II
. Работа с
текстом.
1.
Работа с текстом до чтения. Актуализация знаний.
|
– Все (и дети, и взрослые) любят получать подарки. А
письма?
Фронтальная работа с классом
.
– Четыре года вы получали письма не в конверте, а в
учебнике «Литературное чтение». И вот к вам снова обращаются Рустэм
Николаевич и Екатерина Валерьевна Бунеевы, авторы учебника «Литература» для
5-го класса. На что вы обратили внимание, когда читали?
Ответы фиксируем на доске, выделяем
главное
.
– Давайте прочитаем ещё раз и проведём диалог с
авторами учебника.
– Какое свойство литературы мы анализировали на
прошлом уроке? (Литература – это искусство слова.)
– Какими навыками необходимо обладать для работы с
текстом?
(Навыками грамотного и компетентного читателя.)
– Давайте вспомним, на что при работе с текстом
должен обращать внимание грамотный и компетентный читатель (записываем в
тетрадях). (Задача читателя – понять фактическую сторону – то, что
непосредственно написано в тексте; подтекстовую – то, что не написано, но
подразумевается; концептуальную – смыслы текста. Это можно сделать при помощи
«диалога с автором».)
|
Регулятивные УУД
1.
Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1.
Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную.
2.
Пользоваться изучающим видом чтения.
3.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4.
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5.
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выбо-
рочно.
6.
Пользоваться словарями, справочниками.
7.
Осуществлять анализ и синтез.
8.
Устанавливать причинно-следственные связи.
9.
Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
2.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4.
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
8.
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные
результаты
1.
Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2.
Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология
оценивания
«
На уроке
ученик сам по
алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку,
когда показывает выполненное задание.
Учитель имеет право
поправить
оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После
уроков за письменные задания оценку и отметку
определяет учитель.
Ученик
имеет право
поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя
алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки
(вопросы
к ученику):
1-й
шаг.
Что нужно
было сделать в этом задании (задаче)? Какая была
цель, что нужно было
получить в результате?
2-й
шаг.
Удалось
получить
результат? Найдено решение, ответ?
3-й
шаг.
Справился
полностью
правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й
шаг.
Справился
полностью
самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый
уровень (базовый) – решение простой типовой задачи
, где требуется применить
сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что
необходимо
всем. Это
«хорошо, но не отлично».
Программный
уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи
, где требуется либо применить
знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и
умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень
функциональной
грамотности – «
отлично».
Максимальный
уровень
–
решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением
самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
2.
Работа с текстом во время чтения. Диалог с автором. Формулирование темы
урока.
|
На этом этапе в ходе «медленного чтения»
происходит
вычитывание смыслов текста
:
1) литература – искусство слова;
2) уметь читать – значит понимать
прочитанное, а для этого нужно вести «диалог с автором»; размышлять над
характерами и поступками героев, эмоционально реагировать на прочитанное,
сопереживать.
– Попробуйте предположить, какие произведения относятся
к приключенческой литературе, какие – к фантастике, какие написаны в жанре
детектива. Что вам помогло высказать эти предположения? (Названия книг,
фамилии авторов.);
3) предстоит и дальше учиться, чтобы
стать настоящим читателем;
4) предстоит встретиться с
произведениями новых для нас жанров
– Найдите их в конце учебника в разделе «Содержание».
– К чему призывают нас Рустэм Николаевич и Екатерина
Валерь-
евна?
– Какую тему мы запишем сегодня на доске (вместе
формулируем тему
«Новый учебник и его
герои»). (Слайд 1.)
|
2.
Обсуждение героев учебника.
|
– Дома вы внимательно прочитали пролог. Вы помните,
что это
такое? (
Ответы.)
(Слайд 2.)
– Есть ли в нашем прологе рассказ о предшествующих
событиях?
– С кем вы встретились в начале пролога? (С Олегом,
мама которого работает в библиотеке.) Каким вы представили Олега? (
Ключевые
слова
:
пятиклассник, помощник мамы, в
библиотеке расставляет
книги, не хотел читать книги «по
списку», разбирается в военной
форме и знаках различия, учился по
книгам серии «Свободный ум»
.
) (Слайд 3.)
– Дома вы были внимательными читателями, и описание
героев
помогло вам составить представление о каждом из них.
Давайте перечитаем три описания (учебник, с. 5–6).
– А теперь давайте на основе ключевых слов
(оценочных деталей) составим словесные описания (словесные портреты) этих
персонажей (
Работа по группам.)
Информация для
учителя.
Акцентируем внимание на оценочных
деталях образов (Паганель – «лицо умное и весёлое»; Шерлок Холмс – «взгляд
острый, пронизывающий», «тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой
энергии и решимости», «квадратный подбородок тоже говорил о решительном
характере»; Саня Григорьев – «подтянутый, аккуратный»; д’Артаньян –
«выдающиеся скулы – «признак хитрости», «взгляд открытый и умный»).
(Слайд 4.)
– Итак, мы составили
портреты
незнакомцев. А
может быть, мы их
знаем? (
Ответы
детей.)
|
3. Анализ
понятия «портрет литературного героя».
|
– Теперь пусть каждый из вас, используя полученные
знания и личный опыт, напишет, что же это такое – «портрет литературного
героя» (
индивидуальная работа). (Слайд
5, 6.)
– Давайте послушаем, что же у нас получилось? Что
совпало, а что нет? Как вы думаете, что всё-таки такое словесный портрет и
для чего он служит?
(Слайд 7.)
1. Словесный портрет – это словесный образ, описание
внешности героя.
2. Портрет литературного героя – это не просто
словесный образ, а некое отражение его внутреннего мира с помощью словесного описания.
3. Портрет литературного героя – это его внешность,
манера одеваться, особенности речи, свойства характера (образ мыслей, сны, воспоминания
и др).
4. Портрет литературного героя обычно
рассматривается в сочетании (противопоставлении) с другими портретами
(героями).
5. Портрет литературного героя в той или иной
степени всегда является его оценкой.
– Посмотрите, что у нас получилось. Записываем в
тетради.
– Выполняем задания 1–6 в рабочей тетради (с. 4–6). (
Групповая/индивидуальная работа.)
|
IV
. Самостоятель-ный
анализ текста.
|
– А теперь самостоятельно читаем и анализируем текст
на с. 6–8 (
индивидуальная работа).
– Каждый из героев представился. Сопоставьте
результат
чтения и свои первоначальные прогнозы. (
Ответы детей.)
– Как бы вы ответили капитану Григорьеву? «Опытный
лётчик ещё до начала полёта может сказать, что его ждёт в пути. А по каким
признакам можно ещё до начала чтения произведения предположить, какова будет
его тема, содержание, кто герои»? (Предвосхищение текста, анализ с
использованием названия, иллюстраций, имени автора.)
– Паганель заметил, что «беседа – приятнейшее препровождение
времени, а беседа с умным человеком приятна вдвойне».
И он тоже
задаёт вам вопрос: «Что значит беседовать с автором
во время чтения? На что следует обратить внимание?» (Диалог с автором и его
определение.)
– Д’Артаньян утверждает: «Всегда нужно уметь читать
между
строк». Согласны? И он спрашивает у Олега, «как
можно прочесть
спрятанные между строк мысли писателя?» (Вопросы к
подтексту.)
– Те, кто читал Конан Дойла, помнят, как Шерлок
Холмс расследо-
вал преступления, используя приёмы дедуктивного
анализа (от общего – к частному). О чём же он напоминает нам, грамотным читателям?
(Литературный портрет, как правило, раскрывается при помощи дедуктивного
анализа.)
|