Муниципальное
общеобразовательное учреждение
"Макуловская средняя
общеобразовательная школа"
«Татар теле» - татарский
язык
изучение татарской национальной культуры;
знакомство с татарским фольклором (сказки, пословицы, поговорки,
песни, танцы);
знакомство с фонетикой языка;
речевые клише.
Программа
«Татарский
фольклор»
Разработала: Миляуша Миннулловна Гордеева
учитель татарского языка и
литературы.
Возраст детей: 8-15 лет
Срок реализации: 1 год.
Руководитель объединения: Гордеева
Тип программы: авторская
Макулово
2009-2010
Пояснительная записка
.
Примерная программа конкретизирует
содержание тем по татарскому фольклору, дает примерное распределение
учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем
и разделов данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Татарский фольклор имеет хорошо развитую
систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни),
сказки и народные шутки,(киятл
р
м м
з
кл
р), легенды и предания (легендалар,
риваятльл
р,
хик
ял
р),
загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (м
каль
л
р
м
йтемн
р), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и
игровые, плясовые (кыска жырлар, сюжетлы жырлар, йола
м уен
-
бию
ырлары). Сюда прежде всего следует отнести
календарно-обрядовую поэзию. Так, шир. изв. являются нардуган
ырлары. В дни нардуган собирались
посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах
(й
зек салыш) и
распевали магические куплеты (фал ачулар).
В дни весеннего солнцестояния при обходе
дворов звучали н
р
з
ырлары или н
р
з
йт
л
р (коляды). Обряды проводов зимы
сопровождались песнопениями, исполнялись многие действия аграрно-магического
характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник
имч
ч
к в сопровождении
имч
ч
к
ырлары (хороводно-игровых песен) в течение
7-10 дней. В эти дни звучали также
ир
-
ы
рлар
ы
(ритуальные кликанья весны). Весенние
праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без
песнопений и заклинаний.
По жанровому составу значительно сложнее
свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй
ырлары (собственно свадебные песни). 2)
Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов: у башкир - сенд у, у
каракалпаков - сынсу, у ногайцев - кыз елатма и т.д. 3) Танкучатлар -
прощальные песни невесты под свадебное утро. 4) Шмчыраклар - песни дружины при
проводах жениха в дом невесты (ак
й). 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам: у
каракалпаков - хау-жар, у узбеков - ер-ер, у казахов - жар-жар, у ногайцев -
хей-жар и т.д. 6) Бирн
ырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в
доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау
(наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау
(наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьл
рне арбау (наставление молодых). 8) Типс
л
р - песни дружины при переезде невесты в
дом жениха. 9)
йтешл
р - речитативно-песенное соревнование
между близкими и друзьями жениха и невесты. 10) Бит ачулар - песни-советы
невесте при представлении ее родственникам жениха. У башкир - бит асыузар, у
каракалпаков - бит ашар и т.д. 11) Кияу ябулар-песни-наставления жениху в
брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, с к
ото
рыми она обращается к своей невестке после
заключения никах (брака) при первой встрече.
Кроме того, можно было бы выделить и такие
поэтические формы, как самаклар (присловья сватовства), хурлаулар (корильные),
мактаулар (величальные) и др.
При знакомстве младших школьников с
татарским фольклором, возможно использовать диски: «Татар теле», «Татарский
язык: изучить легко!», это дает возможность приобрести первичные умения работы
через компьютер с видами и жанрами татарского искусства.
Количество детей: 15 человек.
Состав: постоянный.
Число часов в неделю:
2
час
Для успешной реализации программы
необходимо: учебники по татарскому языку; песни; стихотворения выдающихся
писателей татарского народа, компьютер, учебный диск, магнитофон, аудио и видео
кассеты.
Цель:
Формирование
общих представлений о фольклоре, культуре и традициях
татарского народа.
Задачи:
·
познакомить с основными видами татарского фольклора;
·
учить правильно произносить слова на татарском языке, читать стихотворения
татарских поэтов;
·
воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа;
·
развивать творческие способности через обучение татарскому языку.
Используются разнообразные
формы работы:
индивидуальная, сменяемая совместной,
работа в парах.
Материал можно представить в форме текста,
фильма, предмета, схемы и т.д.
При выборе методов важно учитывать
особенности знания языка детьми. Можно
выделить занятия-упражнения, занятия-импровизации, экспериментирования,
метод наблюдения, использование мультимедийной информации.
В процессе обучения учащиеся приобретают
следующие умения:
- самостоятельно прочитать предложенное
стихотворение;
- рационально использовать татарские слова
при произношении предложения;
- использовать учебники на татарском
языке;
- использовать татарские видео и аудио
кассеты;
- исполнить песню на татарском языке;
- исполнить мини – спектакль на татарском
языке;
- работать с партнером в группе;
- оценить процесс и результаты своей
работы.
Тематическое планирование.
№
п.п
|
Наименование разделов и тем
|
Общее кол-во учебных часов
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
1
.
|
Вводное занятие
|
1
|
|
|
|
1.1
|
Знакомство с учебниками «лифба»; «Туган тел»
|
1
|
|
1
|
|
2.
|
Работа с учебником
|
|
|
|
|
2.1
|
Прибаутки, частушки
|
1
|
|
1
|
|
2.2
|
Исполнение частушек, чтение прибауток
|
|
|
|
1
|
3.
|
Работа со сказками татарского народа
|
1
|
|
|
1
|
3.1
|
Правильное произношение слов
|
1
|
|
1
|
|
3.2
|
Диалоги
|
1
|
|
|
1
|
4.
|
Знакомство с татарскими сказками
|
|
|
|
|
4.1
|
«Минем кадерле
бием»
|
2
|
|
1
|
|
4.2
|
Ике кыз.
|
|
|
1
|
|
5
|
Знакомство с татарскими танцами
|
|
|
|
|
5.1
|
«
пип
»
|
1
|
|
|
1
|
5.2
|
Движение танца
|
1
|
|
|
1
|
5.3
|
Исполнение
|
1
|
|
|
1
|
6
|
Татарские песни
|
|
|
|
|
6.1
|
«Безне
гаил
»
|
1
|
|
|
|
6.2
|
Разучивание песни «Безне
гаил
»
|
1
|
|
|
1
|
6.3
|
Исполнение песни «Безне
гаил
»
|
1
|
|
|
1
|
7
|
Сценка
|
|
|
|
|
7.1
|
Разучивание сценки «
Бала белн
тч.
»
|
1
|
|
|
1
|
7.2
|
Исполнение сценки «
Бала белн тч.
»
|
1
|
|
|
1
|
8
|
Знакомство с
национальными кастюмами
|
1
|
|
1
|
|
8.1
|
Правильное произношение
|
1
|
|
|
1
|
8.2
|
Диалоги
|
1
|
|
|
|
9
|
Частушки
Ршита Ягьф
рова
|
|
|
|
|
9.1
|
Знакомство
|
1
|
|
1
|
|
9.2
|
Чтение
|
1
|
|
|
2
|
10
|
Стихотворение Г.Тукая«Туган тел»
|
1
|
|
|
|
10.1
|
Песня
“Чыршы янында”слова
. Бикчантаев
ы.
|
2
|
|
2
|
2
|
11
|
Сценка «
Бала белн кблк
»
Г. Тукая.
|
1
|
|
|
|
11.1
|
Знакомство с содержанием сценки,
распределение ролей
|
1
|
|
|
|
11.2
|
Изучение и постановка сценки
|
3
|
|
3
|
3
|
12
|
Песня «
Солдатлар
»
|
1
|
|
|
|
12.1
|
Разучивание песни
|
1
|
|
1
|
|
12.2
|
Исполнение песни
|
1
|
|
|
1
|
13
|
«Татарский народный танец»
|
|
|
|
|
13.1
|
Разучивание танца
|
1
|
|
1
|
|
13.2
|
Исполнение танца
|
1
|
|
|
1
|
14
|
Аппликация
«Татарских головных уборов»
|
2
|
|
1
|
|
14.1
|
Произношение
|
1
|
|
1
|
|
14.2
|
Диалоги
|
1
|
|
|
|
15
|
Стихотворение «Х
рефл
р Б
йр
ме»
|
1
|
|
1
|
|
16
|
Татарские сказки
|
|
|
|
|
16.1
|
«
ч кыз
»
|
1
|
|
|
1
|
16.2
|
«
Карт белн тлке
»
|
1
|
|
|
1
|
16.3
|
«
К белн бре
»
|
1
|
|
|
1
|
17
|
Подготовка к отчетному концерту
|
1
|
|
|
1
|
17.1
|
Отчетный концерт
|
2
|
|
|
1
|
Формы работы.
Большое внимание уделяется таким формам
работы, как работа
в группах и парах. Такая форма работы
развивает
коммуникативные умения
: умение работать с партнером в группе,
терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументировано излагать
собственное мнение.
Образовательные умения
: умение оценить процесс и результаты
своей работы,
умение представить свою работу.
Практические умения
: уметь прочесть небольшой текст на
татарском
языке; уметь исполнить татарскую частушку;
уметь исполнить
татарский танец.
Список литературы:
1.
Р
шита Ягьфаров.
Стихотворения, Казань 2002.
2.
Роберт Миннулин «Х
рефл
р Б
йр
м
» Казань 1990
3.
Хади Такташ «Т
ф
и
клы песи» Казань 1990
4.
Захид Хабибуллин «Ку
елле
Мажаралар». Казань 1990
5.
Саубан Чуганаев «Яран г
л».
Барда 1994
6.
Монир Мазунов «Х
лим
» Казань 2002
7.
Газета «Ялкын» 1996
8.
Газета «Сабантуй» 2001
9.
Зиннур Х
снияр – детский журнал.
Казань 1996
10. Диск «Татар т
е
л
е
» 2002
11. Материал из Интернета.
|