«Всё живое особой метой
отмечается с ранних пор».
Размышления школьного учителя
о времени и о себе.
Осмысление пройденного
пути, попытка понять, что помогло людям моего поколения выжить и духовно
уцелеть в смутное время переоценки коренных жизненных ценностей, неотвратимо
возвращает к истокам – к юности, к школе.
Три разных школы было на моём пути – три
ступеньки во взрослую жизнь. И запомнились они по-разному.
Начальная школа – одним днём, постоянно во мне
присутствующим. Это был обычный день, когда ты, часть счастливого и
беззаботного детского целого, распахиваешь школьное окно в раннюю весну и
неожиданно осознаёшь, что и солнце, и ветер, и деревья, и небо – всё такое
понятное, близкое, ежедневное – празднично и щемящее-тревожно принимает тебя.
Через много лет мой старший брат в трудную
минуту свое жизни скажет, что тот весенний день, когда я пришла из школы со
странными из уст ребёнка словами: «»У меня сегодня душа родилась», стал для
него днём, породнившим нас уже не только по крови.
И я бесконечно благодарна
судьбе за то, что душа моя нашла отклик
в сердце Алексея Александровича Спиридонова, директора восьмилетней школы имени
Ф. Гореленко, второй ступеньки, что вела меня в юность.
В новой школе нас любили.
Это был Дом – старинное здание с широкими подоконниками, на которых умещались и
ты, и близкий друг, и прекрасно изданная книга Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Из Дома не
хотелось уходить с последним звонком – здесь читалось, мечталось, сочинялись
стихи. Здесь принимали тебя со всеми твоими проблемами, с тобой дружили, тебя
ценили, а ты был благодарен за каждый совместно прожитый день. Именно здесь ты,
как понимается теперь, собирался с
силами, напитывался любовью, готовился к новой ступени, где требовались уже самоотдача, самоопределение,
решительность и бесконечный труд, без которого ничего не добиться.
Третьей ступенью стала для
меня Суоярвская средняя школа, образ которой неотделим от мудрых,
всепонимающих, родных глаз её директора и нашего старшего друга - Ольги Дмитриевны Молчановой. Это было уже не просто окно, а дверь,
распахнутая настежь, - в мир взрослой жизни, определящей меру твоего личного
созидательного участия в нём.
Как много мы сейчас
говорим, строим проекты. Пытаемся создавать школы творчества, демократические
школы, профильные. Осваиваем различные педагогические технологии, методы
обучения (развивающего, проблемного, дифференцированного, оптимизирующего
учебный процесс), называем их «новейшими» и «современными». А ведь всё это было
в нашей школе. В школе О.Д. Молчановой, в 60-70-ых годах 20 века.
Идея самоуправления,
определяющая содержание жизни школы, позволила каждому из нас реализовать свой
творческий потенциал, обрести самостоятельность и свободу мысли, слова,
поступка, не ограниченных ничем, кроме законов совести и того нравственного
чувства, которое сформировалось самой
атмосферой нашего общего Дома и его душой – Ольгой Дмитриевной. Нас
объединяло высокое чувство ответственности за тех, кто был рядом. «Возьмёмся за
руки, друзья», - пели мы душой и сердцем и научились «подставлять руки», чтоб
не пропасть
поодиночке». И эта
готовность прийти на помощь, разделить беду – уже в крови.
Мы, учителя, взращённые школой доверия и
любви, и сейчас бережно подставляем руки, оберегая и принимая доверчивые и
израненные души подростков «перестроечного времени».
Нас учили любить, быть
милосердными к людям, в каждой «песчинке», уносимой ветром истории, видеть не
прах и пыль, а возможную частичку
чего-то очень ценного, необходимого людям.
Школа-дом вбирала тебя
целиком, но и много тебе отдавала. Обогатив ум и душу, отпускала во взрослую
жизнь. Пере до мной не стояло вопроса, в какую школу, окончив вуз, вернуться
учителем Волновало, каким ты вернёшься, чем в ответ сможешь одарить свой Дом.
Почему возвращение стало потребностью души? Что руководило тобою, прекрасно понимавшим, что школа – это
служение, это то, что не отпустит никогда, или надо выбирать другую профессию?
Просто ты возвращался в
пространство любви, в атмосферу творчества и доверия. К родному порогу влекло и
желание сделать мир литературы фактом духовной жизни школьников нового поколения, чтобы не
прервалась духовная связь, не обесценился тот нравственный потенциал, что был
наработан неустанным трудом души школьного
Дома 70-ых годов. Жизненные ценности, приобретённые в юности, и помогают
моему поколению устоять в стремительно меняюшемся мире. Мы вошли в него уже
сложившимися людьми.
Да, мы по-прежнему мечтаем жить в «белой избе», о которой
рассуждал ещё тургеневский Базаров.
Печально и больно осознавать, что минимально необходимые условия для
существования человека так и остались для многих нереализованной мечтой. Но не
в этом ли и заключается мудрость нашего народа, воплощённая в русской
классической литературе, что возвращаемся мы, несмотря ни на что, к вечным,
коренным вопросам человеческого бытия. Вспомним, не одним социальным
преобразованиям намеревался посвятить свою жизнь тургеневский герой («чтобы у
каждого мужика была своя белая изба»), мысль его тревожно билась над вопросом «а
дальше?». И Лев Толстой в период духовного кризиса писал в «Исповеди»: «Ну хорошо, у тебя будет шесть десятин в Самарской губернии, 300 голов
лошадей, а потом?». О том же спрашивает один из героев Ф. Достоевского: «Ну вот
я наелся, а теперь что делать?».
Думать об этом «а
дальше?», «а потом?», «а теперь что делать?» и учили нас в той далёкой и
навсегда родной школе. И только сейчас понимаешь, что именно в нашей Школе нас
обращали к непреходящему, библейскому, изначально исконно русскому: «Не хлебом
единым жив человек».
Не растерять бы, не
утратить, успеть передать…
Мищенко С.Н., учитель
Суоярвской средней школы.