|
| Являясь одним из онователей критического реализма в искусстве, Василий Григорьевич Перов (1833 (1834) -1882) оказал огромное влияние на отечественную школу живописи, обогатив её своими незабываемыми жанровыми композициями и тонкими психологическими портретами. Художник всегда чутко относился ко всем происходящим в стране социальным явлениям и силой своего талланта старался раскрыть их истинную суть. Во многом благодаря Перову русский реализм был насыщен одухотворённой мыслью о человеке, болью за него и высокой гражданственностью.
Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры (Сельский крестный ход на Пасхе, Проповедь в селе, Чаепитие в Мытищах). Мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрёл новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как Проводы покойника и Тройка. Ученики мастеровые везут воду: крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об униженных и оскорбленных, по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения - и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, - ещё более значительны в Утопленнице и в особенности в картине Последний кабак у заставы. Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. Перов внёс также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры (А. Н. Островский, В. И. Даль, М. П. Погодин). Его портрет Ф. М. Достоевского считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, - в т. ч. крестьянин Фомушка-сыч или купец И. С. Камынин - полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса, яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции (Птицелов, Охотники на привале, Рыболов). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же человечкиной душой, Перов здесь - если говорить о литературных параллелях - приближается к Н. С. Лескову. В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова (Суд Пугачева, Никита Пустосвят. Спор о вере) не принадлежат к числу его шедевров. Большинство самых известен полотен В. Г. Перова можно увидеть в Третьяковской галерее.
|
|