I
II. Работа с
текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
Актуализация знаний.
|
–
Какими были ваши ожидания до прочтения?
–
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
–
На что обратили внимание перед чтением и почему?
–
Как вы думаете, почему у человека может возникнуть потребность описывать
героев, живущих по законам чести? (Вспоминаем Николая Гумилёва и его
стихотворение «Капитаны».)
–
Возможно, в жизни писателя Александра Дюма тоже найдётся ответ на этот
вопрос?
Информация для учителя.
Отцом Александра Дюма был наполеоновский генерал
Дюма Дави де Ла
Пайетри, Тома-Александр (1762–2806)
. Он знал всю когорту
наполеоновских генералов, дружил с ними (будущего писателя, маленького
Александра Дюма, держал на коленях Мюрат); он был силён как лев, огромен и
простодушен. Однажды он захватил австрийское укрепление, попросту перекидав
туда своих солдат через двухметровую стену. Когда Наполеон поставил его
командовать кавалерией, он в одном бою захватил шесть знамён. Простой и
честный даже с врагами, он однажды был отравлен, выжил, но оказался в
отставке без выходного пособия. Наполеону генерал-калека был не нужен.
Больной Дюма умер
на сорок четвёртом году жизни, оставив жену и двух детей (дочь
Александрину-Эме и сына Александра — будущего писателя) практически без
средств к существованию.
(Андре Моруа «Три Дюма». – М.: АСТ, Олимп, 1998.)
(Слайд 3.)
Как же сложилась жизнь самого Александра Дюма?
Лучшая часть огромного литературного наследия Александра
Дюма-отца (1802–1870) была создана в эпоху
его увлечения романтизмом и представляла собой большую серию романов,
отразивших огромный период исторического развития Франции – от XV до середины
XIX века. К ним и относятся «Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя»
(1845) и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848–1850). (Слайд 4.)
Понятия Дюма о чести и достоинстве нашли своё отражение на
страницах этих произведений.
|
Регулятивные УУД
1.
Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1.Самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную.
2.
Пользоваться изучающим видом чтения.
3.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4.
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5.
Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно.
6.
Пользоваться словарями, справочниками.
7.
Осуществлять анализ и синтез.
8.
Устанавливать причинно-следственные связи.
9.
Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
2.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4.
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
8.
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные
результаты
1.
Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2.
Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология
оценивания
На
уроке
ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и
(если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание.
Учитель
имеет право
поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик
завысил или занизил её.
После
уроков за письменные задания оценку и отметку
определяет учитель.
Ученик
имеет право
поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя
алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки
(вопросы
к ученику):
1-й
шаг.
Что нужно
было сделать в этом задании (задаче)? Какая была
цель, что нужно было
получить в результате?
2-й
шаг.
Удалось
получить
результат? Найдено решение, ответ?
3-й
шаг.
Справился
полностью
правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й
шаг.
Справился
полностью
самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый
уровень (базовый) – решение простой типовой
задачи
,
где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде
всего опорной системы, что
необходимо всем. Это
«хорошо, но не
отлично».
Программный
уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи
, где требуется либо применить
знания по новой, изучаемой в данный момент теме,
либо «старые» знания и умения, но в новой,
непривычной ситуации. Это уровень
функциональной грамотности – «
отлично».
Максимальный
уровень
–
решение
«сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно
добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
2. Работа во время чтения. Диалог с
автором. Формулирование темы урока.
|
–
Самостоятельно читаем рассказ д’Артаньяна об Александре Дюма. Составляем в
тетрадях литературный портрет писателя в виде кластера.
–
Что вам показалось наиболее важным в этом рассказе?
Информация для учителя.
Романы «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де
Бражелон, или Десять лет спустя» составляют трилогию.
Трилогия
(
греч.
trilogia, от tri – три и
logos – слово) –
«три самостоятельных
произведения,
объединённых в одно целое общностью идеи, преемственностью сюжета, главными
героями»
*. Эти книги до сих пор
остаются гимном дружбе четырёх отважных мужчин, таких различных по характеру,
темпераменту, но всё же, несмотря на игру политических и иных страстей,
сохранивших верность друг другу буквально до последнего вздоха. Роман «Три
мушкетёра», стоящий на первом месте не только по времени своего создания, но
и по своей популярности, описывает события французской истории второй
половины 20-х годов XVII века (восемнадцатилетний д’Артаньян приезжает
впервые в Париж в 1625 году).
Правивший в ту пору король
Людовик XIII был достаточно слабым и бесхарактерным человеком, а настоящим,
сильным и властным правителем Франции был его всемогущий первый министр
кардинал де Ришелье. Он мечтал превратить раздробленную на провинции Францию
в единое сильное государство – абсолютную монархию. А. Дюма пишет, что у
короля был свой двор, свои приверженцы и своя партия, а у кардинала – свой
двор, свои приверженцы и своя партия. И от того, на чьей стороне стоял
дворянин, могла во многом зависеть его судьба, а иногда и жизнь. Наш молодой
герой будет выбирать свою дорогу – дорогу чести.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня с
вами будем говорить? (Вместе с учениками формулируем тему урока «Жизнь по
законам чести».)
|
3. Анализ содержания.
Штрихи
к
литературному портрету
д'Артаньяна
.
|
–
На прошлом уроке мы анализировали облик д'Артаньяна. Сегодня мы дополним его
литературный портрет.
…Итак,
д’Артаньян уезжает на поиски счастья из родной провинции, Гаскони, и отец
даёт ему наставления (
вместе с детьми
вспоминаем наставления):
–
поддерживать честь своего дворянского имени;
–
быть храбрым и мужественным («вы молоды и обязаны быть храбрым по двум
причинам: во-первых, вы гасконец, и, кроме того, – вы мой сын»);
–
не покоряться никому, за исключением короля и кардинала;
–
не опасаться случайностей и искать приключений;
–
жить счастливо и долго, верить в свою звезду («ведь достиг же славы и
почестей господин де Тревиль»).
Записываем в тетрадь под заголовком
:
«Законы чести д'Артаньяна»
(
вместе формулируем):
–
гордость;
–
храбрость;
–
верность;
–
стремление к справедливости;
–
неподкупность.
Дополняем по мере анализа глав 1–4 (индивидуально, с последующей
проверкой).
(Слайд 5.)
–
Как же начинает свою дорогу наш герой? Выполняет ли он отцовские заветы?
Предполагаем ответ, вспоминаем сцену с незнакомцем из Менга
(графом Рошфором).
Какие черты портрета мы можем выделить:
– нежелание д’Артаньяна прощать обиды,
– его храбрость
. (Слайд 6.)
В сцене с господином де Тревилем (глава 3) проявляются:
– ум и проницательность;
– умение восхищаться другими людьми (отсутствие зависти);
– сострадательность, прямодушие и искренность
.
(Слайд 7.)
Глава 4:
д'Артаньян дело чести
ставит выше карьеры (бросается за незнакомцем, своим оскорбителем, не
взяв у господина де Тревиля рекомендательного письма, в котором, может быть,
заключалось всё его будущее).
Далее мы замечаем:
– озорство и остроумие д’Артаньяна;
– способность всегда сохранять бодрое расположение духа. Ему
жалко Атоса, и он ругает себя за чёрствость по отношению к нему, но случай с
перевязью Портоса забавляет его, а надменность Арамиса раздражает. Никому из
них он не позволяет поучать себя, хотя благоговеет перед мушкетёрами.
(Слайд 8.)
–
Докажите, что наш герой поступает согласно законам чести.
–
Предположите другие варианты развития событий.
Важно, чтобы дети сами пришли к выводу, что иначе д'Артаньян
поступить просто не мог, тогда он не был бы самим собой
.
(Слайд 9.)
–
Составьте
литературные портреты Атоса,
Портоса, Арамиса (
групповая работа).
–
Сопоставьте с портретом д'Артаньяна и подчеркните общие принципы.
–
Почему именно эти люди стали друзьями главного героя? Было ли это
случайностью?
–
Что говорят о них их портреты?
–
Что мы узнаем о характерах трёх друзей по их речи, манере поведения?
–
Кто, с вашей точки зрения, добрее: Портос или Арамис?
–
В чём разница отношения Арамиса к Атосу и к Портосу?
–
В чём вы видите сходство этих трёх характеров?
–
Как вёл себя каждый из мушкетёров в стычке с д’Артаньяном?
(Слайд
10.)
|