Рекомендации
по заполнению представления
учителя-логопеда
ПМПк МДОУ
ФИО
ребенка
Дата
рождения:
МДОУ,
группа:
Краткий
анамнез раннего речевого развития
В
каком возрасте появились первые слова и фразовая речь.
Заключение
учителя-логопеда ПМПК при поступлении ребенка в МДОУ
Заключение
логопеда городской ПМПК, из входящей документации (в протоколе ПМПК) или по
результатам самостоятельного обследования.
Речевая
среда и социальные условия
Общая
характеристика речевой среды (благополучная, неблагополучная и т.п.):
ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; заикание у
родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой
патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников;
наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении.
Общая
и мелкая моторика
Объем
движений (полный/неполный); точность выполнения (неточные/точные);
самостоятельность выполнения движений; координация движений; темп выполнения
движений и т.д.
Артикуляционный
аппарат (особенности строения, моторика)
Особенности
строения (отмечается ли прогнатия, прогения, смена зубного ряда, укороченная
уздечка и т.д.), а также подвижность органов артикуляции (артикуляция четкая,
движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме,
либо артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и
точность движения).
Успешность
и имеющиеся проблемы в освоения образовательной программы по направлению
«Речевое развитие»
Программа
по развитию речи для детей с (ФФН, ОНР…) усвоена в полном объеме, либо не в
полном объёме с указанием причины неусвоения (отсутствие контроля со стороны
родителей, частые пропуски занятий, двуязычие в семье и т.д.)
Устная
речь
Общее
звучание
Мелодико-интонационная
сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций, нарушение
интонационного оформления речи.
Темп
речи: нормальный; ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки;
заикание.
Выразительность:
тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность
употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную,
вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).
Понимание
речи
Описать
уровень понимания ребенком обращенной речи: умеет слушать и понимать обращенную
речь/невнимателен; легко входит в контакт /контакт затруднен; участвует в
общении по инициативе других; пользуется невербальными средствами общения
(конкретизировать),
вербальными средствами (анализ состояния речи); активность в общении:
активен/малоактивен и т.д. Активный словарь
Описать
используемый ребенком активный словарь: отмечается объем словарного запаса;
соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей
речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.); точность
употребления слов; состояние функции словообразования, характер трудностей.
Грамматический строй речи
Указать
степень сформированности грамматического строя речи ребенка (короткая фраза,
простая распространенная либо сложные предложения), состояние функции
словоизменения, употребления предлогов; отмечаются ли нарушения в овладении
морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения;
нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между
словами) и т.д.
Слоговая
структура речи
Отметить,
есть ли нарушения слоговой структуры слова, его звуконаполняемости.
Звукопроизношение
Отметить,
остались ли у ребенка нарушения в звукопроизношении.
Фонематическое
восприятие: звуковой анализ, синтез
Отметить,
в какой мере развиты фонематический слух и звуко-слоговой анализ и синтез.
Связная
диалогическая и монологическая речь
Отмечается
состояние диалогической речи, т.е. коммуникативной функции речи и способы
реализации речевых средств в процессе диалога (умение участвовать в разговоре;
умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию
вопроса; умение свободно пользоваться речью; умение выслушать, вовремя вступить
в разговор; умение самому задавать вопросы; разнообразие и точность словаря;
связность и логичность высказывания; аргументированность ответов).
Необходимо
описать состояние монологической речи: составление предложений по отдельным
ситуационным картинкам, составление рассказа-описания, составление рассказа по
картинке или серии сюжетных картинок: отмечается полнота рассказа; точность
отражения в рассказе основных свойств предмета; наличие логико-смысловой
организации сообщения; последовательность в описании признаков и деталей
предмета.
Темп
и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием)
Описать
темпо-ритмическую сторону речи: имеются ли запинки и т.д.
Владение
речью как средством общения и культуры, построения речевого высказывания в
ситуации общения
Необходимо
описать общение не на занятии, а в свободной деятельности - со сверстниками, с
педагогами: насколько хорошо ребенок умеет излагать свое мнение, приводить
примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать; ясно и
последовательно выражать свои мысли; договариваться, планировать совместные
действия; завершать общение, используя этикетные формы и т.д.
Предпосылки
обучения грамоте
Необходимо
описать степень сформированности звуковой аналитико-синтетической активности:
умение выделять последовательность звуков в простых словах, составлять слова из
слогов, предложения из слов и т.д.; читать предложения, небольшие тексты,
печатать буквы, слоги, слова.
Реализуемые
мероприятия логопедической коррекции (их виды и результативность)
Необходимо
указать направления коррекции, проводимой в течение курса: развитие мелкой,
артикуляционной моторики; коррекция звукопроизношения; коррекция
фонематического слуха; развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
развитие лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи и т.д.
Заключение
учителя-логопеда ПМПк МДОУ
Указывается
речевой диагноз на момент обследования ребенка специалистом, т.е. по
результатам его коррекционной работы.
Рекомендации
Вытекают
из заключения логопеда МДОУ. Если у ребенка еще остаются какие-либо речевые
проблемы, необходимо расписать рекомендации по их дальнейшему преодолению.
Дата
обследования_____________________________
М.П.
Заведующий МДОУ ________________________________
(ФИО,
подпись)
Учитель-логопед
ПМПк МДОУ ________________________________
(ФИО,
подпись)
|