|
Геннадий Иванович Танченко
Думаю, неэффективность образовательного процесса в особых доказательствах не нуждается. Школа давно не справляется со своей задачей, но сегодня школа — это театр абсурда, это явление гротескное, не только далекое от провозглашенных целей по формированию гармонически развитой личности, но и ведущее прямо в противоположную сторону. Я сейчас говорю об общеобразовательных школах и оставлю за рамками лицеи и гимназии.
Максимум половина учащихся может считаться успешно осваивающими образовательную программу. Другая половина на выходе дает практически нулевой результат. Нет не только представления о системе предмета, как того требует программа, но и отсутствуют элементарные знания и умения. В 9 и 11 классах перед экзаменом мы пытаемся научиться распознавать части речи, члены предложения, в спешном порядке зубрим клише для сочинений, чтобы на экзамене наскрести на проходной балл.
Весь подразумевающийся мыслительный процесс, всё то, что должно развивать, остается вне зоны досягаемости. У школы одна задача: выпустить с аттестатом. Когда же начинается разрыв между тем, кто способен освоить программу, и тем, кто не способен?
Любой опытный учитель начальной школы спрогнозирует дальнейшую успешность или неуспешность ученика. В пятом классе явные неуспевающие уже очевидны для всех: дети не удерживают информацию, не владеют элементарными навыками учебного труда. Попытки наверстать не дают должного результата. А в классе седьмом такие дети перестают учиться вообще. Содержание образования не рассчитано ни на развитие ребенка, ни на элементарное усвоение большинством школьников. Нет никаких индивидуальных траекторий, отсутствует разноуровневое обучение и сами инструменты, позволяющие по-разному подходить к обучению и воспитанию детей с неодинаковыми возможностями и интересами.
У нас нет гибкой системы: она вся построена на подчинении, на подавлении. Когда нет свободы выбора, тогда не может быть ответственности за свой труд. А у нас ученик не только ничего не выбирает, он еще зачастую и не может делать то, что ему приказано. В итоге неуспевающие дети или раздавленные, или озверевшие.
Давно назрела необходимость в практико-ориентированных классах, где содержание предметных понятий должно быть минимизировано, но увеличена практическая часть учебного плана с привлечением педагогов дополнительного образования. Это надо делать не в далеком будущем, а сегодня.
Детям, безусловно, нужен индивидуальный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Какими ресурсами располагает здесь школа, если сегодня она выживает в условиях жесточайшего кадрового голода? 40 учебных часов в неделю вместо 18 — существующая реальность для многих учителей. Добавим к этому классы, где находится около 30—40 учеников. Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может. Здесь все по принципу «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Я не знаю, чего больше — цинизма или наивности — у тех, кто утверждает, что от профессионального выгорания спасает творческий труд. В условиях 40 учебных часов не спасает ничего. Разве что равнодушие спасает от сумасшествия. Это как в концлагере: все силы направлены на выживание, и молчит сострадание, чуткость, совесть — выстоять бы и не свалиться раньше времени.
Сегодня системе не нужен хороший учитель, ей нужен учитель удобный. Сама система не востребует профессионала, а выдавливает его. Мы учим поверх голов, «выдаем программу». Что проверяет Рособрнадзор? Выполнение программы. Программа пройдена — это главное. А то, что она успешно прошла мимо сознания, — это в отчетах не отражается. И на этом фоне, когда в школе работать некому, сегодня внедряется профстандарт педагога. Нас снова ожидает шквал липовой отчетности.
А она у нас потрясающая. Там никогда нельзя показывать реальную картину. Там всегда должны быть показатели соответствия госзаказу: «освоили», «внедрили», «успешно выполнили». Не должно быть неуспевающих, не должно быть неаттестованных. Приоритетным стало патриотическое воспитание. Марши, присяги, песни. И все это на фоне тотального вранья.
Главная задача сегодня — не «зажечь звезду», а «дотянуть до аттестата» и избавиться от неугодных детей в переполненных классах. Но, подстегнутая гонкой за местом в рейтингах, школа изображает в отчетах «всестороннее развитие и повышение качества образования». Парализованная уродливым управлением, система продолжает поставлять обществу педагогически изуродованных детей. Она катком проехалась по всем нам, ибо мы все — дети, родители, учителя — оказываемся ее заложниками.
Как-то я занималась с русским мальчиком, семья которого живет в Таиланде, и спросила у него, списывают ли там дети на контрольных. Он очень удивился: «А зачем?» Всему миру понятно, что человек учится для себя, а у нас ученик делает вид, что учится. И даже уже не делает, мы сами за него это изображаем. Вот вам и воспитание.
Анна Инютина,
учитель русского языка и литературы, член Совета профсоюза «Учитель».
Ижевск
http://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/22/75226-obrazovatelnyy-katok
|
| 2018-01-23 15:40:15 - Александр Владимирович Серолапкин Лучше меньше, да лучше.
В.И. Ленин.
А у нас столько всего нагрузили, а в итоге в голове остаётся...
Як кit наплакaв. | | 2018-01-23 15:44:50 - Наталья Валентиновна Мадигожина `40 учебных часов в неделю вместо 18 существующая реальность для многих учителей. Добавим к этому классы, где находится около 30 - 40 учеников. Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может.`
`Сегодня системе не нужен хороший учитель, ей нужен учитель удобный. Сама система не востребует профессионала, а выдавливает его.`
Да,да и да! В заметке очень много верных мыслей! | | 2018-01-23 15:46:25 - Валентина Васильевна В не в бровь, а в глаз! | | 2018-01-23 15:47:28 - Александр Владимирович Серолапкин
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2018-01-23 20:40:38 - Елена Ивановна Иванова ``Любой опытный учитель начальной школы спрогнозирует дальнейшую успешность или неуспешность ученика. В пятом классе явные неуспевающие уже очевидны для всех: дети не удерживают информацию, не владеют элементарными навыками учебного труда. Попытки наверстать не дают должного результата. ``
Те ОПЫТНЫЙ учитель началки сам не смог научить...., а в пятом такие же пришли??
Попытки наверстать не дают должного результата, потому что ТРАТИМ детское время. Никто не проверяет 100% уроков. Никто не мешает давать материал ЧЕТКО, так, чтобы КАЖДЫЙ ДУРАК понял.
Третья русская проблема- после дураков и дорог, это школа.
Как можно успешно учиться, если дети сдают учебники и больше их в глаза не видят???? КАК????
Чудес не бывает. | | 2018-01-23 21:06:20 - Александр Владимирович Серолапкин Моя первая отметка была тройка. По чистописанию.
Точнее, по грязномаранию.
Позже я перебивался с четвёрки на пятёрку,
школу закончил со средним баллом 4.5.
Поступил, закончил, стал...
В общем-то вполне неплохо.
Кандидат физ.-мат. наук, доцент.
И пишу грамотно.
И начитан вполне.
На старости лет историей заинтересовался,
хотя в школе она не относилась к любимым предметам. | | 2018-01-23 21:18:23 - Галина Геннадьевна Селиванова Во многом согласна с автором статьи. | | 2018-01-23 21:25:30 - Александр Владимирович Серолапкин Мой одноклассник Колька был троешником, ну там четвёрки иногда...
Особенно ему не давался английский.
Немногим давался английский.
Мне давался.
Одноклассники думали, что я пойду на ИнЯз.
Во второй половине школьного периода Колька подтянулся,
закончил чуть не отличником, закончил железнодорожный
техникум, сам преподавал...
Я даже как-то не ожидал такого.
Приезжал я в родные места, встречался с ним.
Жизнь, говорит, была трудная.
Но вполне успешная.
Жаль, рано умер...
Вышел на пенсию - и вскоре умер.
Почему так ? | | 2018-01-23 22:27:37 - Владимир Николаевич Трофимов На страницах ПрошколУ такой материал, по моему,впервые. Хотя всё изложенное всем знакомо и все это знают, и многое добавить могут, и клянут систему тихонечко на кухне, и молчат в тряпочку. Спасибо вам большое Геннадий Иванович, здоровья Вам.
Не заслуга быть белым
Не достоинство русым
Очень трудно быть смелым
Очень просто быть трусом | | 2018-01-23 22:39:28 - Надежда Борисовна Арефьева А жаль, что лицеи и колледжи, а также техникумы мимо прошли. Мне как раз и достаются сливки - читать не умеют (по слогам), что такое Куликовская, и прочее - не знаем. Так же может ответить математик, физик и прочие. И вот нам предстоит учить заново таких ребят. И часов - три года по 40 часов, в этом чуть поменьше - 87 %, но так же консультации, когда остаются 2-5 деток и надо объяснить и рассказать, чтобы поняли. И кружок, и проекты, и отчёты, вот сегодня надо статью накропать, а ещё.... некогда выгорать - работать надо! | | 2018-01-23 22:48:31 - Александр Владимирович Серолапкин Мне уже неинтересно, что нужно системе.
Я сам системе не нужен.
Моё время ушло. Я выгорел. Я ползу к финишу.
Я не заслужил света.
Надеюсь, что я заслужил хотя бы покой.
Но даже покой может оказаться неосуществимой мечтой. | | 2018-01-23 23:49:40 - Надежда Борисовна Арефьева Саш, ну ты уж себя в развалину не записывай | | 2018-01-24 15:38:38 - Наталья Валентиновна Мадигожина `Всему миру понятно, что человек учится для себя, а у нас ученик делает вид, что учится. И даже уже не делает, мы сами за него это изображаем. ` Увы, учителей заставляют это делать, и они в большинстве своем боятся возражать.
И иногда даже удивительно, что встречаются замечательные дети, которые не перестают учиться, получая отметки даже худшие, чем у хронических `списывальщиков`... | | 2018-01-24 15:48:46 - Геннадий Иванович Танченко Владимир Николаевич, мне то за что спасибо? Это не мой материал. У меня так писать ума не хватает!
Александр Владимирович, нас уже таких двое! Я про неинтересен системе не нужен и ушедшее время. | | 2018-01-24 15:58:33 - Наталья Валентиновна Мадигожина Есть много людей, у кого хватает ума и смелости писать ТАК. Но воз и ныне там. Хотя мне кажется, что мы дошли до такой черты, что изменения в образовании неизбежны.
И они, надеюсь, не сведутся к тому, что школьники будут обязаны играть в шахматы... | | 2018-01-24 16:11:28 - Александр Геннадьевич Покаевский `Есть много людей, у кого хватает ума и смелости писать ТАК.`...
Не пишут только, что для того чтобы поменять в образовании,
предварительно необходимо поменять что-то (!)
в государственной системе, конечно же безотносительно к шахматам.
Иначе все потуги будут напрасны;) | | 2018-01-25 15:48:06 - Наталья Валентиновна Мадигожина Знаете, я, если честно, даже и не знаю, что именно нужно поменять. Коллеги в США, в Израиле, во Франции тоже рассказывают ужасные вещи. Многие проблемы похожи на наши. Разве что чиновников среднего звена в тех странах поменьше, поэтому честности при оценивании детей побольше. Можно даже выпускать с `2` в аттестате. Если бы нам разрешили хотя бы это, результат не заставил бы себя ждать... слишком долго!:) |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|