О сокращении отчетности
учителей, выполняющих с их согласия дополнительные виды работ
Учителя помимо работы в рамках должностных
обязанностей могут выполнять с их письменного согласия за дополнительную оплату
дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной
деятельностью, например, классное руководство, проверка письменных работ,
заведование учебными кабинетами, руководство школьными методическими
объединениями (ШМО). Как показывает практика, эти виды работ также являются
источником избыточной отчетности учителей.
Департаментом государственной политики в сфере общего
образования Минобрнауки России и специалистами Общероссийского Профсоюза
образования подготовлены и направлены на места
дополнительные
разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (далее
– Дополнительные разъяснения) в целях оказания практической помощи в реализации
мероприятий, обозначенных в письме Минобрнауки России и Общероссийского
Профсоюза образования от 16 мая 2016 года № НТ-604/08/269 «О рекомендациях
по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей».
Относительно сокращения избыточной отчётной
документации при возложении на учителей обязанностей с их письменного согласия
дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной
деятельностью, в Дополнительных разъяснениях отмечается следующее.
Значительное место уделено вопросам сокращения
избыточной отчетности классных руководителей. Обращается внимание, что
при определении функций классных руководителей следует руководствоваться
Методическими рекомендациями 2006 года, согласно которым предусмотрено
ведение только двух видов документации:
·
классного журнала
(при ведении электронного журнала – без его
дублирования в бумажной форме и без возложения на учителей обязанностей по
распечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных дел обучающихся,
относящейся к функционалу администрации школы);
·
плана работы классного
руководителя
.
В целях сокращения имеющейся избыточной отчётной
документации по классному руководству руководителям школ рекомендуется:
·
при определении функций классных
руководителей в трудовых договорах с учителями не допускать расширения
видов отчётной документации, связанных с осуществлением соответствующих
функций, по сравнению с рекомендованным перечнем;
·
не допускать включения в обязанности
классных руководителей составление отчётной документации и (или) представление
информации, входящей в должностные обязанности других педагогических
работников: «педагогов-организаторов», «социальных педагогов»,
«педагогов-психологов», например, формирование социальных паспортов,
психолого-педагогических характеристик классов и т. п.;
·
не допускать выполнения классными
руководителями функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере
образования, например, составления протоколов родительских собраний;
·
не допускать включения в обязанности
классных руководителей составления отчётной документации и (или) представления
информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов,
органов управления здравоохранением, опеки и попечительства и т. д., например,
составления актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся,
списков обучающихся и их родителей (законных представителей), состоящих в
религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и
т. п.;
·
оптимизировать процедуры сбора и обработки
персональных данных обучающихся, составления их характеристик, заполнения
журналов инструктажа, а также классного журнала с целью исключения
нерациональных затрат времени классных руководителей;
Немало отчетов приходится составлять учителям и по
результатам проведения письменных работ обучающихся — контрольных,
самостоятельных, лабораторных работ, тетрадей, сочинений, контурных карт и т.
д. Поэтому в целях сокращения такой отчётной документации
Минобрнауки и Общероссийский Профсоюз образования
не рекомендуют:
— органам исполнительной власти и органам управления
образованием
запрашивать от школ результаты анализа письменных работ (статистики
и разбора типичных ошибок, информации об их профилактике и т. п.),
— руководителям школ
вменять в
обязанность учителей составление отчётности, связанной с проверкой письменных
работ.
Еще один фактор избыточной отчетности учителей –
это заведование учебным кабинетом. Как правило, на заведующего кабинетом
возлагаются обязанности,
связанные с составлением
инструкций по охране труда, паспортизацией и инвентаризацией
материально-технического (в том числе учебно-методического) оснащения учебных
кабинетов. Руководителям школ предложено исключить эти требования к заведующим
кабинетами.