Воспитание примерами.
МБОУ СОШ №49, г. Иркутск,
классный руководитель, учитель географии
Михайлова Наталья Владимировна.
14.11.12г.
Хочу начать своё эссе, расхожими в недавнем прошлом, словами среднестатистической советской женщины: «Я, как женщина и как мать…», а дальше уже в зависимости от контекста. Так вот, я как учитель и как мать, и в той и в другой роли, вполне ясно вижу и понимаю всю чрезвычайную важность
грамотного, подчеркну, именно грамотного, вмешательства взрослого в становление личности ребёнка.
И здесь вырисовываются три проблемы. Во-первых: все ли взрослые в состоянии адекватно ситуации принимать решение и реагировать на незрелую личность? Вот Вы, задавались ли когда-нибудь вопросом, а правильно ли я поступил(а), а может быть нужно было иначе? А какой был ответ?
Конечно, далеко не все родители – педагоги, и далеко не все педагоги – родители. Отсюда вытекает
-
во-вторых: способны ли «далеко не все» воспитывать
грамотно? Многие из вас скажут: причём здесь это? Другие захотят с ними поспорить. Правы будут обе стороны ведь вывод один: всё зависит от Человека. Есть у вас педагогическое образование или нет, есть у вас собственные дети или нет, по большому счёту, это бывает и неважно. Ведь главное, это то, какой пример вы подаёте маленькой личности. Дети всем известно, очень восприимчивые люди. Всё, что им кажется интересным, они с большим энтузиазмом копируют у взрослых. В этом нет ничего особенного скажите Вы, это всем известно. Я с вами соглашусь, но ведь странно-то как раз другое. Если всем так понятна, способность детей к подражанию, почему тогда, большинство из нас – взрослых, очень сильно удивляются неправильным поступкам детей? Мы возмущаемся, хватаемся за голову, как же так, да почему же, и часто не находим ответы. Хотя ответ очень бывает рядом с нами – в зеркале. Парадокс. Бревно в собственном глазу…
Мы часто сетуем на то, что «молодёжь ныне не та, что ране…». Вот, мол, и места в общественном транспорте не уступят и выражаются нецензурно. Внимание вопрос:
а откуда же они такие взялись? Уж, не с другой ли планеты?
И ведь нет, ведь все наши – земляне! И почему они такие стали? Да не они такие стали, а мы их такими «воспитали»! Своим без-раз-ли-чи-ем. Ругается? Ну и пусть. Мне-то какое дело. Не уступает? Да и ладно. Бабушка вроде бодрая, стоя доедет. А то сделаю ему замечание, а он меня же и
обругает, настроение мне испортит. Это с чужими детьми. А со своими? С классными? Все мы стараемся не упускать ни одной ситуации, всегда вмешиваться, комментировать, поощрять или наказывать. Но, к сожалению, очень часто «воз» незрелой личности остаётся стоять на том же самом месте, в лучшем случае не желая, двигаться в правильном направлении, в худшем – катится под откос. В чём причина? Мы столько всего делаем, всё вроде бы правильно, как того требует педагогика, методика, этика и эстетика…
Родители! Вот, в чём причина, скажите Вы. Вот кто не занимается воспитанием детей!
Наверное, отчасти, Вы будете правы. Сложно пробить стену родительского непонимания, а часто и не воспитания. Ведь этих родителей воспитывали такие же родители, и, так же как и сейчас учителя ссылались на их бездействие и невоспитанность. Замкнутый круг какой-то… «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних», -
так говорил великий Сократ.
А может быть, просто нужно начать воспитывать родителей? Как Вы думаете? Сложно, невозможно? А Вы пробовали? Если Вы представляете собой авторитетную личность, то Вас как эксперта воспитания будут слушать, Вам будут подражать и дети и родители. Ведь «нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности» (В.Г.Белинский). Наверное, всё-таки, во всех начинаниях, нужно обращаться с начала к себе. Пытаться что-то улучшить в себе. Может перестать кричать на детей? Такого не бывает? Хорошо. Может быть, не учить, как что-то сделать, а показать личным примером? Измени себя – измени мир...
В-третьих: я пишу – «незрелая личность», «молодая личность». Для меня ребёнок – это маленький взрослый. Он заслуживает такого же уважительного отношения к себе, как и любой другой человек, более старшего возраста. Мне кажется, многие из нас – взрослых забывают, что дети – это будущие взрослые. Почему-то многие считают, что этот «сопляк» ещё не заслужил того или этого в отношении к себе. А как Вы думаете должен себя вести ребёнок, если к нему относятся, унижая его человеческое достоинство? И унижение – это не обязательно физика, это и душа, прежде всего. Ранили ли Вы когда-нибудь ребёнка словом? А каждый знает, что это очень больно… Вот и снова встаёт вопрос собственного примера для подражания детьми…
Мы пытаемся учить быть воспитанными, но «суха мой друг теория...». Я точно знаю, что учить воспитанности нельзя, нет смысла. Только собственный пример, только уважительное отношение к личности ребёнка, только неподдельный, не театральный интерес к его проблемам – вот, что может изменить каждого и сделать нас лучше.
Что касается практики, то очень продуктивна в деле воспитания, на мой взгляд, организация самоуправления в классном коллективе. Следуя утверждению Яна Коменских: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле», мы с ребятами нашего 5 «Б» организовали самоуправление в классе. Мною было предложено на выбор ребятам восемь актуальных запросам современного общества групп:
1.Креаторы (КР) – творцы, идейные вдохновители, организаторы досуга, мероприятий, занимаются проведением информационно-развлекательных и художественно-эстетических мероприятий;
2.Доброде(я)тели (Д) – помощники слабым и беззащитным;
3.Спортсмены (С) – ответственные за участие в спортивных соревнованиях представителей класса;
4.Учёные (У-Е) – ответственные за участие в различных интеллектуальных конкурсах, посещении дополнительных занятий;
5.Учителя (У-Я) – ответственные за проведение классных часов, шефство над младшими классами;
6.Связисты (С) – ответственные за участие класса в общешкольных, городских мероприятиях, планирование деятельности с другими коллективами, информировании родителей и детей;
7.Менеджеры (М) – ответственные за управление процессами (питание, дежурство, пропуски) и контроль выполнения поручений;
8.Классные полицейские (КП) – занимаются организацией дежурства по школе, сохранением школьной мебели, соблюдением Устава школы в поведении учащихся класса.
Каждый из ребят выбрал себе группу по интересам. Внутри класса распределены следующие статусы: староста (СТ) – назначаемый классным руководителем, руководитель группы (РГ) – избираемый группой, заместитель руководителя группы (ЗРГ) – избираемый руководителем группы. Ребята под моим чутким руководством разрабатывают и проводят различные мероприятия, активно участвуют в школьной общественной жизни. Таким образом, чётко организованная иерархичная структура самоуправленческого аппарата класса достаточно жизнеспособна. А самое главное – это продуктивно работающий механизм, нацеленный на становление личности каждого из ребят, на реализацию его способностей и развитие новых, на социализацию ребят в обществе и воспитание целостного самодостаточного уверенного в себе с развитыми моральными принципами Человека.
Свои мысли на заданную тему хочу закончить мудрым высказыванием Платона: «Никто не становится хорошим человеком случайно». Всё в Ваших руках, уважаемые Педагоги – Воспитатели!
Тэги:
воспитание