Лэпбук
как современное дидактическое средство обучения на уроках биологии.
В условиях перехода к ФГОС ООО
педагогика активно ищет новые средства и методы обучения, позволяющие
реализовать деятельностный подход. Одной из таких форм стал лэпбук. Лэпбук
(от англ. lapbook) – самодельная интерактивная доска, или доска проектов,
с подвижными деталями, вставками, которые можно доставать, перекладывать. В ней
собирается материал по определенной теме, вопросу. Изготавливается такое
пособие на уроке или в домашних условиях и является результатом активной
групповой работы учащихся. Термин "лэпбук" (lap – колени, book –
книга, дословно «наколенная книга») был впервые введен Тэмми Дюби, которая
использовала данное средство, целиком умещающееся на коленках, для систематизации
информации при обучении своих детей.
Вся «прелесть» лэпбука в его
оформлении – он напоминает детские книжки-панорамы, с которыми можно играть,
открывая что-то новое, отчего он становится очень привлекательным. Не
удивительно, что это средство обучения быстро завоевало популярность начиная с
дошкольных учреждений. Однако, лэпбук с не меньшей эффективностью можно
использовать и в обучении более старших детей. В этом случае, у лэпбуков есть
несколько явных преимуществ:
·
это «свежая» форма организации учебного материала,
отличающаяся от ставших уже традиционными для старших школьников коллажей,
интеллект-карт, кластеров и т. д.;
·
это возможность задействовать в учении сразу несколько
органов чувств – зрение, тактильные ощущения, и даже вкус;
·
это творческий результат индивидуальной или групповой
работы обучающихся;
·
это одновременно и метод (или технология), и средство
обучения, так как, с одной стороны, сам процесс создания лэпбука способствует
обучению, с другой стороны, с помощью полученного продукта также можно
осуществить повторение материала как самому автору лэпбука, так и другим
ребятам;
·
это «пластичное» средство обучения, которое может быть
абсолютно самодостаточным, и в то же время легко комбинироваться с другими
средствами и формами работы (например, лэпбук может выступить продуктом
проектной деятельности, стать прекрасным вариантом альтернативного домашнего
задания и др.).
Нас заинтересовали возможности
лэпбука в обучении биологии. Естественно, что уровень самостоятельности старших
школьников при создании лэпбука гораздо выше, нежели в начальной школе, вплоть
до полной самостоятельности. Кроме того, меняется цель данной работы – это уже
не столько средство обобщения и систематизации знаний, сколько способ взглянуть
иначе на информацию: упростить, сделать необходимые акценты, создать
дидактическое пособие на свой вкус.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно
усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Эти тематические пособия в идеале разрабатываются специально под конкретного
ребенка с его уровнем знаний.
Виды
лэпбуков, которые можно использовать в обучении биологии:
1. в
зависимости от того, кто выступает автором:
1.
созданный учителем – в данном случае он является
средством обучения, учебным пособием;
2.
созданный учащимися в ходе проектной деятельности – в
этой ситуации он выступает как метод обучения.
2.
В
зависимости от формы:
1.
стандартная книжка с двумя разворотами;
2.
папка с 3-5 разворотами;
3.
книжка-гармошка;
4.
фигурная папка.
3.
в
зависимости от содержания:
1.
лэпбук по школьному предмету. Такие лэпбуки делаются
непосредственно по школьным дисциплинам (в нашем случае по биологии). Они
предназначены для тщательной проработки темы в познавательной форме, поэтому
содержат основные понятия параграфа, отражают связь изучаемого с жизнью, а
также включают задания на закрепление. Чтобы полученное пособие выполняло
функцию тренажера, учитель может перечислить его обязательные компоненты, дать
обобщенный шаблон. Это позволит учащимся одновременно проработать все необходимые
вопросы и проявить творчество в рамках конкретных компонентов, а содержание
лэпбука станет своего рода отражением содержания конкретного параграфа, темы
или раздела. Так как основная цель здесь – запоминание информации, то в пособие
подобного типа можно фиксировать подходящие мнемоприемы, приводить аналогии,
метафоры, ассоциации. Подобный лэпбук можно составить при изучении темы «Клетка»,
«Ткани», «Корень» и др.
2.
Энциклопедический лэпбук. Он создается по материалам
химической энциклопедии, с той же структурой и содержанием: определение
(определения), классификация или типология, статистические, количественные
данные и т. п. Этот тип лэпбука обычно обеспечивает комплексное освещение
вопроса, выходящее за рамки изучаемого параграфа или темы (например, лэпбуки по
темам «Красная книга» и др.).
3.
Тематический лэпбук. Данное пособие составляется по
определенной теме, (например, «Корень», «Цветок», «Лист» и др.). Содержание
лэпбука выходит за рамки изучаемого параграфа. Тема такого проекта чаще всего
является метапредметной, что позволяет проанализировать определение с позиции
разных наук, привести разностороннюю классификацию. Структура лэпбука также
отличается высокой вариативностью. Этот вид лэпбуков чаще других становится
продуктом проектной деятельности. Кроме того, такой лэпбук может выполнить
роль отчета по учебной экскурсии.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к
предметно-развивающей среде:
·
информативен;
·
полифункционален:
способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти,
внимания;
·
пригоден к
использованию одновременно группой ребят;
·
обладает
дидактическими свойствами;
·
является
средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру
искусства;
·
вариативен (есть
несколько вариантов использования каждой его части);
·
его структура и
содержание доступны возрасту;
·
обеспечивает
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Используемые ресурсы:
infourok.ru/ispolzovanie-lepbukov-na-urokah-biologii-3514077.html
www.uchportal.ru/fgos/lapbook-kak-novyj-sposob-sistematizacii-zna