Метод проекта на уроках истории и
обществознания и во внеурочной деятельности.
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркнуто: «Ориентация
образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и
на развитие личности, его познавательных и
созидательных способностей».
Современные общественные и
образовательные реалии требуют от учителя истории не только дать ребенку
знания, умения и навыки, но и развить в нем ключевые компетенции, которые
помогут ученику добиваться успеха в жизни
. Все эти компетенции широко
известны: социальная, нравственная, информационная, коммуникативная,
личностная. Их развитие достигается различными педагогическими технологиями и
методами.
Еще в институте, я познакомился с работами Александра Михайловича Новикова и Владимира
Николаевича Буркова, направленными на организацию проектной деятельности в
школе
.
Авторы сходятся во мнении, что именно проектная
деятельность учащихся может повысить продуктивность усвоения отдельной
темы, курса, предмета. Для себя я решил, каким должен быть школьный проект. Он
должен быть броским, актуальным, уникальным. Именно эти основные требования
лежат в основе моего опыта.
В своей педагогической практике я использую различные виды проектов:
По количеству авторов:
n
Групповые
n
Персональные
По времени реализации:
n
Долгосрочные
(от 1 месяца)
n
Среднесрочные
(от 1 недели до месяца)
n
Краткосрочные
(1-2 урока)
Перед началом выполнения проектов я детально знакомлю учащихся с требованиями к
работе, из которых будет вытекать их оценка.
Эти требования были
предложены доктором педагогических наук
Ириной Дмитриевной Чечель в статье «
Метод проектов: субъективная и
объективная оценка результатов
», опубликованной еще в 1998 году. Я
взял их себе на вооружение:
1)
актуальность и обоснованность проблемы
2) информативность
3)
глубина
4)
понимание логики исследования
5)
практическая значимость
6)
качественная техника выполнения
7) соизмеримость личных усилий и возможностей
8)
перспективность продолжения работы
9) оригинальный дизайн.
Уже на подготовительном этапе нередко можно столкнуться с проблемой, когда
учащийся берет тему проекта, не учитывая
своих реальных возможностей. Например, ученица 5 класса хотела взять
среднесрочный персональный проект «Истоки культа смерти в Древнем Египт
е».
Проблема выбрана очень
специфичная и требующая детальной подготовки и глубочайших знаний.
Дополнительно девочка хотела изготовить саркофаг с муляжом мумии, не обладая
при этом специальными навыками.
После комплекса бесед ученица поменяла тему проекта
-
«Отличие мировоззрения древних египтян от нашего».
Однако, если
учащийся твердо и бесповоротно решил работать в том или ином направлении, то
тогда главная задача педагога заключается в строгом пошаговом контроле
выполнения требований к проекту.
Вернемся к моей кольчуге
Первый ряд колец- проекты на уроках.
Еще до перехода на ФГОС в среднем звене, в программе по истории я начал
планировать и реализовывать отчетные проекты учащихся в конце учебного года.
Одним из первых таких проектов был «Оружие Древнего Мира», тема выбрана самими
учащимся по итогам открытого голосования. В данном среднесрочном проекте темы
распределялись индивидуально или по группам в зависимости от особенностей
учеников. Каждый ученик или группа, должны были представить определенный вид
вооружения отдельной страны, подготовить мини-исследование, презентацию и макет
по желанию. Желающих оказалось 12 человек, после чего был проведено
дополнительное мероприятие – двухдневная выставка макетов, на который каждый
создатель своего макета рассказывал о специфике применении оригинала оружия. В
ходе выставки каждый посетитель тайно голосовал за тот или иной макет. В итоге
победил ученик 5 класса «Б», получив грамоту от администрации школы и сладкий
приз. Его макет до сих пор находится в кабинете истории в качестве наглядного
пособия.
Что касается краткосрочных проектов, тут важно помнить о времени, так как они
занимают 1, максимум 2 урока. Такие проекты требуют предварительной и
основательной подготовки уже самого
учителя. Педагог должен четко структурировать ход урока, подготовить
необходимый документальный комплекс, наглядность, которая сделает занятие более
ярким и запоминающимся.
8 класс. Тема: «Зарождение революционного народничества». Класс на 3 группы.
Главная задача – почувствовать себя революционерами, радеющими за свои идеалы. Итоговый
продукт – Во-первых, яркий агитплакат, с основами идеологии бунт
арей, пропагандистов и
заговорщиков, во-вторых, харизматичное
выступление, включающее в себя претензиями к власти и
исключительно положительную информацию о своем лидере. Те дети, которых на
уроках зачастую не услышишь, в ролевых проектах раскрываются совершенно с
неожиданных сторон.
Второй ряд колец – проекты во внеурочной
деятельности.
Не только в рамках отдельных уроков я применяю практико-ориентированный метод
проектов. Во внеурочной деятельности проектная форма так же важна, как и на
уроке, так как расширяет диапазон знаний, формирует информационные, коммуникативные
компетенции, проявляются личностные таланты.
С начала работы в 20 школе, я стал в некотором роде человеком,
заложившим новую школьную традицию.
Ежегодно в апреле мною и моими коллегами проводится тренинг «Юный глава
города». Данный проект охватывает всю параллель восьмых классов. Цель проекта –
моделирование избирательного процесса с последующим выбором президента ШДР и привлечением
активных восьмиклассников в работу ученического совета.
Порядок организации:
1) Выдвижение от каждого 8 класса по одному кандидату на пост президента,
2) Разработка избирательной программы каждым кандидатом по интересующим его
проблемам школы и города,
3) Подготовка выступлений групп поддержки кандидатов,
4) Агитация с выступлением групп поддержки,
5) Выборы (тайное голосование),
6) Работа избирательной комиссии ,
7) Итоги,
8) Торжественное вступление в должность президента (инаугурация).
Данный среднесрочный и массовый проект, позволяет будущим участникам
избирательной системы непосредственно окунуться в избирательный процесс, что
необходимо для воспитания активной гражданской позиции. На этом тренинге
отсутствует правовой нигилизм, так как каждый восьмиклассник осознает значение
своего выбора для будущего школы.
Третий ряд колец – проект, как
исследовательская работа учеников
Данная деятельность предполагает: выделение целей и задач самими учащимися,
самостоятельный отбор методик исследования, планирование хода работы,
определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, поиск
необходимых ресурсов.
К долгосрочным групповым относится документальный проект «Монументальный облик
Орехово-Зуева: вчера, сегодня, завтра».
Эта работа носит краеведческий характер и ее цель – это создание медиа-ресурса
для учителей истории
, духовного
краеведения Подмосковья, искусства.
Этот проект разрабатывался двумя
ученицами 9 класса в течении 2,5 месяцев. Он состоит из 3 частей: исследование,
документальный фильм и карты туриста.
Моя задача, как научного руководителя заключалась в построение алгоритма
выполнения проекта, помощи в определении четкой цели и задач,
установлении связей с общественными
организациями,
т.к. в проекте были
задействованы сотрудники Историко-краеведческого музея, представители научной
среды города Орехово-Зуево и контроль за выполнением работы.
Работа была оценена мною, моими коллегами на городской декаде наук и
представителями городской общественности, благодаря средствам массовой
информации.
Четвертый
ряд колец – внешкольный проект
Так как одним из девизов профессионального педагога является «Делай как я,
делай со мной», то привлечение моих учеников
и к социальным внешкольным проектам, которые будут оцениваются сверстниками,
родителями, друзьями, городской администрацией тоже одно из направлений моей
деятельности. Уже второй год подряд в декабре-январе на лыжной базе проводятся
дни русских традиций «Славянские забавы». Мероприятие включает в себя забытые
русские игры, турнир «Щит и меч», различные виды хороводов, песни и танцы под
фольклорные инструменты. Организаторами
выступают Молодежный клуб, ВПК «Русичи» и КИР «Войного застава», членом
которого я являюсь. Часть моих учеников, а по совместительству и воспитанников
клуба «Войнова застава», помогают в организации и проведении данного
мероприятия. Члены клуба ведут и просветительскую деятельность среди своих
сверстников, занимаются изготовлением элементов вооружения русских витязей,
практикуют историческое фехтование и многое другое.
Применение вышеизложенной
методики на
уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как
позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов,
вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и
умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в
процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и общие
недостатки
проектного метода:
·
неравномерность нагрузки на
разных этапах деятельности;
·
повышение эмоциональной нагрузки
на учителя и учеников.
Однако, плюсов у метода гораздо больше.
Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства,
увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской
работы. Результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в
процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире,
реализовать свой личный творческий потенциал.
История в школе не должна быть «сухой наукой», которая отталкивает от себя
потенциальных Ключевских, Грековых, Скрынниковых и прочих талантливых ученых. История
должна раскрывать в детях самые лучшие гражданские и человеческие качества,
посредством материального воссоздания ее отдельных элементов.
Тэги:
опыт работы