|
Елена Сергеевна Савранская
«Пора вернуть в школу формулу Яна Амоса Коменского: «Сначала любить – потом учить»
Когда 13% учителей трудятся на две ставки, а подавляющее большинство – на полторы ставки и более, и при этом все загружены отчетностью, заниматься детьми им просто некогда.
-
К актам публичного насилия в школе можно относиться по-разному: можно как к факту, а можно как к явлению.
Если мы рассматриваем факт, то должны понять, почему именно этот парень – тихий троечник – вдруг совершил преступление с таким количеством жертв.
Сейчас правоохранительные органы ищут его связи с украинскими националистическими организациями, но похоже, что это не теракт, а именно акт публичного насилия.
Если же рассматривать подобные события как явление, то напрашиваются совсем иные выводы.
Я расцениваю трагедию в Керчи как явление. Напомню, что с 2013 по 2017 годы в системе российского образования произошло 15 актов публичного насилия, в 2017 году – около девяти, в 2018 году – шесть, но последний случай – самый страшный.
Естественно, возникают вопросы: кто виноват и что делать?
Самый простой ответ, который часто дают – это недостаточный уровень безопасности в школах.
Нам предлагают везде поставить металлоискатели, в качестве охраны – бойцов Росгвардии, оградить здания образовательных организаций высокими заборами и т.д.
Но я хотел бы напомнить, что металлоискатель в Керченском колледже есть. Говорят, правда, что его не очень активно использовали, и это неудивительно.
Если каждого студента проверять этим прибором, то учащиеся попадут на занятия к их окончанию.
Заборы тоже не помогут, поскольку акты публичного насилия совершают в основном сами учащиеся, которые попадают в свои учебные заведения по пропускам.
Смотреть надо глубже, и прежде всего следует задуматься о том, почему школьные теракты, раньше считавшиеся чисто американским явлением, сегодня становятся приметой российской действительности?
Причина – в крайне агрессивной общественной среде, СМИ и отчасти в самой системе образования.
Если при царях и генсеках Россия была страной общинной, коллективной, то сегодня специалисты говорят о расцвете жесткого конкурентного индивидуализма, когда человек испытывает радость не только от своей победы, но и от поражения других.
Это признак очень высокой агрессивности общества, которая возникла под влиянием телевидения и Интернета.
Что касается самой системы образования, то она становится все более бюрократической.
Российский учитель – рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на разного рода отчеты, бумаги и прочие бесполезные занятия.
Во многом работа педагога оценивается по количеству подготовленных им олимпиадников, а не по тому, сколько внимания он уделяет другим учащимся.
Как сказала мне одна знакомая учительница из Санкт-Петербурга, дети безошибочно чувствуют, что мы делаем для них, а что – ради отчетов и документооборота.
Поэтому нужно укреплять безопасность – возможно, это повлияет на сокращение числа актов публичного насилия, но нельзя думать, что только эти меры позволят преодолеть беду.
Необходимо возвращаться от системы мертвого бюрократического образования к системе образования живого, в центре которого – Ученик и Учитель.
Мы заговорили о значении воспитания, но оно часто сводится к формальным акциям, а не к живой работе с детьми.
Важно задуматься и о статусе педагога.
Когда 13% учителей трудятся на две ставки, а подавляющее большинство – на полторы ставки и более, и при этом все загружены отчетностью, заниматься детьми им просто некогда.
Что касается психологов, то я хотел бы напомнить слова директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Зураба Кекелидзе о том, что около 70% школьников имеют те или иные проблемы с психикой.
Поэтому психологов в школы возвращать точно надо, но при этом следует иметь в виду, что один психолог со всеми проблемными детьми не справится.
И здесь я опять возвращаюсь к теме агрессии в обществе, которая является главной причиной школьного насилия.
Я разделяю позицию известного героя фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Преступность будет побеждена в эру милосердия».
И пора вернуть в школу формулу Яна Амоса Коменского: «Сначала любить – потом учить».
Иначе, какие бы меры безопасности мы ни принимали, количество актов насилия в системе образования будет только увеличиваться…
Олег Смолин
|
| 2018-10-29 21:16:10 - Александр Геннадьевич Покаевский Как раз - с точностью до наоборот.
Убрать из школ России всю эту заграничную псевдолиберализацию.
`Керченская трагедия доказывает, что американская модель жизни, которую Путин и либералы копируют полностью и совершенно бездумно, имеет системный баг. Баг это проявляется в неизбежных школьных расстрелах. В России в подобном виде таковых не было никогда, даже когда по селам едва ли не в каждой избе были охотничьи ружья. Могли быть подростково-мужские личностные конфликты, когда кто-то хватался за нож или бежал за ружьем. Но вот так запланировать убийство своих однокурсников чисто от одиночества и безмерной ненависти ко всем, - такого в России не было и быть не могло.` | | 2018-10-29 21:26:53 - Елена Ивановна Иванова вернуть пора только здравый смысл, а не психиатрические лечебницы. У детей нет никаких отклонений, кроме отсутствия воспитания.
Просто надо с 1 класса заниматься воспитанием. Не абстрактным, не гармоничную патриотическую личность воспитывать, а хотя бы добиться, чтобы в стенах школы на переменах ни одного матерного слова не было слышно, уже достижение. | | 2018-10-29 21:31:17 - Александр Владимирович Серолапкин (А.Г. Покаевскому)
Не путайте Сибирь с Московией и не мешайте
пространство со временем. В Сибири, может быть,
и нынче ружья по избам висят, и никто из них
по людям не бабахает. А в гнилой столичности
разросшийся заморский чертоплох колючками
за новомодные иноземные портки на российских
гражданах цепляться во всякий день норовит.
(Елене Сергеевне Савранской)
Пора бы вернуть,да вот только кому ворачивать-то ?
Нешто нам, сиволапотным ?
Так ведь не мы балом правим.
А кто заплатил, тот и заказывает музыку.
А кто заплатил ? Вопрос, конечно, интересный.
У меня всё время крутится в сознании красочное слово - ``пиндосы``.
И вот пока они, пиндосы, из своей Пиндосии ловчатся
нами управлять, здесь, в нашей Раше, находятся другие,
которые всю эту ахирень берут на ура, и разводят,
как мужики разводили махорку, и нас заодно разводят.
И не сказать, что по глупости. Дураков нет !
А от того, что наверху в проруби плавает...
Ну сами знаете, что.
| | 2018-10-29 22:02:19 - Елена Ивановна Иванова Почему не разобраться в этом моменте? Почему надо накопить грязную кучу и сидеть плакать, что такую кучу мусора уже не разгрести. Почему нельзя следить за каждым фантиком-то?
Когда он первый раз руганулся матом, когда первый раз плевать хотел на замечание учительницы? Если он плюет на то, что учитель не хочет слышать мат, то почему он ножом в нее не ткнет?
Почему он поздравляет с 8 марта, поет песню на 8 марта на музыке, ах, учитель, мой учитель, а сам плевать хотел и орет матом на товарищей?
Может быть надо остановить его еще тогда, когда есть хоть какой-то смысл это делать, а не ждать, пока хметьевская свалка с семи-этажный дом образуется?
Проблема в том, что из школы выходят дети, которые не думают друг о друге. Школьник свободно оскорбляет другого на перемене и ему ничего за это нет. Максимум - дружба развалилась, появились два врага. А школа и не знает, ей нет до этого дела. А детям нет дела до школы. Все просто.
Моешь посуду - чистая посуда. Не моешь - грязная. Чудес нет. | | 2018-10-29 22:42:19 - Александр Геннадьевич Покаевский Сам себе дивлюсь - как терпения хватает!)))
`...он первый раз руганулся матом..`
Что делать будешь?
Допустим, я знаю, что сделать, чтобы, по крайней мере, при мне он больше не `руганется`.
Но у меня методы `отучения` нешкольные.
| | 2018-10-29 22:50:58 - Ирина Валентиновна Ермакова Первый раз ругнулся матом... Это, бесспорно, событие. Только до школы он где-то воспитывался. И, скорее всего, там, где он воспитывался разговаривают матом. Поэтому он даже не замечает, что сказал что-то не то. | | 2018-10-29 22:59:37 - Елена Ивановна Иванова Ир, ножичком он в нас тыкать будет, а не в родителей. | | 2018-10-29 23:05:35 - Александр Геннадьевич Покаевский Именно об этом я и говорю, Елена Ивановна.
АК нужно выдавать вам, а не родителям.... вместо Коменского. | | 2018-10-29 23:13:56 - Ирина Валентиновна Ермакова Лен, не факт. | | 2018-10-30 07:07:31 - Александр Леонидович Ус Воспитанием надо заниматься и до первого класса.
Я знаю расхожее выражение о том, что `Каждый знает, как лучше учить`.
Но каждый знает и как лучше воспитывать - и у этого выражения не одна сторона. Поясню:
- Я был бы очень круто недоволен, если бы учитель-активист стал бы перевоспитывать моих ребёнков. Перевоспитывать в силу своей глубокой убеждённости, что, раз он - учитель, то я теперь совершенно никто и надо кровь из носу воспитывать, воспитывать, воспитывать. Утрирую специально, чтобы заострить внимание и на этой части проблемы.
... Вот задвину сейчас скромность и сообщу: я могу научить своих детей не только `тыкнуть ножиком` результативно и с толком. И обращению со `стволом`. Но это не значит, что дети стали бы тыкать и обращаться в ущерб здравому смыслу, обществу, школе.
И `корректировать` их поведение, отношение ко мне и то, что несу им я - с безусловностью следует крупно остеречься. Каким бы обязательным не виделось кому-то своё призвание воспитывать всех и везде. | | 2018-10-30 08:24:36 - Марьяна Федоровна Рженичева Ох, как верно, Александр Леонидович!
Мы учим их не выяснять отношения кулаками,
а папа говорит:`Бей до крови`.
Учителя могут только говорить о правилах
поведения в школе, в общественных местах,
поддерживать то хорошее, что заложено
родителями. | | 2018-10-30 10:38:14 - Инна Викторовна Полякова `У детей нет никаких отклонений, кроме отсутствия воспитания.`
Чудовищное заблуждение. Крайность, произрастающая безусловно из благих педагогических намерений, но как всякая крайность ведущая в ад.
С автором статьи согласна в том, что причиной последних школьных публичных актов насилия являются агрессия общества и предельная бюрократизация учебного процесса. Только причину агрессии нужно не в СМИ и Интернете искать. СМИ и Интернет - лишь зеркало, отражающее кривую рожу. Причина глубже - в основах новоявленного социального, точнее антисоциального строя. Удивлена, что глубоко уважаемый мною депутат, коммунист, Олег Николаевич Смолин прямо этого не сказал. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|