песчаном дне. Склеил стены и потолок своим клеем и заткнул все дырочки мхом.
В стенках гнезда он оставил две двери. (По В. Бианки.)
Цыпленок
(обращаясь к рыбке)
: Ты
моя мама? У тебя такое красивое гнездо.
Учитель: Что
ответила рыбка? К какой группе животных относятся рыбы?
Ученики: Группа
рыбы.
Учитель: Приведите
примеры других рыб. Назовите существенные признаки рыб. Где
они обитают? Их образ жизни? Похожи ли малыши рыб на своих родителей?
Это интересно!
·
У колюшки в гнезде из каждой
икринки вывелось по мальку колюшонку, всего – сотня колюшат.
·
У леща – сотни тысяч.
·
У трески не перечесть: наверное,
миллион мальков.
(По В. Бианки)
БЕСПРИЗОРНЫЕ
Лещ и треска совсем о своих детях не заботятся.
Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и
кормятся.
Конечно, беспризорным нелегко живется. Под водой
много прожорливых чудовищ, и все они падки до вкусной рыбьей и лягушечьей
икорки, до рыбешек и лягушат.
Сколько гибнет рыбьих мальков и головастиков,
сколько опасностей им грозит, пока они не вырастут в больших рыб и лягушек, -
прямо подумать страшно.
Рыбка: Птицы
вьют гнезда. Рыбка колюшка тоже строит гнездо. Но птички несут яички.
Учитель: И отправился Цыпленок дальше, напевая песенку.
Цыпленок: Птички,
птички,
Птички,
птички,
Кто
ж такие – птички?
Это
те, которые несут яички,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Учитель: Неподалеку
от пруда он повстречал странное животное. Отгадайте
загадку:
Она всегда всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешит тому,
Кто всегда в своем дому?
Ученики: Черепаха.
Цыпленок: Ты
моя мама? Ты тоже откладываешь яички.
Учитель: Что
знаете о черепахе? Опишите ее.
Это самые древние животные на Земле. Они жили еще
тогда, когда по земле ходили динозавры. Тело черепах защищено панцирем, который
спасает от хищников. Черепахи – долгожители. Они живут более 100 лет.
Есть черепахи наземные и водные, хотя потомство все
они выводят на суше. Они едят траву, листья одуванчика и подорожника,
водоросли, рыб и лягушек.
Черепахи могут долго обходиться без пищи, но совсем
не переносят холода. В холодное время года они впадают в спячку.
К какой группе животных относится черепаха?
Приведите примеры.
Ученики: Пресмыкающиеся.
Учитель: Назовите
существенные признаки пресмыкающихся. Похожи ли малыши
пресмыкающихся на взрослых животных?
Черепаха: Птички
несут яички. Черепахи тоже откладывают яички, но птички летают,
поют, вьют гнезда. Ищи свою маму на птичьем дворе.
Учитель: И
отправился Цыпленок опять в путь.
На птичьем дворе цыпленок встретил птиц.
Цыпленок: Кто
моя мама?
Утка: У
моей соседки появились детки.
У моей соседки,
Курочки-наседки,
Рано утром из яйца
Появились два птенца,
Два пушистеньких комочка –
Два цыпленка – сын и дочка,
Маму слушают всегда,
Друг от друга никуда,
До чего же хороши
У наседки малыши!
Учитель: На
поляне зазеленела травка и после долгой зимы вышли на поляну…
Не хочу один жевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они? – Под старой липой!
- Как зовут их? – Цыпа-цыпа!
На поляну вышли цыплята.
Цыпленок
(обращаясь к курице)
: Ты
моя мама? Почему?
Курица: Ты
похож на меня. У тебя есть перышки!
Учитель: Сколько
перьев
у птиц?
Это интересно!
·
У голубя 2600 перьев, у кряковой
утки-12 тысяч, у лебедя- 25 тысяч,
причём одна пятая их часть разместилась на голове и шее.
Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой.
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите.
Раз и два, раз и два!
Птицы
Учитель:
После суровой зимы в наши края возвращаются перелётные птицы. У всех наших птиц
размножение начинается весной, хотя и в разные сроки. Это зависит от наличия
корма: птицы появляются тогда, когда необходимая им птица будет в изобилии. Вот
пары образованы, и «супруги» приступают к строительству новых или ремонту
старых гнёзд, которые бывают самые разные.
Кладки яиц в гнёздах тоже разные.
Посмотрите, какие яркие и совсем незаметные,
сливающиеся с предметами и фоном окружающей среды. Все это для того, чтобы как
можно лучше и надёжнее замаскировать кладку и сохранить будущее потомство.
Некоторые птицы строят гнёзда на
воде или у водоёмов.
После откладки яиц птицы
приступают к их насиживанию.
Учитель:
Разговор у нас пойдёт о птицах.
Знаешь ты, и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют,
Что всё время тук да тук
Дятел-леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз.
У синички есть привычка:
Ветку каждую и лист
Оглядит, и букашки
Будет лист надолго чист.
Греется на солнышке.
Верен он своей природе:
Он находчив, ловок, смел.
Он сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капустных
Червяков поел. Как вкусно!
Ю. Тувим
Учитель: Перечислите
признаки внешнего строения птиц.
Ученики: Туловище
обтекаемой формы: шея тонкая и гибкая; клюв; передние конечности
- крылья; перьевой покров.
Учитель: Отгадайте
загадки:
Только солнце
луч покажет,
Он уже стоит
на страже,
Песню звонкую
поет,
Утро в гости к
нам зовет.
Ученики:
Петух.
Учитель:
Небольшая птичка в небесах порхает,
Гнездышко-кувшинчик
сверху охраняет,
Если ж она
низко у земли летает,
Это значит,
птичка дождик предвещает.
Ученики:
Ласточка.
Учитель: Лишь только
вечер на землю спустился,
Все стихло
вокруг, стоит тишина,
Ее нарушает
песнь маленькой птахи,
От звуков, которых
пылает душа.
Ученики:
Соловей.
Учитель:
Озеро, как зеркало, на солнышке блестит,
На самой
серединочке красавица сидит.
Крылышки
вспушенные, хвостик приподнят,
Шея величавая
откинута назад.
Ученики:
Лебедь.
Учитель:
Я – птица самая большая,
В степях,
пустынях я живу
На самом
жарком континенте.
Летать я вовсе
не могу
Но если
хищника увижу,
Спасаюсь бегом
(как экспресс),
Вблизи –
ногами защищаюсь,
Смотри, ко мне
ты, враг, не лезь.
Ученики:
Страус.
Учитель:
Живу в лесу я очень тихо,
Днем вряд ли встретишь
ты меня,
Но если ночью
ты заглянешь в лесную чащу,
Вот тогда я
вдруг блесну,
Сверкну очами,
скажу: «Ух-ух!»
И сразу ты
узнаешь хищника
Ночного,
тайком слетевшего с сосны.
Ученики:
Филин.
Учитель:
Кто дважды родится?
Ученики:
Птица. Сначала на свет появляется яйцо, из которого
выходит птенец.
Работа по учебнику
(ч. 2, с. 69-70): чтение текста.
Учитель:
Какую функцию выполняют белок и желток? (Ответ на
вопрос найдите в тексте
учебника.)
Ученики:
Желток – источник пищи и частично воды, белок
выполняет защитную
функцию,
предохраняет желток от механических повреждений и служит основным источником
воды.
Учитель: Каких
птиц разводят для получения яиц?
Ученики: Кур,
перепелов. Их яйца употребляют в пищу. Яйца перепелов имеют целебные свойства.
Яйца уток, гусей не рекомендуют употреблять в пищу, так как они могут содержать
возбудителей заболеваний.
III.
Закрепление
изученного материала.
Учитель: Составим
схему «Разнообразие животных».
Дети называют
группы животных, а затем дополняют таблицу.
На доске:
|
Рыбы
|
Земно-
водные
|
Пресмыка-
Ющиеся
|
Птицы
|
Насеко-
мые
|
Млекопита-
ющие
|
Особен-
ности
|
Чешуя
|
Голая
Кожа
|
Чешуя
|
Перья,
Клюв
|
6 ног,
3 части
Тела
|
Кормят дете-
нышей моло-
ком
|
Как пере-
двигаются
|
Плавают
|
Плавают,
прыгают
|
Ползают
|
Летают
|
Летают,
ползают
|
Бегают
плава-
ют, летают
|
Работа в тетради № 2
(задание 7, с.18)
Ответы на
задание 18.
Цикл развития курицы: яйцо – цыпленок - курица – яйцо. (21 день)(8-9 мес.)
Учитель: Сколько
продолжается цикл развития курицы? Ответ
на этот вопрос вам
помогут узнать родители или книги.
Дидактические игры.
«Узнай сказку
или басню».
1) Сказку
о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей. (Г.-Х. Андерсен.
«Гадкий утенок».)
2) Русская
народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки. («Гуси-лебеди».)
3) Басня
о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости хитрой рыжей
плутовки. (И.А. Крылов. «Ворона и лисица».)
4) Русская
народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим
источником доходов для бабки с дедом. («Курочка-ряба».)
5) Птица
с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя. (А.С. Пушкин
«Сказка о золотом петушке».)
6) Басня,
в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство
передвижения. (И.А. Крылов. «Лебедь, рак и щука».)
«Собери из
букв название».
Названья животных – простые
слова.
В них спрятались слоги: один, три
иль два.
Но буквы рассыпались. Их
соберешь.
Кого как зовут, ты тотчас
найдешь!
Летающий фрукт (В, К, И, И) - …
Летающая воровка (К, Р, С, О, О, А) - …
Воробей-водолаз (К, Л, П, О, А, Я) - …
Летающий лилипут (Б, К, Л, Р, О, И, И) - …
Птица-пешеход (П, Н, В, Г, И, И, Н) - …
Лесная гадалка (У, У, А, К, К, Ш, К) - …
Ответы: киви,
сорока, оляпка, колибри, пингвин, кукушка.
«От слова
букву отними».
Будем мы сейчас играть:
От слова букву отнимать.
Букву верно убери,
Звероимя запиши.
СНОВА - … (птица)
ШУТКА - … (птица)
МОРЗЯНКА - … (утка)
МОЛНИЯ - … (птица)
Ответы: сова,
утка, морянка, молния.
«Слово к слову
прибавь».
Будем мы сейчас играть: слово к
слову прибавлять.
Вот так чудо! Посмотри: слова –
два, а в сумме – три!
Газ + ель = Газель
ВОР +ОНА = … (птица)
ОКА + СОР = … (птица)
СОЛО + ВЕЙ = … (птица)
ТУР + ПАН = … (утка)
IV.
Итог
урока.
Домашнее
задание: рабочая тетрадь №2 (задание 8, с.18).
Учебник (ч. 2, с. 67-70), ответить на вопросы;
пронаблюдать, где поселились перелетные птицы, попробовать заметить время
начала пения птиц; найди в дополнительной литературе сведения о какой-нибудь певчей птице; составить рассказ
«Кто куда спешит весной», описав весенние изменения в неживой и живой природе.
Найти ответ на вопрос: сколько времени продолжается цикл развития курицы?
Подобрать (по выбору) народные приметы,
созданные на основе наблюдений за поведением разных птиц.
·
Ворона кричит зимой – к метели.
·
Воробьи дружно расчирикались – к
оттепели.
·
Зимой вороны летают и кружатся
стаями – к морозу.
·
Вороны и галки зимой вьются в
воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
·
Галки на вечер собираются гурьбой
и кричат – к ясной погоде.
·
Синичка зимой скрипит – на снег,
вьюгу и слякоть.
·
Синичка с утра пищит – ожидай мороза.
·
Гуси и утки зимой купаются в снегу
– к оттепели и метели.
·
Воробьи прячутся в хворост – на
мороз или перед метелью.
·
Куры стоят на одной ноге – к
стуже, вертят хвостами – к метели.
·
Поздний отлет птиц – к теплой
зиме.