|
| М.И.Цветаева - большой, интересный поэт, яркий представитель эпохи серебряного века. Судьба Марины Ивановны, её поэзия вобрали в себя весь трагизм эпохи, человеческих отношений. Поэзия Цветаевой позволяет осмыслить художественные искания ХХ века, картину мира.
Искусство М.Цветаевой - это не только творческое, но и духовное наследие, которое оказывает влияние на свободу творческого выбора, на формирование личности. Лирика Цветаевой имеет огромное эмоциональное воздействие, поэтому материалы данного исследования, возможно применять не только на уроках литературы, а также на уроках изо, МХК, музыки, факультативных занятиях и во внеклассной работе отдельными иллюстративными страницами или в комплексе, использовать в качестве раздаточного материала, составлять викторины, литературно-музыкальные композиции, уроки.
В работе использована мемуарная литература, дневники, эпистолярное наследие друзей и современников Цветаевой. Это позволяет увидеть духовную жизнь поэта, личные и литературные пристрастия глубоко и полно.
Наследие М.Цветаевой изучается сегодня многими литературоведами и с разных точек зрения.
Познакомившись с большим количеством трудов специалистов, я постаралась выстроить аргументацию таким образом, что полемические высказывания стали характеристикой неординарности личности Цветаевой, доказательством многомерности её художественного мира.
Поэтическое наследие Цветаевой рассматривается в работе в комплексе и состоит из 2-х частей:
I часть-исследование. Итог знакомства с многочисленной литературой, посвящённой М.И.Цветаевой.
II часть - практическое приложение: разработки внеклассных мероприятий, уроки, викторина.
Если расположить произведения Цветаевой в ряд, следуя хронологии написания, то мы встретимся с замечательными людьми, спутниками цветаевской жизни на разных её этапах, людьми, которые оказали непосредственное влияние на становление поэта М.И.Цветаевой: Лев Львович Кобылинский - друг и первый учитель; Максимилиан Волошин и Константин Дмитриевич Бальмонт, Александр Алексеевич Стахович и Сергей Михайлович Волконский - представитель Уходящей расы, воплощение аристократизма; Осип Мандельштам, А.Блок, Анна Ахматова, Андрей Белый - поэты, восхищавшие Цветаеву.
Особое место в работе занимают романы в письмах. Цветаева пишет людям, которых не знала, и даже не видела - Александр Бахрах, Райне Мария Рильке; о многом расскажет заочный роман в письмах с Борисом Пастернаком.
В работе прослеживаются разные темы. Тема творчества как служения, тема дружбы и любви, своеобразия личности поэта. История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона является одной из центральных тем данной работы.
На уроках литературы, посвящённых изучению творческого наследия Цветаевой, можно с помощью данного исследования поднимать следующие проблемы:
Тема русской эмиграции
Портретная живопись серебряного века
Музыка и стихи Цветаевой
Культура серебряного века
Разговор двух поэтов - современников
|
|