Методическая разработка «Ознакомление с
родным городом,
как средство патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста»
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
В проекте национальной доктрины
образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования
призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре
своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию
воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание
истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом
относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее
время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.
Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического
воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы,
отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку
чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного
учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности
к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к
природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным
традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о
правах человека;
- расширение представлений о городах
России;
- знакомство детей с символами
государства
(герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства
уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание
ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие
нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к
семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и
что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей
любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём
городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру
его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту,
где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет
ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского
края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится
осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых
этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и
мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при
знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного
взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через
игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды
деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой
любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место,
где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека,
ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства
людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он
всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где
они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не
обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим,
заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с
ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется
по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе,
композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город
и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в
котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу,
который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении
истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна
только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально
практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд,
обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного,
социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет
знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой
проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о
своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не
владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного
количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную
проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в
целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в
русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной
- городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство
гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть,
сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при
целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов,
сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного,
мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки
результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к
воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре
родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и
привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия
сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников
с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием
родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу,
его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей;
обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить,
фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих
земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6 лет
(старшая группа), Дети
6-7 лет
(подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие
родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Принципы
При выстраивании педагогического
процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие
принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения
хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим
понятиям: прошлое
(давным-давно) и настоящее
(в наши дни). С этой
целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и
Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и
современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации
.
Предполагает умение педагога встать на
позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции,
видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие
общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных
условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном
городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и
познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй,
детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание
краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов
деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города
Кунгура.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные
знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован
устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности
по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в
учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и
дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить
детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории,
культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному
городу.
Следовательно, данный проект
способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет
социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3
этапа.
I этап
- подготовительный,
включает в себя:
1.
анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его
истории, достопримечательностей,
2.
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и
представлений об истории и культуре родного города,
II этап
- основной, включает в себя:
1.
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2.
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3.
совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4.
экскурсии по городу,
5.
пополнение развивающей среды,
6.
выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Перспективный план работы по
ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2013-2014 учебный год.
Дата
|
Тема
|
Связь с другими видами деятельности
|
Сентябрь
|
Моя малая Родина
|
- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»
|
Октябрь
|
День рождение города
|
- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,
- выставка детского рисунка «Мой любимый город»
|
Ноябрь
|
История возникновения города
|
- изготовление альбома «Природа моего края»,
- оформление стенда «Кунгур теперь и прежде»
|
Декабрь
|
Знакомство с гербом города
|
- изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,
- знакомство с флагом, гербом и гимном России
- изготовление макета стеллы
|
Январь
|
Экскурсия по городу
|
- изготовление макета города,
- дидактическая игра «Путешествие по городу»
|
Февраль
|
Они прославили наш город
|
- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,
- беседа о важности труда всех людей
|
Март
|
Папа, мама, я - Кунгурская семья
(викторина)
|
- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,
- заучивание стихотворений о Кунгуре
|
Апрель
|
Кунгур - спортивный
|
- спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,
- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
|
Май
|
Боевая слава города
|
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами
(прадедушкой одного из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне
|
Перспективный план работы по
ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2019 -2020 учебный год.
Дата
|
Тема
|
Связь с другими видами деятельности
|
Сентябрь
|
Наша родина в России
|
- чтение стихов о Пермском крае,
- рассматривание географической карты
- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
|
Октябрь
|
Мой город, дороже которого нет
|
- прогулки по городу Кунгуре,
- рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий,
которые живут и работают в нашем городе,
- звание «Почетный гражданин»,
- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,
- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен
|
Ноябрь
|
Площадь
|
- изготовление коллажа «Гостиный двор»,
- история возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города
|
Декабрь
|
Знакомство с государственной символикой.
Герб. Флаг. Гимн России.
Герб Кунгура.
|
- чтение стихов о Родине,
- прослушивание песен,
- закрашивание изображения герба Кунгура
|
Январь
|
Дружная семья
|
- изготовление фотоальбома «Семейные традиции»
|
Февраль
|
Кто такие саамы и где они живут
|
- посещение Краеведческого музея,
|
Март
|
Кунгур - спортивный
|
- история проведения соревнований,
- спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»
|
Апрель
|
Вот моя улица
|
- экскурсия по микрорайону,
- знакомство с улицами:
|
Май
|
Кунгур - город рыбаков
|
- рассказ о труде рыбаков,
- чтение стихов, рассказов,
- посещение Краеведческого музея, выставок
|
III этап
- итоговый, включает в себя:
1.
итоговое диагностирование детей,
2.
повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют
количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод:
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных
учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его
реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе,
знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Приложение
1
Литература.
1.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.
- 112 с.
2.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. -
156 с.
3.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического
воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
4.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка
старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38.htm
Тэги:
методическая разработка