Осенние Деды (Восеньскiя Дзяды) православные отмечали на третьей неделе после Покрова
Атхарваведа V. 24. К разным богам как к верховным владыкам
Заговор обращен к разным богам и к отцам - умершим предкам с просьбой помочь в осуществлении различных обрядов. Его стихи построены по одной схеме: сначала названо божество и его сфера действия (ее нет у отцов в трех последних стихах), затем следует длинный рефрен с перечислением всех ритуальных действий и благочестивых замыслов, для которых ожидается помощь.
12 - Отец Марутов - Таковым является грозный бог Рудра, имя которого здесь рассматривается как табу
14...отцов pitrnam - Отцы (pitarah- также в стихе 15) - умершие предки, которые живут на высшем небе, пируют вместе с Ямой и получают жертвоприношения от потомков
16 Отцы ближние tata avare...- Здесь, как и в стихе 17, отцы обозначены словом из детского языка tata-; ср. русское тятя. Не случайно, что так названы ближние отцы, которых видимо, еще помнят
17 Отцы, деды tatas tatamahas...- Общепринята эмендация текста на tatas
1 Савитар(-побудитель) - верховный владыка побуждений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
2 Агни - верховный владыка лесных деревьев. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
3 Небо-и-Земля - двое верховных владык-дарителей. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
4 Варуна - верховный владыка вод. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
5 Митра-и-Варуна - двое верховных владык-дождя. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
6 Маруты - верховные владыки гор. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
7 Сома - верховный владыка растений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
8 Ваю - верховный владыка воздушного пространства. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
9 Сурья - верховный владыка взглядов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
10 Луна - верховный владыка созвездий. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
11 Индра - верховный владыка неба. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
12 Отец Марутов - верховный владыка скота. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
13 Смерть - верховный владыка существ. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
14 Яма - верховный владыка отцов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
15 Отцы дальние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
16 Отцы ближние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
17 Отцы, деды - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
Атхарваведа (Шаунака). Т.1: кн. I-VII. Перевод с ведийского языка, вступительная статья, комментарий и приложения Т.Я. Елизаренковой. Посвящается памяти мужа Владимира Николаевича Топорова. - Восточная литература. РАН. Москва. 2005
Литовцы в язычестве своем и даже при переходе от него к Христианству, ежегодно, в известную пору, особливо в Октябре, выходили на общественные кладбища и там, принося в жертву подземным богам сыченый мед, молоко и пиво, оканчивали тризну свою такими же пиршествами, какие бывают во время похорон. Сии поминки в Литве, совершаемые почти в одно время с осеннею Родительскою у Великороссиан, назывались Хавтурей, Дедины, или Осенины, большие Осенины, у Латышей Deewa deenos, Божий день, описанные в I выпуске этой книги. В Черной Руси, в Новогрудском и Пружанском уездах, частию в Минской Губернии, частию и в Белоруссии, главнейшим праздником почитаются Деды или Праотцы (Dziady) в честь усопших предков: он ведет свое начало от языческих времен.
По свидетельству Г. Мухлинского, это благоговейное и трогательное торжество прежде называлось в Литве и Белоруссии пиром козла, который был в уважении у некоторых Славянских племен. Здесь первенствовал, в качестве жреца и певца, гусляр (Guslar), у Чехов именуемый Kozlar, вещун, чародей, кудесник...Вместе с Дедами, или большими Осенинами, в Минской и смежных с нею губерниях, обыкновенно отправляют, 6-го Ноября, Прикладины, т.е. обкладывание могил дерном. Малые, или меньшия Осенины празднуются в Госпожку.
Осениною в старом русском языке называлась осень (В Летоп. под 1405г. сказано: Церковь в городке на Старице в весне почаша, а в Осенине кончена). Как в белой и малой, так равно и в великой России она была удобнейшей порою торжественных и важнейших в семейном и общественном быту обрядов, каковы: свадьбы и поминки и т.п. С окончанием полевых работ, доставляющих поселянину продовольствие на целый год, начинаются Родительские и веселые пирки, или свадьбы, коими нередко сменяются первые. Церковным обрядам предшествуют или за ними следуют старинные народные обряды, вероятно оставшиеся от Тризны...
И.М. Снегирев. Русские народные праздники и суеверные обряды, ч.4, М., 1839г., гл. 8, Осенняя родительская, с.106-117
***
Н.В. Гоголь. Осенняя Родительская (извлечения из труда И.М. Снегирева)
http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps9/ps9-425-.htm
***
ДзЪдуюц поздно вечером. Покрывают стол бЪлой скатертью, кладут хлЪбъ-соль, ставят кутью; пред образами зажигается свЪча, - и всЪ молятся за усопших. ПослЪ сего хозяин выходит за дверь и призывает предков, дзядовъ, раздЪлить со всЪми домочадцами обрядовую трапезу, которая доходить до 7 блюд. Ъдятъ покладаючися, т.е. проголят ложку потравы и предоставляют то же сдЪлать дзЪдам - кладут для них свои ложки. Но, принимая во вниманiе, что дзЪдов можетъ быть больше, чЪм кладется ложек, хозяева отливают и откладывают всякой пищи на окна и под стол.
Есть обычай - ничего не убирать со стола послЪ этой вечери, чтобы дзЪдамъ было что Ъсть, когда они соберутся ночью (с.54-55)
На яго дварЪ ды стояц горы,
Ды стояц горы высокiя;
А на тых горах ды лежац брусься,
Ды лежац брусься цесовые;
А на том брусьси ды стояц стоубы,
Ды стояц стоубы малеваные;
А на тых стоубахъ ды висяц котлы,
Ды висяц котлы отливаные;
А по-под котлами ды горяц агни,
А гарац агни ясненькiе,
Ды идуц дымки синенькiе;
Там сидзяць дзЪдки старенкiе,
Варац воски жоуценькiе,
Сучаць свЪчи двойчастыя,
Двойчастыя и тройчастыя;
и пр. (село ПогорЪлое, Игуменскаго уЪзда. с.27)
Пережитки древняго мiросозерцанiя у бЪлоруссовъ. Этнографическiй очерк А.Е. Богдановича. Гродна. 1895