Проблемы преподавания геометрии в школе.
На сегодняшний день одной из острых проблем в образовании
является вопрос преподавания геометрии. Если проанализировать результаты ОГЭ и
ЕГЭ за последние годы, то можно увидеть, что процент выполнения геометрических
задач незначительно, но увеличивается из года в год, но вместе с тем, процент
выполнения алгебраических задач остается знач
ительно выше, чем геометрических.
Низкий процент выполнения задач на ОГЭ, планиметрической и стереометрической
задач в 3 части ЕГЭ.
В разное время высказывались различные суждения по поводу
изучения геометрии, и её места в системе школьного образования. Хотелось бы
поделиться своими проблемами, наработками на этот счёт.
Изучение геометрии традиционно начинается с 7 класса. И
здесь мы сталкиваемся с тем, что многим учащимся трудно излагать свои суждения,
доводы, выдвигать гипотезы. Некоторым не хватает словарного запаса, некоторым
логики, воображения - теорию вызубрили, а на практике применить не могут.
Вследствие этого у детей постепенно теряется уверенность в себе, интерес к
предмету.
Следует понимать, что в геометрии, в отличие от алгебры,
практически нет алгоритма решения задач. Почти каждая геометрическая
задача является нестандартной. Можно в только что решенной задаче поменять
буквенные обозначения или переориентировать чертёж и многие учащиеся не
могут провести аналогию.
При решении стереометрических задач прослеживается
недостаток пространственных представлений, умений правильно изобразить
геометрические фигуры, провести дополнительные построения, применить полученные
знания к решению практических задач.
Поэтому развивать
воображение, вводить курс геометрии нужно как можно раньше. Целесообразно
вводить наглядную геометрию, причем с начальной школы. Тогда многих проблем
можно будет избежать.
Несколько поправить положение в решении базовых задач может
и «возврат к старому» - проведение устного экзамена по геометрии. В лицее мы
практикуем это уже третий год, и есть, чем похвалиться: повысилось качество
знаний по предмету, увеличился процент выполнения базовых заданий на итоговой
аттестации, у учащихся повысился интерес к предмету.
Следующая проблема – подготовка к решению задач повышенного
уровня сложности. На этом этапе я столкнулась с проблемой выбора учебника: на
мой взгляд, не смотря на сегодняшнее многообразие учебников, ни один не
удовлетворят запросам сегодняшних требований в выпускникам. Приходится
использовать сразу несколько, соответственно и программу приходится расширять
самостоятельно. В этом году составляла программу углубленного изучения
геометрии для 8 класса ( основной учебник -
Геометрия.
7 - 9 классы. Атанасян Л.С. и др.), календарно-тематическое планирование
размещено на моей странице.
Хотелось бы узнать мнения других учителей по разрешению
этих проблем, возможно кто-то поделится опытом, выскажет предложение,
пожелание. Буду рада сотрудничеству.