|
|
Блог школы - Средняя школа № 687 с углублённым изучением английского языка
Иногда учитель рассматривает обучение под своим углом - принуждать к
обучению или полагаться на эмоциональную потребность учащихся связанную
с личностным ростом.
В "Юридическом словаре" записано: "Принуждение - один из методов
управления, основанный на порицании и применение мер наказания за
нарушение установленных норм"(3,с.773).
Принуждение к обучению - это когда ученику перекладывают
ответственность до уровня выполнения того, что ему говорят. Учителя
прибегают к принуждению в том случае если ученик не желает обучаться
под постоянным контролем, сомневается в себе или ему лень выполнять
задание. Он обучается без желания и мотива - обучается вынужденным,
неестественным способом. В этом случае ученик сам уничтожает свою
потребность и ответственность за обучение, перекладывая результаты
обучения на учителя и родителей. В результате естественное обучение
чрезмерно контролируется со стороны учителя и родителя, к тому же в
процесс обучения вторгаются сомнения в своих способностях и умениях.
Когда учащийся начинает терять уверенность в своих способностях,
знаниях и умениях - незаметно подкрадывается кризис неуверенности
обучения, искаженное представление о себе и даже синдром выученной
беспомощности. Одновременно многочисленные ошибки при обучении
воспринимаются как угроза собственной целостности и безопасности.
Чтобы перестать принуждать ученика к обучению необходимо повысить
ответственность за результаты обучения, научить его без оценочно
доверять самому себе, позволить ученику самому найти необходимый для
него путь к знаниям, умениям и навыкам (спонтанность), создать ярко
выраженные поощряющие условия (эмпатию, конгруэнтность, позитивное
принятие)["Дети не учатся у тех, кто им не нравится"].
Совместный поиск при обучении
Как же прервать развитие кризиса неуверенности при обучении?
К.Роджерс, Д.Фрейберг в своей книге "Свобода учиться" пишут: "
Маленький мальчик первый раз приходит в школу. Он хочет в школу, потому
что это шаг к тому чтобы стать взрослым. Он видел, как большие мальчики
и девочки ходят в школу каждое утро и возвращаются домой после беда. Но
он одновременно еще побаивается. Это ведь незнакомая ситуация, полная
пугающих его возможностей. Он слышал рассказы о школе - о наказаниях, о
волнениях, о дневниках, о добрых и злых учителях. Жуткая
неопределенность. И вот он в классе. Учительница встречает его
по-деловому. Вот его парта и его стул, в ровном ряду других таких же
парт и стульев. Вот его книги и карандаши. Учительница улыбается
классу, но её улыбка кажется деланной. Затем начинается начинаются
правила.
<...> Он научился тому, что:
* В школе нет места для его неугомонной физической энергии.
* Надо либо подчиняться, либо принимать неприятные последствия.
* Очень важно соблюдать правила.
* Ошибаться плохо.
* За ошибку наказывают унижением.
* Спонтанному интересу не место в школе.
* Учитель - это тот, кто поддерживает дисциплину.
* в целом, школа - это неприятный опыт.
Вечером он спрашивает у родителей: " Как долго я должен ходить туда?"
Постепенно до него доходит, что он приговорен к очень длительному сроку.
По мере того как проходят дни, месяцы и годы, он научается другим вещам:
* Большинство учебников очень скучные.
* Не соглашаться с учителем опасно.
* Есть много способов не учиться.
* Обманывать можно, главное - не попадаться.
* Если мечтать, разрисовать учебники и фантазировать, то время проходит быстрее.
* Если старательно учиться и получать хорошие отметки, твои товарищи будут тебя презирать.
* Большая часть учения, полезного для жизни, происходит за пределами школы.
* Оригинальным идеям не место в школе.
* Самое важное в образовании - это отметки и экзамены.
* Некоторые учителя скучные зануды.
Неудивительно, что ребенок ждёт каникул - времени настоящей жизни. Он
стремиться окончить школу, чтобы освободиться от скуки, постоянных
рамок и принуждения"(2, с.472).
Джефф Петти в книге "Современное обучение. Практическое руководство"
пишет: " Существует три основные психологические школы, которые внесли
свой вклад в теорию обучения. <...>
Когнитивная школа рассматривает мыслительные процессы, задействованные
учения. Бихевиористская школа игнорирует эти процессы и изучает влияние
поведения учителя и других внешних факторах на обучение.
Гуманистическая школа интересуется образованием как средством
удовлетворения эмоциональных потребностей учащихся и их потребностей,
связанных с личностным ростом.
Литература:
1. Джефф Петти в книге "Современное обучение. Практическое руководство. М.: Ломоносовъ,2010.
2. К.Роджерс, Д.Фрейберг. "Свобода учиться". М.:Смысл, 2002.
3. Юридический словарь. М.: Институт новой экономике.2009.
Тэги: обучение в школе
|
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Моей целью было порадовать вас, мои дорогие друзья. Кажись я справилась. Обнимаю вас и люблю ПроШколу со всеми её плюсами и минусами. ▫ Замурчательные картинки! Хоть головой повертеть можно, чтобы посмотреть! Какая-никакая физкультура! 😀😅👍 ▫ В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-)))
А из окна любуюсь яблоней в цвету,..
С надеждой проблематично... ▫ Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна.
https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974? ▫ ... старый анекдот про сантехника...
▫ Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.
|
|
|
|
|