(Из архива)
Тема инновационного педагогического опыта, над изучением которой я работаю последнее время, может быть обозначена как «
Создание у учащихся целостного представления о физической культуре и здоровом образе жизни как элементах общей культуры посредством проектной и творческой деятельности». Источником изменений традиционного учебно-воспитательного процесса служит
оптимизация возможностей использования современных информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий
с целью формирования у обучающихся высокой духовности в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой деятельности.
Идея всех изменений заключается в объединении школьников, сочетающих в своей жизни разные увлечения, проявляющих активность как в спорте, так и искусстве, науке, в других видах творческой деятельности, стремящихся не только к физическому, но и к духовному совершенствованию.
Данные процессы становятся возможными в результате реализации системы мер в рамках самоопределения школьников с целью формирования активного отношения к здоровому образу жизни, включающей такие направления социально-педагогической деятельности, как
- проведение мероприятий по программам «Спартианские игры школьников», «Президентские состязания», «Кубань Олимпийская против наркотиков!», общешкольных туристических слетов, организация многодневных походов и экскурсий;
- разработка интегрированных занятий совместно с учителями истории, музыки, ИЗО с целью повышения социальной активности учащихся, реализации принципов социальной ответственности;
- стимулирование совместной исследовательской краеведческой работы;
- создание информационно-методического банка данных по проблемам туристско-краеведческой исследовательской деятельности школьников;
- укрепление материально-технической и учебно-наглядной базы.
Существует ряд проблем, вызывающих определенные трудности в широкомасштабной реализации идей внедрения в физическое воспитание школьников элементов творчества на основе развития толерантности и эрудированности:
-кадровые («старение» коллектива при фактическом уменьшении учебной нагрузки, отсутствие вакансий) – как следствие, нежелание некоторых педагогов рассматривать уроки физической культуры в качестве средства развития интеллекта, креативности и высоких моральных личностных качеств обучающихся;
- организационные (проблема координации инновационной деятельности педагогического коллектива в условиях масштабных нововведений: использование ИКТ при проведении общешкольных мероприятий, включение и учёт качественного участия всех обучающихся в КТД и т.д.).
Условием успешного формирования у школьников целостного представления о физической культуре и здоровом образе жизни как элементах общей культуры посредством проектной и творческой деятельности, на мой взгляд, являются личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма, изучение и применение современных информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий. Таким образом, повышается роль оптимизации системы работы учителя по самообразованию. Этому вопросу в нашей школе уделяется особое внимание: работают постоянные и временные творческие проблемные группы, обеспечено участие в методических семинарах, фестивалях и т.д.
Наличие достаточного количества современного учебно-наглядного оборудования для использования ИКТ в образовательном процессе позволяет активно его применять и в работе учителя физической культуры. При проведении спортивных мероприятий по типу «Президентских состязаний» и т.п. нами успешно используются электронные таблицы учёта достижений спортсменов. Один из самых любимых видов творческих работ – подготовка учащимися мультимедийных презентаций на спортивную тематику.
Как результат успешности качественных изменений организации спортивно- массовой работы можно рассматривать увеличение количества школьников (в том числе имеющих ограничения в физических нагрузках), участвующих в соревнованиях и творческих проектах, конкурсах на спортивную тематику различного уровня; развитие коммуникативных и адаптивных качеств обучающихся; активное включение обучающихся в мир искусства и спорта; развитие у школьников важнейших компетенций для современной жизни: способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты не насильственным путём; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой, делать свой выбор; привлечение лиц с ограниченными возможностями к занятиям физической культурой и спортом.
Эффективность реализации инновационных методов подтверждается количественными и качественными статистическими показателями. Так, за последние годы отмечена положительная динамика числа обучающихся, регулярно посещающих занятия физической культурой (в том числе имеющих ограничения по медицинским показаниям), стабильно высока результативность участия учащихся в соревнованиях и других мероприятиях спортивной направленности различных уровней. Обучающиеся вовлечены в активную деятельность по реализации таких социальных проектов, как «К Олимпийским высотам», «Школа – территория комфорта», «Школьное питание» и др..
Я уверен, преподавание физической культуры должно быть основано на деятельностном и личностном подходах, применении современных психолого-педагогических и физиолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития личности и направлено на создание у учащихся целостного представления о физической культуре и здоровом образе жизни как элементах общей культуры. Успех всей этой работы может быть достигнут за счет системного видения решения проблемы как на уроках, так и во внеурочное время, как педагогами, психологами, медицинскими работниками, социальными педагогами, воспитателями, так и родителями детей. И учителю физической культуры при этом должна быть отведена особая роль: работая с детским коллективом, педагог, используя возможности проектной и творческой деятельности, мотивирует школьников к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать развитыми и личностно, и интеллектуально, и духовно, и физически (вспомним А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»). Усилия современного школьного тренера должны быть направлены на
вовлечение детей и молодежи в такие игровые формы соперничества и сотрудничества, которые содействуют гуманистическому и патриотическому воспитанию; на
создание условий для определения способностей человека и той привлекательной для него сферы деятельности, в которой их можно проявить с наибольшей отдачей; на
выявление лиц, обладающих физическими, художественными и другими творческими способностями,
содействие полному раскрытию и применению этих способностей;
профилактику наркомании и других проявлений девиантного поведения;
организацию увлекательного, творческого, активного отдыха и толерантного общения.