Метод проекта на уроках и внеурочной деятельности - Михаил Борисович Соловьев
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Михаил Борисович Соловьев


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Михаил Борисович Соловьев / Блог / Метод проекта на уроках и внеурочной деятельности


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


28 января 2018, 19:04, автор - хозяин блога
Михаил Борисович Соловьев

Метод проекта на уроках и внеурочной деятельности

Метод проекта на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.

В «Концепции модернизации российского образования» подчеркнуто: «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей».


Современные общественные  и образовательные реалии требуют от учителя истории не только дать ребенку знания, умения и навыки, но и развить в нем ключевые компетенции, которые помогут ученику добиваться успеха в жизни . Все эти компетенции широко известны: социальная, нравственная, информационная, коммуникативная, личностная. Их развитие достигается различными педагогическими технологиями и методами.


Еще в институте, я познакомился с работами Александра Михайловича Новикова и Владимира Николаевича Буркова, направленными на организацию проектной деятельности в школе
. Авторы сходятся во мнении, что именно проектная  деятельность учащихся может повысить продуктивность усвоения отдельной темы, курса, предмета. Для себя я решил, каким должен быть школьный проект. Он должен быть броским, актуальным, уникальным. Именно эти основные требования лежат в основе моего опыта.

В своей педагогической практике я использую различные виды проектов:


По количеству авторов:

n   Групповые

n   Персональные

По времени реализации:

n   Долгосрочные (от 1 месяца)

n   Среднесрочные (от 1 недели до месяца)

n   Краткосрочные (1-2 урока)


Перед началом выполнения проектов я детально знакомлю учащихся с требованиями к работе, из которых будет вытекать их оценка.
Эти требования были предложены  доктором педагогических наук Ириной Дмитриевной Чечель в статье « Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов », опубликованной еще в 1998 году. Я взял их себе на вооружение:


1) актуальность и обоснованность проблемы
2) информативность

3) глубина

4) понимание логики исследования

5) практическая значимость

6) качественная техника выполнения
7) соизмеримость личных усилий и возможностей

8) перспективность продолжения работы

9) оригинальный дизайн.

Уже на подготовительном этапе нередко можно столкнуться с проблемой, когда учащийся берет тему проекта,  не учитывая своих реальных возможностей. Например, ученица 5 класса хотела взять среднесрочный персональный проект «Истоки культа смерти в Древнем Египт е». Проблема выбрана очень специфичная и требующая детальной подготовки и глубочайших знаний. Дополнительно девочка хотела изготовить саркофаг с муляжом мумии, не обладая при этом специальными навыками. После комплекса бесед ученица поменяла тему проекта - «Отличие мировоззрения древних египтян от нашего».
Однако, если учащийся твердо и бесповоротно решил работать в том или ином направлении, то тогда главная задача педагога заключается в строгом пошаговом контроле выполнения требований к проекту. 

 

Вернемся к моей кольчуге
Первый ряд колец- проекты на уроках.


Еще до перехода на ФГОС в среднем звене, в программе по истории я начал планировать и реализовывать отчетные проекты учащихся в конце учебного года. Одним из первых таких проектов был «Оружие Древнего Мира», тема выбрана самими учащимся по итогам открытого голосования. В данном среднесрочном проекте темы распределялись индивидуально или по группам в зависимости от особенностей учеников. Каждый ученик или группа, должны были представить определенный вид вооружения отдельной страны, подготовить мини-исследование, презентацию и макет по желанию. Желающих оказалось 12 человек, после чего был проведено дополнительное мероприятие – двухдневная выставка макетов, на который каждый создатель своего макета рассказывал о специфике применении оригинала оружия. В ходе выставки каждый посетитель тайно голосовал за тот или иной макет. В итоге победил ученик 5 класса «Б», получив грамоту от администрации школы и сладкий приз. Его макет до сих пор находится в кабинете истории в качестве наглядного пособия.

Что касается краткосрочных проектов, тут важно помнить о времени, так как они занимают 1, максимум 2 урока. Такие проекты требуют предварительной и основательной  подготовки уже самого учителя. Педагог должен четко структурировать ход урока, подготовить необходимый документальный комплекс, наглядность, которая сделает занятие более ярким и запоминающимся.
8 класс. Тема: «Зарождение революционного народничества». Класс на 3 группы. Главная задача – почувствовать себя революционерами, радеющими за свои идеалы. Итоговый продукт – Во-первых, яркий агитплакат, с основами идеологии бунт арей, пропагандистов и заговорщиков, во-вторых, харизматичное  выступление, включающее в себя претензиями к власти и
исключительно положительную информацию о своем лидере. Те дети, которых на уроках зачастую не услышишь, в ролевых проектах раскрываются совершенно с неожиданных сторон.

Второй ряд колец – проекты во внеурочной деятельности.

Не только в рамках отдельных уроков я применяю практико-ориентированный метод проектов. Во внеурочной деятельности проектная форма так же важна, как и на уроке, так как расширяет диапазон знаний, формирует информационные, коммуникативные компетенции, проявляются личностные таланты.  С начала работы в 20 школе, я стал в некотором роде человеком, заложившим новую школьную традицию.  Ежегодно в апреле мною и моими коллегами проводится тренинг «Юный глава города». Данный проект охватывает всю параллель восьмых классов. Цель проекта – моделирование избирательного процесса с последующим выбором президента ШДР и привлечением активных восьмиклассников в работу ученического совета. 
Порядок организации:
1) Выдвижение от каждого 8 класса по одному кандидату на пост президента,
2) Разработка избирательной программы каждым кандидатом по интересующим его проблемам школы и города,
3) Подготовка выступлений групп поддержки кандидатов,
4) Агитация с выступлением групп поддержки,
5) Выборы (тайное голосование),
6) Работа избирательной комиссии ,
7) Итоги,
8) Торжественное вступление в должность президента (инаугурация).
Данный среднесрочный и массовый проект, позволяет будущим участникам избирательной системы непосредственно окунуться в избирательный процесс, что необходимо для воспитания активной гражданской позиции. На этом тренинге отсутствует правовой нигилизм, так как каждый восьмиклассник осознает значение своего выбора для будущего школы.


 

Третий ряд колец – проект, как исследовательская работа учеников


Данная деятельность предполагает:  выделение целей и задач самими учащимися, самостоятельный отбор методик исследования, планирование хода работы, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, поиск необходимых ресурсов.
К долгосрочным групповым относится документальный проект «Монументальный облик Орехово-Зуева: вчера, сегодня, завтра».
Эта работа носит краеведческий характер и ее цель – это создание медиа-ресурса для учителей истории , духовного краеведения Подмосковья, искусства.
    Этот проект разрабатывался двумя ученицами 9 класса в течении 2,5 месяцев. Он состоит из 3 частей: исследование, документальный фильм и карты туриста.
Моя задача, как научного руководителя заключалась в построение алгоритма выполнения проекта, помощи в определении четкой цели и задач, установлении связей с общественными организациями, т.к. в проекте были задействованы сотрудники Историко-краеведческого музея, представители научной среды города Орехово-Зуево и контроль за выполнением работы.
Работа была оценена мною, моими коллегами на городской декаде наук и представителями городской общественности, благодаря средствам массовой информации.

Четвертый ряд колец – внешкольный проект


Так как одним из девизов профессионального педагога является «Делай как я, делай со мной», то  привлечение моих учеников и к социальным внешкольным проектам, которые будут оцениваются сверстниками, родителями, друзьями, городской администрацией тоже одно из направлений моей деятельности. Уже второй год подряд в декабре-январе на лыжной базе проводятся дни русских традиций «Славянские забавы». Мероприятие включает в себя забытые русские игры, турнир «Щит и меч», различные виды хороводов, песни и танцы под фольклорные инструменты.  Организаторами выступают Молодежный клуб, ВПК «Русичи» и КИР «Войного застава», членом которого я являюсь. Часть моих учеников, а по совместительству и воспитанников клуба «Войнова застава», помогают в организации и проведении данного мероприятия. Члены клуба ведут и просветительскую деятельность среди своих сверстников, занимаются изготовлением элементов вооружения русских витязей, практикуют историческое фехтование и многое другое.


Применение вышеизложенной  методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Конечно, необходимо учитывать и общие недостатки проектного метода:

·          неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

·          повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако, плюсов у метода гораздо больше.

Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.


История в школе не должна быть «сухой наукой», которая отталкивает от себя потенциальных Ключевских, Грековых, Скрынниковых и прочих талантливых ученых. История должна раскрывать в детях самые лучшие гражданские и человеческие качества, посредством материального воссоздания ее отдельных элементов. 



Тэги: опыт работы



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.
Нина Николаевна, спасибо, что Вы внимательны. Прекрасное качество! На фотографии у вас декоративная жимолость-каприфоль(лиана), а у меня отцвела жимолость с`едобная(кустарник) со скромными жёлтыми цветками и, в будущем, с голубыми ягодками. Впервые увидела в Дагестане. Там она очень сладкая. Варенье вкусное. Нужно садить рядом несколько сортов для опыления(у меня 5сортов)
Да, Нина, я этот сайт видел. Ну, во-первых, я нигде не нашёл записи `Акаций` в исп. Паниной... Ну, это ладно, не сохранились, хотя тогда откуда знание, что они были. А вот тексты первоначального и последнего вариантов вообще не совпадают с `армейскими`, даже по размерам строк, а следовательно, и мелодия не может совпасть. И ритм, и настрой.... Для чего сюда вплели `Смело мы в бой пойдём`? Ну да, ты права, будем просто слушать и наслаждаться, видимо, что-то напутано....Ну и ладно.. PS. Кстати, у Вари Паниной тоже есть песня `Хризантемы` 6813668-a3298085 Запись, конечно, та ещё, но ведь 120 лет пролетело!!! А вот `Белой акации гроздья...` есть в исп. Валентины Паниной, современной актрисы... Иногда вижу исполнение, где написано: `Редакция Вари Паниной`, а что это -????





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/