|
Людмила Анатольевна Зверева
Добрый вечер!
Заинтересовала меня книжка П. С. Тоцкого "Орфография без правил"! Нахвалили коллеги-прошкольники... А найти не могу! Может быть есть у кого? Пожалуйста, поделитесь! Тэги: орфография
|
| 2015-11-16 22:22:42 - Надежда Семеновна Сешко Добрый вечер, Людмила Анатольевна! Вот встретилась такая статья. Может быть, пригодится?
Действенный удар по неграмотности методом П. С. Тоцкого орфографическим чтением
Методы Орфография
Т. А.Семёнова
учитель русского языка и литературы
МОУ Средняя общеобразовательная школа №25 (г. Бийск)
Действенный удар по неграмотности методом П. С.Тоцкого орфографическим чтением
За последние годы разработано много новых методик преподавания русского языка, учителя повышают квалификацию, работают по новым технологиям и методикам, а статистика остается неутешительной: грамотность учащихся падает год от года. Причем безграмотно пишут не только слабые учащиеся, но и ученики, преуспевающие в других науках, и, что самое интересное, отлично знающие правила грамматики. Поневоле задаешься вопросом: почему же люди страдают хронической неграмотностью и как с ней бороться?
В поисках новых концепций преподавания русского языка я натолкнулась (как это ни странно, в журнале Крестьянка) на статью Т. Зайцевой, в которой она рассказывала о методике педагога с большим стажем П. С.Тоцкого Орфография без правил. Статья так и называлась. Название меня сразу же привлекло. Оказывается, П. С.Тоцкий уже давно отыскал способ борьбы с безграмотностью и те, кому посчастливилось учиться у Петра Семеновича, не только навсегда избавились от позорной неграмотности при письме, но и приобрели навыки культурной, правильной речи.
В чем же секрет его методики?
Позволю себе подробнее изложить ее суть, т. к. проработав в нескольких школах России и Казахстана (будучи женой военнослужащего), утверждаю с полным на то основанием, что многие учителя о методике Тоцкого П. С. ничего не слышали.
Если коротко, суть ее в следующем: нужно учить ребенка читать слова так, как они пишутся, доведя такое орфографическое чтение до автоматизма. По мнению Тоцкого, безграмотных людей не бывает, вопрос в том, как научиться быть грамотным. Невозможно выучить все правила, по которым мы пишем слова. Ведь по одному глаголу их в Грамматическом словаре более двухсот! А еще есть существительное, прилагательное, числительное и т. д. Да и ни к чему все правила учить, - считает Петр Семенович. Поэтому он и разработал оригинальную методику обучения грамотности `Орфография без правил.
За основу Петр Семенович взял теорию известного в свое время методиста Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888г. Петербургский Комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Вот что он писал: Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем. К сожалению, в нашей системе образования эта идея нашла не многих последователей. П. С.Тоцкий - один из них.
А началось все с того, что много лет назад, проверяя диктант в седьмом классе, Тоцкий обнаружил, что шесть человек написали слово который - через а. Четверть класса после семилетнего обучения русскому языку допустила ошибку в слове, встречающемся чуть ли не на каждой странице в любой книжке! Это повергло учителя в состояние такого недоумения и расстройства, что вынудило незамедлительно заняться разработкой новой концепции преподавания. Он проанализировал ситуацию: это слово не подчиняется никаким правилам, - его можно только запомнить. Но как же это сделать, если семь лет читания и писания оказались недостаточными и привели к столь плачевным результатам? И тогда родилась мысль, простая, как и все гениальное. А пришлось ли детям хоть раз в жизни произнести это слово не так, как мы говорим каторый, а именно так, как оно пишется - который. Ответ был очевиден - никогда! Петр Семенович собрал слова, которые нельзя проверить правилом, написал их крупным шрифтом, выделил красным цветом опасные буквы и начал ежедневно повторять эти слова с детьми, проговаривая их по слогам.
На уроке произвольно отбирался десяток слов, карточка показывалась классу, ребята должны были прочитать слово, запомнить его написание, а затем произнести так, как оно должно быть написано, т. е. произнести орфографически. Процедура повторялась 3-4 раза. Результат такой тренировки не замедлил сказаться. Вскоре каждый ученик мог произнести на слух 15-20 слов без ошибки. А от этого был уже один шаг до письма без ошибок.
Безграмотные слова выползают из-под наших перьев, потому что мы пишем, как говорим, - утверждает Тоцкий. Произносим како́ва и пишем како́ва, а не како́го. Если же это самое какого ребенок не один раз прочитает вслух именно так, как слово написано, то потом он всегда и сам будет писать его правильно.
Любого человека, если с ним заняться по этой методике, можно сделать грамотным, - убеждает Петр Семенович. Раз ребенок умеет говорить, значит, он сможет говорить орфографически. Когда он только глазами проглядывает слово, оно в памяти не останется. А произношение влияет на орфографию несомненно.
Орфографическое произношение предназначено для того, чтобы научиться читать орфографически бегло, без препятствий. Для этого нужно потренироваться.
Что значит читать, как написано? Мы берем любой текст и будем соблюдать
не орфоэпию, а произносить по слогам, как написано.
Сначала у Тоцкого были только единичные эксперименты, массовые результаты пришли позже. Но каждый следующий выпестованный им грамотей все больше убеждал учителя в том, что дорога к правильному письму лежит через орфографическое чтение. Все грамматические законы можно усвоить только произношением.
Правда, существует несколько правил, которые только орфографическим чтением не усвоить. Их все-таки надо запомнить:
ча - ща, чу-щу и др.;
наличие или отсутствие ь после шипящих;
дефисное правописание наречий, предлогов;
правила переноса слов;
правила пунктуации.
Конечно, в методике Тоцкого речь идет об общеупотребительных словах, которые во всех языках мира составляют 85% от любого текста и которые не имеют никакого отношения к специальной лексике, научным терминам. Но если учитель добьется от ученика беглого орфографического чтения, причем с установкой на запоминание, то и любой другой, трудный текст будет им усваиваться с таким же успехом.
Согласна, что для учителя, работающего в сильном классе, в котором учащиеся легко заучивают правила и без проблем применяют их на практике, этот разговор может показаться пустяковым или даже никчемным. Но когда берешь пятый класс, в котором у основной массы ребят неустойчивое внимание, плохая память, класс, в котором нет надежды на контроль и помощь со стороны родителей, то работу на уроке стараешься построить так, чтобы большую часть материала дети усвоили и даже заучили уже в классе. Без заучивания тут не обойтись. Поэтому, прочитав статью Т. Зайцевой еще тогда, в 2000 году, я поняла, что нахожусь на правильном пути: уделяю большое внимание на уроке развитию зрительно-слуховой памяти. Применяя до этого на уроках прием учителя начальных классов Лысенковой С. Н. - проговаривание: все что пишу, проговариваю, подключила теперь орфографическое проговаривание - заучивание. Эти два приема успешно срабатывали на уроках русского языка в среднем звене при изучении словарных слов и при подготовке к диктанту.
А вот добиться от учащихся беглого орфографического чтения, следуя методике Тоцкого П. С., начиная с пятого класса, удавалось редко. Казалось бы, что может быть проще: прочитать слово так, как оно написано, раз за разом быстрее, постепенно доведя до беглого чтения. Но когда я стала требовать этого от ребят при чтении незнакомых текстов, которые раздавала каждому, проводя на уроках Минутки орфографического чтения, к сожалению, это получалось далеко не у всех. И я с досадой понимала, что у многих это уже не исправить, потому что истоки лихорадочного чтения, (которое я так усердно стараюсь изжить из техники чтения учащихся, а они, в свою очередь, продолжают к нему стремиться), закладываются еще в начальном звене обучения. Там уже многие годы боролись и продолжают бороться за повышение скорости техники чтения. И у детей вырабатывается стойкое, неизлечимое желание прочитать, как получится, лишь бы быстрее, иногда даже не понимая смысл полученной абракадабры. Я понимаю, что это немаловажный фактор - добиваться от учащихся беглого чтения, но вот если бы еще и орфографического, как советует П. С.Тоцкий, тогда бы польза от него была действительная.
Говорю об этом не в упрек работе учителя начальной школы, я работала в начальных классах и знаю, что от этого не уйдешь, т. к. от тебя этого требуют. Говорю об этом с чувством глубокого сожаления из-за того, что сама раньше не знала о методике орфографического чтения, когда обучала чтению малышей и своего собственного сына. Поэтому так хочется, чтобы о ней узнали многие, кто только начинает учить детей чтению.
Сам Петр Семенович ушел из школы, оставив там своих преемников, и работает теперь в детском саду, доказывая великолепными результатами, что по его методике нужно заниматься с детьми, начиная с трех лет.
Остается только надеяться, что методика Тоцкого найдет должное распространение и станет популярным методом при обучении чтению, начиная с дошкольного возраста.
И вот тогда, когда уже эти дети придут в школу, мы, большая учительская армия - учителя начальных классов и русского языка (теперь уже продолжая, совершенствуя орфографическое чтение учащихся и подключая к нему другие новые, совершенные методы обучения) нанесем действенный удар по безграмотности.
| | 2015-11-16 22:30:44 - Людмила Анатольевна Зверева Надежда Семеновна, спасибо! Но все статьи со ссылкой на Тоцкого я уже перечитала! Меня интересует САМА книга! |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|