ПОЧЕМУ Я НЕ БУДУ УЧИТЕЛЕМ
Размышляя о будущей профессии,
я не раз представлял себя преподавателям иностранного языка или
русского иностранцам. Для меня, как и, наверное, для многих, кто
задумывался о профессии учителя, была в этом ремесле какая-то романтика:
давать знания, видеть результат, дружить с детьми и наблюдать
за их взрослением. Однако задумывался я об этом ровно
до тех пор, пока на собственной шкуре не ощутил, что это
такое — быть учителем.
В нашей гимназии № 1512, как
и в большинстве других школ, накануне Дня учителя традиционно
проводится День самоуправления. Ученики одиннадцатых классов полностью занимают
административные должности и заменяют преподавателей. Я очень рад,
что мне выпала возможность попробовать себя в роли учителя иностранного
языка (немецкого и французского), и понять, что учителем
я не буду никогда. Почему? Если ответить коротко — не имею
тех свойств личности, которые для этого необходимы.
Итак, первое.
Многие считают, что знания давать приятно и интересно,
но я не понимаю, как работа с не выспавшимися,
не уважающими предмет подростками в переходном возрасте может
доставлять хоть каплю удовольствия. Нереальный труд — привлечь к себе
их внимание, а еще больший — удержать его.
Все темы, все, что ты планировал
и готовил к уроку, летят в тартарары только из-за того, что
большинству из присутствующих они неинтересны и не нужны.
И их в этом винить нельзя. Насколько может быть приятным
преподавать то, что не нужно и неинтересно детям? Каким
человеком нужно быть, чтобы терпеть это? Как можно ежедневно сохранять
хладнокровие и оптимизм, когда понимаешь — то, что ты пытаешься
донести, нужно единицам. Ну и еще кому-то эти знания могут пригодиться
позже, только они этого пока не понимают. Лично меня это убивало!
Я не привык продолжать говорить, если не вижу в глазах
собеседника подлинного интереса. А учителя вынуждены — работа
у них такая.
Второе.
Подготовка к урокам заняла у меня очень много времени. День
я убил на то, чтобы узнать уровень подготовки учеников, собрать для
них подходящую, более-менее интересную информацию и распланировать
ее на 45 минут. И все это только для одного класса,
а их у меня было пять. Причем все разные по возрасту.
Но ладно возраст, к этому
я был готов. Но вот то, что в каждом классе есть дети
с разным характером и уровнем знаний, а это не может
не влиять на мою работу, я готов не был. Да, после педвузов
учителя, наверное, к этому как-то готовы. Но все равно: характер
детей и их уровень подготовки были такими разными, что применить
к каждому ученику личный подход оказалось для меня слишком сложной
задачей. И я снимаю шляпу. Теперь я смотрю на работу своих
учителей иначе.
Третье.
Дети изматывают. От уроков, которые ты ведешь, устаешь
в разы больше, чем от уроков, на которых сидишь. Обычно, слушая
скучный урок, я и не представлял насколько скучно учителю.
А ведь сколь любимым бы не был предмет, все рано
в программе есть скучные и порой даже мерзкие темы. Как и где
преподаватели черпают терпение их объяснять? Могут ли этому научить
в вузе? Или с этими качествами надо родиться?
Четвертое.
Мало кто задумывается, что за скобками самого факта преподавания
(любви к своему предмету, таланту преподносить знания, умению выстраивать
отношения с разными детьми и так далее), как бы в нагрузку
к нему стоит еще и факт ответственности. Лично у меня
аж мурашки по коже пробегают при мысли о том, что
сколько же ответственности ложится на учителей. Уж точно
не до романтики. Чуть что — сразу виноват учитель. Если ребенок
тупой, наглый и ленивый, в чем родители себе никогда
не признаются, виноват учитель. Если такой ученик что-то сломает себе или
товарищу, будь то игрушка, смартфон или нога, виноват опять же
учитель — не уследил, зараза. А если он вдруг довел учителя
до того, что тому пришлось на него наорать, — понятно, кто
останется виноватым.
Я не самый терпеливый человек,
но и не завожусь с пол-оборота. Под конец «рабочего дня»
на последнем уроке я исполнил тайную мечту тысячи учителей —
я орал практически матом на седьмой класс
Уверен ли я в том, что
за скромную зарплату, я готов работать длинными напряженными днями
и при этом испортить себе нервы, сдерживая праведный гнев и эмоции?
Отнюдь, теперь я уверен в обратном. Как же это, наверное, невыносимо
сдерживать желание выругаться на это сборище одаренных
и не слишком детей. А приходя домой выплескивать гнев... нет,
не гнев, а ярость на близких — куда-то же она должна
выплескиваться? Если, не сдержавшись, я наору на начальника
в офисе, то меня максимум уволят. А если на ребенка —
могут и под статью подвести. Почувствуйте разницу!
Холодок по коже пробежал, когда
у меня на одном из уроков раскачавшийся на стуле
пятиклассник грохнулся с жутким звуком на пол. Ведь разбей
он себе свою тупоголовую башку, виноват был бы я! В конце
рабочего дня я выдохнул с облегчением.
Можно подумать, что в работе
учителем нет никаких плюсов. Это, конечно, не так. Трудно выразить
словами, но это великолепно, когда единицы, которые не положили все,
что у них есть на мое мнение, с удовольствием открывают
на уроке для себя что-то новое. Их глаза горят, они увлечены.
Наблюдать за этим — кайф!
Мне действительно было приятно помочь
тем, кто чего-то недопонял и спросил вместо того, чтобы списать
у соседа. Мне нравилось ставить пятерки (хотя не буду скрывать, еще
больше понравилось ставить двойку хаму). Было приятно понимать, что хоть кто-то
тебя по-настоящему слушает, а это так редко случается. Приятно было
и когда девочки, благодарно глядя в глаза, угощали меня шоколадными
батончиками и печеньками.
Но я бы ни за что
не стал работать в школе. Большинство людей просто
не предназначены для такой работы, потому что слишком слабы морально.
Но к счастью, находятся единицы, для которых все вышеописанные
проблемы — сущие пустяки. Которые готовы всей душой отдаваться работе
с нами, неблагодарными хамами, чтобы из нас получилось хоть что-то,
отдаленно напоминающее умного и образованного человека.
P.S. А еще я думаю, что всем
тем, кто мечтает о карьере учителя, педпрактику нужно устраивать
до поступления в вузы, а не во время учебы там.
Попробовав на своей шкуре все прелести тяжелого труда педагога (особенно
в старших классах), мечтатели быстро распрощаются со своими
иллюзиями. А конкурс в пединституты значительно сократится.
Источник
- ИНТЕРНЕТ
Тэги:
мнение ученика,
не Боги горшки обжигают,
горжусь коллегами